Является ли Уильям Шекспир автором своих гениальных произведений?

Был или не был? Вот в чем вопрос…

Янв 22 • КультураКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Алексей Сурин

Алексей Сурин

Культуролог, журналист

Биография Уильяма Шекспира подобна старой, почти стершейся со временем кинопленке. Где-то изображение проступает отчетливо, и мы можем увидеть, как Шекспир выходит на сцену, чтобы исполнить роль призрака отца Гамлета. Или мы видим его умирающего, с завещанием в руках, с последней мыслью — не забыл ли он ничего?

И все же большая часть «пленки» утеряна безвозвратно. И там, где нельзя ничего разглядеть, рождаются «черные дыры», из которых вот уже более двухсот лет извлекаются различные теории, пытающиеся доказать, что Шекспир не был автором своих произведений. Эта статья — небольшое путешествие по «черным дырам» биографии Великого Барда. Давайте заглянем в них внимательно. Что мы увидим?

ШКОЛА СЕМЬИ

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в небольшом английском городке Стратфорд-на-Эйвоне. Через несколько дней мальчика крестили в церкви Святой Троицы. Служитель, который вел записи в приходской книге, сделал пометку о столь счастливом событии. Правда, имя отца он написал с одной ошибкой.

Джон Шекспир был перчаточником и землевладельцем. Он умел зарабатывать деньги, и эта предприимчивость достанется его сыну по наследству — бедствовать он не будет. Дело отца станет и приметой шекспировских пьес. Перчатки буквально спадают с большинства его строк: их оставляют лежать в шляпе или с вызовом бросают на землю. «Что шлет Дюмен возлюбленной своей?». «Перчатку», — отвечает героиня «Бесплодных усилий любви». Для Шекспира — это лучший подарок.

Мэри Арденн, мать Уильяма Шекспира, была дочерью богатого землевладельца. На ней лежало огромное хозяйство семейства, а также воспитание детей. Ей же надлежало ухаживать за садом. Шекспир прекрасно разбирается в прививке саженцев, обрезке ветвей. Видимо, он был хорошим помощником своей матушки. Британский писатель Питер Акройд в своем биографическом труде о Шекспире утверждает, что в пьесах драматурга упоминается 108 сортов всевозможных растений. «Радостной, радостной жизнью свободы / Буду я жить средь цветущей природы». В такой атмосфере прошло детство Уильяма.

ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ ТАЛАНТ?

В 1569 году в Стратфорд приехал театр. Для города это было огромное событие, хотя и не слишком редкое. Юному Шекспиру не раз удавалось видеть лучшие лондонские труппы, впитывая в себя поэзию и зрелищность зарождающегося в то время театра. Биографы Шекспира говорят о том, что он очень любил подражать актерам и повторял перед домочадцами наиболее понравившиеся монологи. Трудно представить, что могло быть по-другому.

Однако мы приближаемся к первой проблеме пресловутого «шекспировского вопроса»: образование. То, что автор пьес «Гамлет», «Ромео и «Джульетта», «Король Лир» — «неуч» и «деревенщина» утверждали еще современники Шекспира. Уильям действительно вырос далеко не в интеллектуальной среде. Университетского образования он не получил. Но чтобы создать свои творения, ему хватило учебы в Новой Королевской школе, страстной любознательности, прекрасной памяти и своей гениальности.

Является ли Уильям Шекспир автором своих гениальных произведений?

Что же изучали в той школе? Риторику (которая включала себя и навыки сочинительства), латынь, греческий, грамматику. Знакомились с пьесами Плавта и Теренция, баснями Эзопа. Впоследствии друг и коллега драматурга Бен Джонсон напишет, что Шекспир «немного знал латынь, а греческий и того хуже». Однако это не обвинение, а еще один комплимент — несмотря на погрешности в образовании Уильям опередил всех своих соперников, которые разбирались в древних языках куда лучше.

Еще одна особенность обучения в Новой Королевской школе — тренировка памяти. С первого и до последнего дня детей заставляли заучивать наизусть огромное количество текстов. Любой смышленый малый, как пишет Акройд, после такой выучки мог пересказать вам слово в слово полюбившуюся ему книгу. Это не казалось феноменальным. У Шекспира была прекрасная память. Будучи актером, он выучил огромное количество ролей. И когда задаются вопросом: где же многочисленные книги, которые должны были окружать Шекспира, допустимо ответить: в его голове.

К тому же необходимо помнить, что Уильям Шекспир никогда не собирался становиться ученым. Его школьные знания вполне согласуются с его ремеслом. Он сочинял для публичного театра, большинство посетителей которого не отличались высокой грамотностью. Шекспировские пьесы не про образование, а про иное знание — жизни. А этот экзамен по учебникам не сдашь.

Да и зачем тратить свои лучшие дни только на книги, когда человеческая жизнь так коротка и ничего не стоит? Средняя продолжительность жизни в Англии XVI столетия — 40 лет, в Лондоне — 20 лет. Чума, болезни или гнев судьбы могут унести тебя в могилу в любую минуту. Жизнелюбивый Шекспир в целях экономии времени старался читать в английских переводах, но не потому что не знал латынь — для него было важно выхватить суть текста, а не разбираться в языковых тонкостях. Возможно, многие произведения он даже не прочел до конца, взяв из них то, что ему нужно было для работы. Он знал столько, сколько ему необходимо было знать. Шекспир был очень практичным человеком и ценил свое время, а оно в XVI веке стоило крайне дорого.

БЭКОН ПОД МАСКОЙ ШЕКСПИРА?

И еще одна примета времени — елизаветинская эпоха была проникнута духом закона, а страна — охвачена «судебной лихорадкой». Если вы не разбираетесь в юриспруденции — вас просто съедят в зале суда. Отец Шекспира судился много, да и сам Уильям — не меньше. Возможно, в молодости он какое-то время провел в помощниках адвоката в качестве переписчика или нотариуса. Все это проливает свет на огромное количество слов и выражений из судебной практики, которые встречаются в шекспировских пьесах. Рядом с вопросом о столь глубоком знании юридических тонкостей и возникает фигура Френсиса Бэкона — знаменитого философа, и что важнее в данном контексте — профессионального юриста.

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон

В 1856 году в книге Уильяма Генри Смита «Бэкон и Шекспир: исследование, трактующее об актерах, театрах и драматургах во времена Елизаветы» впервые было высказано мнение о том, что шекспировские сочинения на самом деле принадлежат перу Бэкона. По мнению исследователя, уроженец Стратфорда не мог обладать культурой, необходимой, чтобы сочинить пьесы, известные теперь под его именем. С другой стороны, его современник Бэкон был наделен и культурой, и широкой эрудицией, и, наконец, теми самыми знаниями юриста.

Вот только обладал ли Бэкон гением поэта или хотя бы его навыками? Просто приведем цифры: словарь Шекспира насчитывает около 20 тысяч слов. Словарь Бэкона — около 9 тысяч слов. Уцелевшие стихи Веруламского философа обнаруживают в нем заурядного рифмоплета, да и стал бы столь самовлюбленный философ, с пафосом завещавший «свое имя… чужим народам и отдаленному будущему», публиковаться под фамилией какого-то стратфордского писаки и актеришки?

МАРЛО И ОКСФОРД — ПРЕТЕНДЕНТЫ НА РОЛЬ ШЕКСПИРА

К нему и вернемся. Пока мы размышляли об авторе «Нового Органона», Уильям Шекспир не терял времени. Он женился. Его супруга Анна Хатауэй была на восемь лет его старше. Крайне необычный брак для того времени, однако легко объяснимый — девушка забеременела, нужно было выходить из положения как подобает джентльмену. «Зато мать этого молодца поняла меня с первого взгляда и получила сына в люльку раньше, чем мужа в дом». Эти слова Глостера из «Короля Лира» мог произнести в беседе с другом и сам Шекспир.

Семейная жизнь была не для него. От жены и троих детей Шекспир сбежал в Лондон с актерской труппой. Как и подобает истинному гению, он оказался в нужном месте и нужное время. В 1587 году на столичной сцене появился первый шедевр елизаветинского театра — трагедия Кристофера Марло «Тамерлан Великий». Марло был сыном сапожника, однако, как и Шекспиру, писать хорошие пьесы происхождение ему не мешало. Он вошел в историю как реформатор английского театра: именно Марло стал применять белый стих, научил персонажей изъясняться возвышенно и метафорично, а самое главное попробовал заглянуть во внутренний мир людей, полный хаоса и противоречий. За ним последует и Шекспир. Он будет развивать идеи Марло. Для него он главный соперник, победа над которым означает титул первого драматурга Англии.

Кристофер Марло

Кристофер Марло

В каком-то смысле Марло сам уступил место Шекспиру, погибнув в пьяной драке в 1593 году. Обстоятельства этой смерти, как и жизнь самого Марло настолько таинственны, что действительно дают пищу для размышлений. С конца XIX века Марло — один из главных претендентов на роль Шекспира. Марловианцы утверждают, что смерть их кумира была подстроена — таким образом дерзкому шпиону Елизаветы I помогали избежать суда и казни за распространение атеизма. После инсценировки убийства Марло уехал за границу и оттуда присылал свои новые произведения в Лондон, подписывая их именем Уильяма Шекспира. Очень удобная теория. Ведь похоронен претендент в общей могиле для чумных, а значит стопроцентных доказательств смерти Марло (которая при этом не означает стопроцентную жизнь Шекспира) представить не возможно.

Марло погиб незадолго до выхода в свет первого поэтического произведения Шекспира «Венера и Адонис». Первый раз имя Уильяма Шекспира упоминается в официальном документе в связи с авторством литературного произведения. Выше него стоит только имя того, кому оно посвящается — Генри Ризли, графу Саутгемптону. Ничего удивительного в этом нет, граф был известным покровителем поэтов, и каждый хотел заручиться его поддержкой. Другой вопрос — как судьба связала его и Шекспира? Питер Акройд приводит мнение, что страстный театрал заприметил Уильяма как автора и в 1593 году попросил его поработать у него секретарем. К этому же времени относятся первые сонеты Шекспира. На разные лады в них указывается лишь одна просьба к своему близкому другу: женись и обзаведись потомством, чтобы твоя красота осталась жить и после тебя. Возможно, Шекспир писал эти строки по заказу родственников молодого графа, которые решили вразумить молодого человека с помощью изящной словесности.

Не получилось! Граф отказался брать в жены Елизавету де Вер, дочь графа Оксфорда — еще одного кандидата в Шекспиры. В «шекспировском вопросе» его фигура стала лидирующей в 1920-е годы. В наше время интерес к графу Оксфорду был подогрет фильмом «Аноним» (2011), в котором «настоящий автор» шекспировских пьес был показан так эффектно, что даже у истовых сторонников Уильяма Шекспира могли зародиться какие-то сомнения.

Эдуард де Вер, граф Оксфорд

Эдуард де Вер, граф Оксфорд

Оксфорд был еще большим поклонником театра, чем Саутгемптон, и с юности с огромным удовольствием предавался сочинительству. Но вот незадача — аристократы не могли писать пьесы для публичных представлений, и Оксфорд воспользовался именем Уильяма Шекспира, сребролюбивого актера из Стратфорда. И все бы ничего, если бы Эдуард де Вер не умер в 1604 году, за 12 лет до кончины Шекспира, написавшего после этого срока еще 11 пьес. Последняя из них — «Генрих VIII» — будет дописана Джоном Флетчером.

ПОЧЕМУ ШЕКСПИР ПЕРЕСТАЛ ПИСАТЬ?

Но пока до этого далеко. Шекспир живет в Лондоне, он становится успешен, его спектакли пользуются популярностью у каждого — от лавочника до королевы. Все поражены его кругозором, однако Уильям Шекспир никогда не покидал пределы своей страны, притом, что в его пьесах мы можем совершить путешествие по Италии, Греции, Франции и другим неведомым Шекспиру землям. Многим это дает основания полагать, что автором шекспировских произведений был кто-то более смыслящий в заграничных поездках.

Довод довольно странный. Многие писатели-фантасты не были в космосе, не «бороздили просторы вселенной», а все же пишут о подобных вещах, да с такой достоверностью! Хотя, наверное, и они лишь подставные лица. Так или иначе, в начале ХХ века был найден человек, который побывал практически во всех описанных Шекспиром странах — это Роджер Меннерс, граф Ратленд. Его товарищами по Падуанскому университету были двое датских студентов — Розенкранц и Гильденстерн. В дворцовой книге замка Бивер-Касл указано, что через некоторое время после смерти Ратленда Шекспиру и его коллеге-актеру Ричарду Бербеджу была выплачена денежная сумма, которую истолковывают как оплату за вечное молчание. Умер граф в 1612 году. С тех пор Шекспир не напишет не строчки.

Роджер Меннерс, граф Ратленд

Роджер Меннерс, граф Ратленд

Что же произошло? В первую очередь — ухудшилось здоровье. По меркам того времени Шекспир был уже не молод. Его кипучая энергия иссякала. Он все чаще стал возвращаться в родной Стратфорд и заниматься делами далекими от сцены — операциями с недвижимостью и ростовщичеством. Что ж с того, раз они приносили куда больший доход? Шекспир, в первую очередь, был главой своего семейства и отвечал за его достаток и благоденствие. В каждой сфере своей жизни он был успешен.

ЗАВЕЩАНИЕ

В марте 1616 года Шекспир пишет свое последнее творение — завещание. Даже не пишет, а только подписывает, но как! Коряво и неразборчиво, будто держал перо в руках всего несколько раз в жизни. Давая свое объяснение, Питер Акройд указывает на исследование графологов, которые установили: Шекспир страдал недугом «спастической судороги», который полностью лишает человека возможности писать. Эта напасть мучила постаревшего Уильяма около 4-х лет, что вполне объясняет его молчание, длившееся с 1612 года.

В завещании упоминается посуда и одежда, но ни слова о книгах или рукописях, что, на первый взгляд, тоже кажется странным. Впрочем, книги, вероятно, угодили в категорию «прочие вещи», которые достались супруге драматурга или его зятю. А рукописей дома могло просто не быть. Игорь Шайтанов в своей книге о драматурге указывает, что они, скорее всего, принадлежали бывшей шекспировской труппе, где с ними работали, стирая до дыр, отдавая в переписку. Нельзя обойти внимание еще одну существенную деталь завещания: Шекспир оставляет «моим товарищам Джону Хемингсу, Ричарду Бёрбеджу и Генри Конделлу 26 шиллингов 8 пенсов каждому для покупки [траурных] колец». Таким образом, драматург указывал друзьям, чтобы его не забыли. Друзья намек поняли. Бёрбедж и Конделл в 1623 году опубликовали собрание сочинений Шекспира, так называемое Первое фолио, в которое вошли 36 «канонических» пьес Великого Барда.

***

Так был или не был — вот в чем вопрос. Вряд ли на него найдется однозначный ответ. Этот вопрос ценен сам по себе, так как заключает внутри себя не только культурологические изыскания, но и вопрос веры. Веры в возможность существования гения. А что такое мир без гения? «… Это история, рассказанная идиотом, наполненная шумом и яростью и не значащая ничего». Это хорошо понимал Борис Пастернак, когда писал о Шекспире и его вечном вопросе: «Его жизнь оказывается слишком глухой и будничной для такого имени. У него не было своей библиотеки, и он слишком коряво подписался под завещанием. Представляется подозрительным, как одно и то же лицо могло так хорошо знать землю, травы, животных и все часы дня и ночи, как их знают люди из народа, и в то же время быть настолько своим человеком в вопросах истории, права и дипломатии, так хорошо знать двор и его нравы. И удивляются, забыв, что такой большой художник, как Шекспир, неизбежно есть все человеческое, вместе взятое».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »