5 километров пешком зимой в гору

5 километров пешком зимой в гору

Окт 30 • Авторская колонка, Популярные темыКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Наталья Андросенко

Наталья Андросенко

Политолог, редактор сайтов "Новые хроники" и "Русский обозреватель"

Моя бабушка родилась и выросла в деревне. Небольшая деревенька на 20 дворов, все жители носят только две фамилии, и поэтому все — так или иначе родственники. В школу приходилось ходить даже не в соседнюю деревню, а чуть подальше. Дорога занимала час по сельской местности.

Потом бабушка выросла, на подножке поезда уехала в Москву, окончила институт, поехала работать по распределению и всю жизнь очень старалась, чтобы ее дети были «городскими» — ходили в школу не за 5 километров, а в пределах городского квартала.

Бабушке сейчас 86, а моя подруга, живущая в поселке городского типа в Новой Москве, вот уже 7 лет просыпается в 5.30 утра — сначала ездили в садик, из которого берут в хорошую математическую школу, а потом в саму школу. Формально и садики, и школы в поселке, конечно, есть, но… были времена, когда укомплектованность преподавателями была такая, что для старшеклассников в порядке вещей было ходить к 4-5 уроку, а к 11 классу уже не одна и не две девочки успевали пропасть во внезапный декретный отпуск.

И такая история — далеко не исключение. Вот еще одна семья: живут в Куркино, ребенок — в школе на Новослободской. В 6.30 подъем, домой — в 18.30, по всем вечерним пробкам. Еще помню один разговор в очереди: мы пошли в школу, теперь встаем в 6.30, надо выехать в 7, потому что в 7.15 проспект Вернадского уже стоит. Утренние электрички из Долгопрудного, Химок и других пригородов заполнены спящими детьми, которые едут в центр в школу — конечно, если вам нужно хорошее учебное заведение с перспективами.

Как вы думаете, где учится большинство детей новопостроенных районов Балашихи, Люблино, Химок и других бесконечных новостроек? Как правило, нынешние застройщики вместе с монолитными 25-этажками строить школы не планируют, а система выездов и дорог тоже оставляет желать лучшего.

Пожалуй, повезло только одной знакомой семье: им посчастливилось последние 40 лет жить в центре Москвы, и хорошая школа от них — через два дома. 5 минут ходьбы. Да и ту грозят укрупнить и слить с соседней.

Ребенок, впрочем, поначалу сильно комплексовал — он приходил за 15 минут до начала занятий, а всех остальных спящих детей родители приводили на полчаса раньше, пытаясь успеть доехать из своих далеких районов до утренних пробок и часа пик. Досыпали малыши в дороге и за партой — знания требуют жертв.

Многие скажут, что эта проблема исключительно московская — увы, так живет большинство крупных городов и областных центров. Час на дорогу до школы. Как 75 лет назад, когда моя бабушка ходила 5 километров пешком зимой в гору.

В этом вопросе причудливо отражается государственная городская и сельская политика последних десятилетий. «Урбанизация любой ценой», «городское просвещение каждому», укрупнение и закрытие неперспективных деревень, искусственное вымывание людей в город — все под лозунгом нового городского стандарта, когда школа и садик у вас во дворе, а поликлиника — в шаговой доступности.

Вместо дорогого решения — привезти город в деревню — пошли по более простому и дешевому пути — деревню вывезли в город. Многоэтажные городские микрорайоны с проницаемостью дорожной сети на уровне заводских слободок — это деревня в городских условиях.

Но привезенная в город деревня неизбежно репродуцирует черты именно деревенского, а не городского уклада, но не на уровне наличия электричества и кафеля в ванной, а в каких-то самых базовых и более важных вещах — доступности школ, больниц, транспорта.

И нормой жизни становится не ребенок, который сам идет в школу в своем дворе, а ребенок, который тратит утром час на дорогу. Только если часовую прогулку по полю и через лес еще как-то можно подать под соусом общеукрепляющей физкультуры, то польза от езды на электричке или в метро весьма сомнительна. Недосып, шум, толчея — отсюда потом слабое здоровье, плохое усвоение материала и перегрузки.

В этом вопросе деревня так и осталась деревней: многоэтажные каменные джунгли в чистом поле (это еще называется «спальный район») — не городская квартальная застройка, и нужной городской инфраструктуры здесь нет.

Для сравнения. Моя подруга живет во Франции, в долине Луары, в маленькой деревеньке с 500-летней историей, где есть и школа, и уроки музыки, и гимнастика. А по субботам ездят в соседнюю деревню на уроки фехтования — счастливое пейзанское бытие. Оба родителя, естественно, совсем не свиноводством занимаются, а работают в сфере IT. И в каждую деревню ведет не одна разбитая грунтовка, а 2-3 дороги нормального покрытия.

И дело тут не только в том, что это «богатая Европа» — скорее, другие цели и другой жизненный стандарт.

Десятилетия политики притока населения в большие города не привели к истинной, глубинной урбанизации — по большому счету, пора думать не о переселении в большие города, а наоборот, о привнесении городских стандартов в сельскую жизнь. Не на уровне «новый торговый центр с китайским ширпотребом и отсутствием места на парковке», а с хорошей школой, поликлиникой, дорогами и прочей инфраструктурой. А самым первым разумным шагом было бы не закрывать те сельские школы и родильные отделения, которые уже есть в деревнях. Не превращать деревню в пустыню.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »