kreativnost__2

3 способа креативно решить проблему

Апр 15 • Популярные темы, Рубрики, ЧеловекКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 votes, average: 2,00 out of 5)
Валерия Куватова

Валерия Куватова

Историк искусства. В настоящее время занимается когнитивной психологией (Институт психологии им. Выготского (РГГУ) и является креативным директором Лаборатории интеллектуальных технологий «Нео-Кортекс».

Современные успешные бизнесмены считают, что без творчества невозможно развитие бизнеса. Философы говорят о том, что каждый человек — творец по природе, а богословы — что творчество — это Божий дар человеку, от успешного применения которого зависит степень полноты его жизни. 

Иногда мы очень долго живем с какой-то проблемой, которая не дает нам покоя, но никак не можем придумать для нее хорошее решение. Очень часто на работе и в семье для реализации каких-либо планов от нас требуется нестандартное решение или новая идея. Этот материал — специально для того чтобы облегчить задачу по поиску нового интересного подхода к насущным задачам. 

ПАТТЕРНОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Наш мозг устроен таким образом, чтобы обеспечить максимально быстрое реагирование на ситуацию, даже если эта реакция не будет оптимальна. И это разумно: если бы человек каждый раз анализировал все вводные по конкретной ситуации, то за время анализа критически опасной ситуации он успел бы погибнуть. Однако при решении задач, требующих менее стремительной реакции, но более глубокой проработки и нестандартного подхода, паттерновая система оказывается серьезным недостатком.

Мозг оценивает ситуацию по основным параметрам и сравнивает ее с имеющимися  паттернами. Если в общих чертах ситуации совпадают, то нюансы попросту игнорируются. Допустим, некая проблема была решена определенным образом. Если в дальнейшем возникает ситуация, которую мозг оценивает как сходную, он стремится решать ее тем же способом.  Сила паттернового мышления настолько велика, что при выборе, скажем, одного из двух одинаково незнакомых объектов, человек выбирает тот, о котором слышал хотя бы что-то, даже если то, что он слышал, не раскрывает преимуществ/недостатков этого объекта перед вторым. Поэтому в рекламных целях часто бывает достаточно просто многократно упомянуть продукт в каком угодно контексте.

То же самое происходит в повседневной жизни, работе, учебе.  Сталкиваясь с проблемами, люди спешат опереться на опыт: «в том году уже возникала подобная проблема», «на рынке такая ситуация уже была». К новой проблеме применяются уже проверенные решения. При этом не учитывается, что при сходстве «симптомов» причина явлений может быть разной, или общая ситуация уже изменилась настолько, что прошлые методы не сработают. Или решение и в прошлый раз было не самым удачным, но это обстоятельство забылось.

Если же мозг сталкивается с новыми для него объектами и ситуациями, то начинает их усиленно анализировать. Сам факт невозможности «узнать» объект или ситуацию является фактором, заставляющим концентрировать на них внимание.

Паттерновое мышление обеспечивается сложением устойчивых связей между нейронами мозга. Эти устойчивые связи напоминают глубокие дорожные колеи: как бы ни хотелось найти более удачное решение, но мыслительный процесс упорно возвращается в привычную «колею». Для того, чтобы подходить к решению задач в более творческом ключе, нужно отвлечь мозг от паттернов, которыми он дорожит.

ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Еще один момент, связанный со стремлением мозга к максимально быстрому решению задачи, называется вертикальным мышлением. Мысля «вертикально», мы  стремимся как можно быстрее решить задачу, пользуясь известными нам алгоритмами. Сама формулировка задачи воспринимается мозгом как заданная и сомнению не подвергается. На вертикальном мышлении построена практически вся современная система образования.

Другой способ подойти к проблеме — мыслить «латерально». Латеральное мышление заключается в предварительном размышлении над проблемой/задачей/возможностью, до начала стандартной интеллектуальной обработки вводных данных. Это способ изучения задачи без попыток немедленного решения, переформатирование задачи.

Рассмотрим пример вертикального и латерального подхода к арифметической задаче: в чемпионате по футболу приняли участие 748 команд, чемпионат проходил в формате игр навылет. Сколько всего игр было сыграно, включая финал?

Вертикальный  подход: количество команд делим на два, получившийся результат — еще на два и т.д.

Латеральный подход: переформатируем проблему.

Сколько победителей? — один.

Сколько проигравших? — 747.

Сколько игр навылет? — 747.

Если в жизни мы сталкиваемся с проблемами или задачами, которые нам не удается решить в рамках стандартного подхода, если при попытке придумать что-то новое наш мозг упорно цепляется за набор привычных стереотипов, имеет смысл попробовать применить к проблеме «креативные» технологии решения задач.

Технологии эти берут свое начало в бизнес-психологии. Именно бизнес, оценивающий любые действия с точки зрения практической полезности и «монетизации», всегда был заинтересован в поиске новых, более результативных подходов к решению своих задач. Разумеется, креативные технологии можно применять не только в бизнесе, но и в любых других сферах деятельности.

РЕВЕРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Эта технология не требует специальных навыков или опыта ее применения. Она хорошо работает в условиях, когда мы мучительно пытаемся усовершенствовать какой-то проект, но в мозг упорно воспроизводит одни и те же идеи, которые мы уже опробовали и которые не привели к улучшению ситуации. Ее можно использовать как в работе, так и в индивидуальных проектах, а также в различных жизненных ситуациях.  Суть реверса заключается в следующем: если у нас не получается улучшить ситуацию, нужно подумать над тем, как ее креативно ухудшить.

Рассмотрим скучный деловой пример: я хочу продвинуться вверх по карьерной лестнице внутри компании. В компании есть позиция, которая мне очень нравится, но желающих занять это место много. Какими деловыми качествами я должен обладать, как себя позиционировать, чтобы претендовать на позицию? Попробуем подойти к задаче творчески, то есть реверсивно. Сначала реверсивным путем определим, что нужно делать в этой позиции, чтобы завалить работу: не знать английский, не разбираться в макроэкономике, не иметь маркетингового образования, быть мизантропом, не владеть powerpoint, ненавидеть дресс-код компании и т.д.

Разобравшись, как эффективно завалить саму работу на этой позиции, можно предпринять отдельные усилия, чтобы завалить и свою перспективу занять эту позицию. Помимо того, что в интервью нужно будет указать все свои неумения, наверное, можно сделать еще что-нибудь. После того, как мы нашли самые эффективные способы ухудшить ситуацию , вновь совершаем реверсивный скачок и начинаем  подбирать антиподы к этим способам. Часто двойной реверс позволяет нам увидеть нюансы, которые при линейном подходе были незаметны.

ТЕХНОЛОГИЯ РАНДОМА

Технология случайного вброса (рандом) очень проста в использовании. Берется абсолютно случайное существительное, и начинается поиск решения проблемы, включающий это понятие. При выборе случайного слова нужно следовать определенным правилам:

  1. Лучше брать слова, обозначающие конкретные, а не абстрактные понятия, например, «дверь», а не «совесть».
  2. Не может быть слишком случайного слова. Как правило, проблема возникает тогда, когда слово недостаточно случайно (то есть человек подсознательно притянул то слово, которое уже как-то связал со своей проблемой). Поэтому лучше брать вообще из книги либо из большого списка существительных.
  3. Сразу слово привязать будет непросто, поэтому будет много веселых, но бессмысленных идей. Это не страшно, можно продолжать, пока не мелькнет что-то стоящее.
  4. Лучше всего брать слова, никак не связанные с той сферой, в которой лежит проблема.

Рассмотрим пример: в рабочем коллективе царит уныние. Все с неохотой идут на работу, вприпрыжку домой, работают вяло, общаются мало, из-за этого коммуникации хромают. Как улучшить атмосферу в коллективе?

Вслепую открыв толковый словарь, мы попадаем на слово «ВЕРТОЛЕТ». Начинаем генерировать идеи, ассоциативно связанные с этим словом:

  1. Образ движения лопастей по кругу рождает идею ввести в офисе программу «Вертолет»: выделить полдня в пятницу, когда каждый сотрудник сможет рассказывать о своих увлечениях, интересах, просто поднять любую тему.
  2. Устроить экскурсию на авиасалон.
  3. Купить круглый стол  и сделать зону отдыха, где все смогут сесть за круглым столом.

Разумеется, большинство идей окажется бесполезными, но вероятность рождения удачной идеи все равно намного выше, чем при стандартном подходе.

Рассмотрим более творческий пример: вы хотите сделать сайт, но никак не можете определиться с дизайном. Применяем технологию рандом. Выпадает слово «дверь»: можно сделать главную страницу кирпичной стены и двери, которая открывается внутрь сада или замка и т.д. Пробуем другое случайное слово — выпадает «лось»: рога похожи на ветвистое дерево  можно сделать страницу в виде древа жизни.

ПРОВОКАЦИЯ

Очень интересная технология  — провокация. Она полностью оправдывает свое название. Суть технологии проста, но научиться ее эффективно применять несколько сложнее.

Задача заключается  в том,  чтобы сформулировать какой-то заведомо неверный или неаргументированный тезис по поводу проблемы, которую вы пытаетесь решить. Высказывание должно покушаться на что-то, что считается незыблемым, должно вызывать резкий внутренний протест. Не бывает чрезмерно провокационных заявлений, бывают недостаточно провокационные.  Технология похоже на рандом. Отличие в том, в рандоме развитие идет от полностью случайного понятия, а в провокации – от абсурдного заявления,  связанного с темой.

Рассмотрим пример. Мой друг уже несколько лет изучает археологические памятники острове Сокотра (находится между Африканским рогом и Аравийским полуостровом). По ряду причин никто не может пока определить, к какой эпохе относятся эти памятники, какой народ их строил. Учитывая, что сами сокотрийцы говорят на бесписьменном языке и по цивилизационному развитию близки к неолиту, ученые склоняются к «колониальным» гипотезам. Предположений существует много, потому что античные письменные источники рассказывают об экспедициях, отправлявшихся на остров за драгоценными ладаном и миррой. Но археологических подтверждений пока никто не обнаружил.

Друг оказался в плену одних и тех же гипотез и не может выбраться из замкнутого круга. Если он захочет поработать над проблемой в рамках технологии провокации, то какое провокационное заявление он мог бы использовать? Допустим, такое: на Сокотре никогда не было иноземцев, ни разу не заходил ни один  корабль. Что из этого следует? Что сокотрийцы развивали свою культуру сами. Тогда сокотрийская техника строительства автохтонна, зависела от имеющихся материалов и орудий труда. Тогда аналогии следует искать в регионах со сходной геологией, климатом, среди народов, близких по исторической стадии развития. Античные авторы, которые писали о Сокотре, на самом деле имели в виду не Сокотру и т.д.

Возможно, использование провокации и не приведет к открытию, но поможет сформулировать новые гипотезы, которые можно будет потом проверить путем нового анализа археологического материала.

Иногда бывает довольно сложно придумать провокационный тезис, просто потому, что у нас в мозге уже сложились жесточайшие паттерны в отношении проблемы и возможного решения. Поэтому не исключено, что какой-то процент придуманных тезисов окажется бесполезным. Однако если продолжать работать над темой, то очень вероятно, что удастся придумать что-то интересное. Как вариант, можно взять какое-то непреложное утверждение и сформулировать тезис от противного. В случае моего друга таким тезисом стала бесспорность факта, что Сокотра попала в сферу влияния античных цивилизаций.

ПРИ РАБОТЕ С ПРОВОКАЦИЯМИ ВАЖНО НЕ ПЕРЕПУТАТЬ ЦЕЛИ! Мы не пытаемся доказать, что ложное утверждение на самом деле истинно. Ваша цель —  использование математического приема промежуточного невозможного. Мы знаем, что какие-то вещи невозможны, но допускаем их в качестве промежуточного решения и смотрим, к каким последствиям это приведет.

***

Креативные технологии не требуют особых навыков и героических усилий, зато делают процесс поиска решения менее рутинным и более забавным.  И очень часто дают хорошие результаты. Попробуйте и убедитесь в этом сами!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »