Адам, Ева и Рязань

Адам, Ева и Рязань

Июл 24 • Авторская колонкаКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Священник Константин Камышанов

Священник Константин Камышанов

Клирик Спасо-Преображенского монастыря г. Рязани, архитектор

В реанимации думаешь не только о смерти, но и о жизни. О том, что можешь потерять, или, наоборот, найти снова, как потерянную драхму. И я подумал о жене.

Супружеская жизнь в Боге — сплошное таинство и торжество замысла Бога о человеке. Таинством становится и то, что, как кажется, принадлежит исключительно земле. Слияние душ и взаимное узнавание друг друга в Боге — маленькое богоявление и преображение. Честная семья вообще богоподобна на порядок больше, чем простая личность, и равночестна монашеству, но совершенно по-другому.

Свиданий наших каждое мгновенье,
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.

Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ты раскрыло
Свой новый смысл и означало: царь.

На свете все преобразилось, даже
Простые вещи — таз, кувшин, — когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.

В молодости эти стихи Арсения Тарковского я считал кощунством. Тогда я не понимал, что человек — лучшая икона Бога. До меня не доходила глубина Рождества Христова, заключающаяся в том, что Он пришел не только в Вифлеем, но и в нас. И что все лучшее в нас — это часть Бога, принятая нами и светящаяся как свет через полуприкрытые ставни. У меня мимо ушей прошли слова: «Адам стал как один из Нас» — Троицы.

Я смотрел на людей и не видел в Боге человека. Но если посмотреть с обратной стороны, то Христос просвечивает сквозь людей.

***

В Церкви есть частное мнение, что брак — это вынужденная терпимость Церкви к блуду как к первородному греху. Церковь как бы допускает рождение детей, и человеку остается только мука и труды воспитания детей. Или, говорят, брак — это совместное решение тех проблем, которых не существовало бы без брака. Тысячу лет зилоты методично клюют брак, считая семейную жизнь ущербной по сравнению к монашеской. То есть учат и поправляют самого Бога. Богословы-ненавистники брака придумали некую Супер-личность, которой, как в интеграле, воскреснет Адам. А в каком интеграле восстанет Ева?

Брак лежал в основании мира. Не может быть, чтобы он выродился только лишь в терпимость к блуду. Бог не стал бы давать такую честь и славу своей терпимости.

Во время Венчания звучат слова тайносовершительной молитвы, произносимой священником:

— Венчай их славою и честью…

Какая же слава в терпении детей, кухни, волчцов и терний труда? Слава — в восстановлении в себе образа, заложенного Богом. Хулящий брак — человек невежливый по отношению к Творцу.

Адам, Ева и Рязань

Но есть и другое мнение, что первородный грех не в блуде, а в том, что человек захотел стать больше Бога или как Бог. Так большинство и живет. У них Бог на посылках и послушаниях.

Но правильная точка зрения та, которая зафиксирована в Бытии:

— Адам стал как один из Нас.

То есть и нам теперь свойственно рождество, преображение, воскресение и Царство небесное.

В воскрешении в нас первоначального образа Адама и Евы и состоит смысл супружеской жизни. Так мы готовимся быть теми, кем были.

В честном браке союз оживотворяет, окрыляет, наполняет силами и делает обоих супругов ближе небу. Недаром брак — таинство, несводимое и невыводимое ни из чего другого.

В развитии этих свойств, очищении ядра личности и есть смысл нашей жизни.

Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »