Чем взрослый отличается от инфантильного?

Чем взрослый отличается от инфантильного?

Фев 12 • Популярные темы, Темы неделиКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Мариям Арпентьева

Мариям Арпентьева

Мариям Арпентьева, доктор психологических наук, доцент КГУ им. К.Э. Циолковского

«…и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

Евангелие от Матфея, 18:3

КАК ПРОИСХОДИТ ВЗРОСЛЕНИЕ

Сейчас много пишут об инфантильности и почти совсем ничего о том, каков человек взрослый. Что же такое психологическая зрелость, как понять — повзрослел ли человек, как разобраться — взрослый человек перед нами или все еще инфантильный, ребенок? И как быть с теми, кто «витает в облаках», и теми, кто сохраняет детское, чтобы «войти в Царство Божие»?

Ответов на этот вопрос несколько. Во-первых, можно отметить ступенчатость взросления: взросление включает становление личностью, становление партнером и становление профессионалом. Эти три формы взросления тесно связаны. Однако чаще всего становление профессионалом и партнером «опираются» на становление личностью.

Взросление и связанные с ним процессы происходят в процессе разрешения задач так называемой ведущей для данного возраста деятельности (определяющей развитие на данном возрастном этапе: игра, обучение, профессиональный труд и т.д.), в процессе нормативных, возрастных кризисов (кризисы перехода от одного вида ведущей деятельности к другому — кризис трех лет, кризис школьного возраста, подростковый кризис и т.д.).

Кроме того, существуют кризисы квазинормативные: они скорее наступят, чем нет, но сроки и форма их протекания различны. Это кризисы семейного плана (образование и распад семьи, рождение и смерть близких), кризисы профессиональной деятельности (вхождение и выход из профессии, кризисы карьеры и мастерства). Существуют и ненормативные кризисы, связанные с трансординарным — необычным для многих людей — опытом: войны и миграции, преступления и тюремного заключения, изгнания из общности и славы, заложничества и опыта более или менее масштабных катастроф. Во всех этих случаях зрелость наступает, когда человек мобилизует ресурсы для преодоления фрустрации и страхов, возникающих из-за того, что нет необходимой поддержки со стороны окружающих. Если он не может опереться и на себя самого, возникает тупик. Зрелость — в умении пойти на риск, для того чтобы выбраться из тупика. Некоторые люди, не способные (или не желающие) идти на риск, на долгое время берут на себя защитную роль «беспомощного» или «глупого». Кроме того, зрелый человек способен гибко и адекватно, нравственно и творчески принимать поддержку извне.

МУЖЕСТВО ВЗРОСЛЕТЬ

Однако не все так просто: развиваться — значит идти на риск, сражаться и преодолевать трудности, выходить из одних отношений и входить в другие, не понимать и прорываться сквозь невежество и т.д. В работах экзистенциально-гуманистического направления описан интересный вид защит — защита от развития или комплекс Ионы (Jonah complex). Этот комплекс противоположен защитам, описанным в школе Зигмунда Фрейда, совершающихся ради развития: он связан с тем, что по вине «страха достижений» — самого себя, успеха и т.д. — более половины людей в мире даже близко не обращаются к задаче развития и не подбираются к какой-либо заметной степени самореализации. Люди понимают, что условие становления, перехода на следующий уровень бытия требует мужества, выводящего человека из уютного и безопасного укрытия на просторы бытия. Это бытие — его собственное, но уже и не его. Через боль инициаций человек двигается к новым этапам жизни, на которых он часто оказывается один на один с собой и со своим инобытием.

Чем взрослый отличается от инфантильного?

Еще Ролло Мей отмечал, что главным условием свободы и роста человека является сознавание себя и конфронтация с собой, требующие «принятия ответственности и чувства одиночества, которое влечет за собой эта ответственность». Это предполагает отказ от иллюзии «детского всемогущества», принятие того, что абсолютной уверенности в решениях, которые, так или иначе, будут приниматься, никогда не будет . Развитие — мужество или воля быть, вопреки обстоятельствам и мнениям окружающих, вопреки своим страхам. Становление собой — тем, кем человек может стать — глубинное, свойственное каждому человеку стремление, которому противостоит — особенно в моменты кризисов и моменты, когда человек учится чему-либо — поиск большей уверенности и безопасности. Если стремление к личной и родовой безопасности и комфорту побеждает, если человек не поднимается над инстинктами благополучия и полового размножения, то стремление к росту и становлению оказывается приторможенным или полностью подавленным. Тогда человек довольствуется достигнутым положением вещей: его все устраивает в своем собственном развитии, в себе, недоволен он только окружающими людьми и обстоятельствами, побуждающими его что-то предпринимать, да еще и учитывая реальные обстоятельства, а не те вымышленные, которые он вместе с решением об отказе от дальнейшего развития принял. Человек будет ходить по замкнутому кругу проторенных дорог, применяя готовые и проверенные способы решения проблем, избегать «лишней нагрузки», бесконечно откладывать то, что требует «выхода из зоны комфорта», игнорировать задачи и людей, с которыми он сталкивается для своего роста, а его неиспользованные и даже неопробованные способности будут оставаться «зарытыми в землю», жизнь и ее изменения — отвергнуты или просто отрицаются. Многие люди, боясь быть осмеянными и чрезмерно задетыми, разрушенными неприятием других и неприятием самих себя, перестают рисковать изменяться, впадают в комфортное и удобное недовольство собой и жизнью.

СКАЗАТЬ ЖИЗНИ «ДА!»

Для зрелого же человека характерно жизнеутверждение как благоговение перед жизнью, любовь к ней. Это — «детская» часть его жизни, позволяющая выживать и «входить в Царство Божие». Личностная стратегия жизнеутверждения предполагает преобразование трудных, кризисных жизненных ситуаций в такие, которые развивают и раскрывают потенциал человека.

Говоря о структуре жизнеутверждения, Альберт Швейцер отмечает, что оно опирается на важнейшие ценностные основания жизни человека и общества, поэтому «взрослый человек не боится повернуться лицом к мрачной реальности и увидеть ее такой, какова она на самом деле». Жизнеутверждение, согласно Альберту Швейцеру, — зависящая от ценностей личности тенденция к самореализации, к развитию («воля к прогрессу»), а также конкретное событие духовного акта, в момент которого человек перестает жить бездумно и посвящает себя жизни, с благоговением возвышая жизнь до истинной ценности, углубляя и расширяя одухотворенную и усиленную волю к жизни. Описывая проблемы жизнеутверждения «самого по себе», он отмечает, что вне нравственного отношения к жизни оно производит «лишь неполную и несовершенную культуру».

Жизнеутверждению противостоит жизнеотрицание как отказ от жизни и любви, свойственный многим людям во взрослом и даже, нередко, подростковом и детском возрасте. Жизнеотрицание проявляется в сниженной жизнестойкости и склонности к деформациям личности и ее отношений, а именно:

1) в неспособности человека справляться с жизненными трудностями не только с помощью защитного и направленного на копинг (совладание, компенсацию) поведения, но и поведения, направленного на развитие, самореализацию;

2) в неспособности и нежелании избегать ситуаций, отношений с людьми, менять условия жизнедеятельности, провоцирующие нарушения и болезни психики, наркомании;

3) в склонности к хроническим и терминальным заболеваниям, возникающим в связи с травматическим жизненным опытом отношений или условий социальной жизни человека и его семьи, профессиональной деятельности, в неспособности продуктивно, осмысленно и эффективно справляться с психосоматическими нарушениями.

Жизнеотрицание проявляется в виде депрессивных и разрушительных тенденций в осмыслении и взаимодействии с жизнью, страхе перед жизнью и людьми, сами собой.

Чем взрослый отличается от инфантильного?

Эти нарушения проявляются в нескольких сферах:

1) В сфере отношений человек неспособен выбирать партнеров, присутствие которых соответствует его внутренним потребностям, гармонизирует его жизнь и позволяет ему развиваться. Как и ребенок, взрослый фиксируется на отношениях с «объектом» неудовлетворенной потребности в любви, привязываясь к тому, кто выбран, именно потому, что не может потребность удовлетворить.

2) В сфере жизненных целей человек стремится к фиктивным целям, не нужным ни ему, ни окружающим, но удовлетворяющим требованиям той «псевдолюбви», которую он получил от родителей в раннем возрасте взамен настоящей любви, проявлять которую родители не умели и не стремились.

3) В сфере управления жизненными ресурсами, собственного жизнеутверждающего потенциала, который оказывается чрезвычайно низок из-за преобладания защитных моделей поведения над совладающими и направленными на самореализацию и развитие.

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Укрепление жизнеутверждающего потенциала и взросление человека связано с «пятью свободами», описанными Вирджинией Сатир: свобода видеть и слышать то, что есть сейчас, — вместо того, что должно быть, было или только будет; свобода высказывать то, что я действительно есть; свобода быть собой, а не притворяться; свобода просить то, что нужно; свобода брать на себя ответственность за риск — вместо того, чтобы действовать только старыми проверенными способами и не отваживаться на новое.

Однако в жизни каждого человека, ребенка, семьи, специалиста «ограничения» и «возможности» выражены в разной мере и встречаются в различных сочетаниях друг с другом, определяя, что именно нарушается: жизнь человека в целом, отношения человека с другими людьми, осмысление себя и мира, успех и развитие и т.д.

Деформации жизнеутверждающего потенциала связаны с опытом отношений, «запрещающих» или отрицающих полноценную жизнь и бытие самим собой, изменения и развитие, отказывающихся от понимания себя и мира, отрицающих возможность успеха и свободу ответственности, утверждающих отчуждение и дистанцию отношений. Этот опыт человек черпает в том числе в семье, где формируется его жизненный сценарий — определенная модель жизни, включающая в себя ценности и цели жизни, представления о себе и окружающих, способы их достижения в общении и деятельности.

Если жизнеутверждающий потенциал семьи и личности каждого из воспитателей высок, они формируют сценарий победителей: члены семьи доверяют себе и миру, переживают мир как источник опыта и возможностей, учатся и не боятся риска, стремятся к нравственным и постоянным отношениям, основанным на взаимопонимании. Для них типичны удовлетворенность отношениями в семье и поддержкой, гармоничные отношения, переживание взаимопонимания и любви, успеха, довольства собой и миром.

Если жизнеутверждающий потенциал семьи низок, реакции неконструктивны, подавляют активность человека и семьи как таковой, то человек (и семья в целом) сталкивается с ощутимыми трудностями в социализации и развитии, налаживании взаимоотношений с другими людьми, обществом в целом. Для таких людей типичны хамартические, наполненные трудностями и провалами сценарии жизни (сценарии жизни «без любви», «без разума», «без радости», депрессия, сумасшествие, наркотическая и другие зависимости, сценарии беспомощности и т.д.). Члены такой семьи опасаются мира, не доверяют себе и людям, стремятся к комфорту и защищенности, в том числе в ущерб нравственным основам жизни, крепким отношениям, взаимопониманию. Для них также типичны незавершенные и проблемные отношения, неудовлетворенность отношениями, поддержкой, переживание неуспеха и недовольство собой и миром.

Чем взрослый отличается от инфантильного?

ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?

Помочь такому человеку и всей семье можно посредством происходящих в психотерапии проработки жизненного опыта, осознания человеком удовольствия пребывания в потоке опыта, продуктивной трансформации трудной ситуации, риска неопределенности, результатов «потерь», собственных и семейных ограничений, ресурсов, важности ценностей и прочности семейных отношений, взаимопонимания и взаимопомощи: психологической и реальной.

Важно оценить жизнеутверждающий потенциал человека, пересмотреть используемые им неконструктивные стратегии преодоления повседневных трудностей и конфликтов, кризисов и нарушений в развитии личности. Это предполагает включение в анализ ценности и смыслы, которыми живет человек, отношение человека к самому себе и мире с нравственных, ценностных позиций.

КРИТЕРИИ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ

Подводя итоги, перечислим критерии зрелого человека. У. Меннингер, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, Р.Д. Лейнг, А. Эллис , Б. Ливенхуд и другие выделяют такие критерии взрослости, как :

— способность конструктивно взаимодействовать с окружающей действительностью (смотреть в лицо реальности, признавать проблемы, а не убегать от них, искать пути решения или совладания с ситуацией);

— способность временно отодвигать на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело;

— умение, в поисках счастья и уклонения от боли, поддерживать баланс между перспективой и сиюминутной выгодой;

— стремление к достижению лично значимых и реалистичных целей и отсутствие утопизма;

— толерантность к неопределенности и способность адаптироваться к изменениям (спокойное отношение к тому, что изменения могут нарушить рутину, изменить ожидания; способность дать себе время на то, чтобы принять новое);

— уверенность в своей интуиции и адекватности решений, способность оправданно рисковать, что помогает человеку переносить напряжение, создаваемое неопределённостью возникновения всей череды жизненных ситуаций;

— толерантность к стрессам, умение справляться с психологическим напряжением и проводить профилактику психосоматических реакций;

— способность терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь;

— толерантность к агрессии и ответственность: терпимость к неприятию и способность творчески направлять враждебную энергию в конструктивное русло, мягкость и снисходительность, а также личная ответственность, помогающие более конструктивно воспринимать критику (критика не запускает в действие механизмы защиты, а служит для человека полезной обратной связью);

— способность вовлекаться в отношения, открываться другому и любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами, без идеализации и обесценивания; без страха близости, открытости и глубины отношений;

— способность испытывать удовлетворение от того, что больше отдаешь, чем получаешь, толерантность к несправедливости;

— умение сотрудничать и приходить к взаимному согласию, помогать другим, оставаясь собой и заботясь о собственных интересах;

— способность работать и играть, привносить в мир что-то новое, брать у мира новое, развивать свой творческий потенциал и творческий потенциал других;

— аутентичность (самобытность): полное осознание настоящего момента жизни, самостоятельный выбор способа жизни в данный момент и принятие личной ответственности за данный выбор;

— способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться и «деформироваться»;

— обладание цельной жизненной философией, открытость собственному опыту, терпимость ко всей гамме своих и чужих реакций, принятие своих чувств. Проживание переживаний, их осознание и осмысление дает возможность выбирать тот или иной способ поведения в каждой ситуации, не позволяя неосознанным чувствам нарушать мир и себя;

— умение реалистично и осознанно относиться к себе, слышать, что творится внутри, опираться на себя, принимая решения;

— глубокое самопознание, рефлексия и сила личности: у зрелых людей имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях, отсутствует эгоцентризм и другие проявления чувства собственной важности, им свойственен юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству;

— чувство витальности как способность быть и чувствовать себя живым и принятие того, что мы не можем изменить, пребывание в потоке жизни и открытость новому опыту, а также экологическое мастерство — способность человека активно выбирать и создавать собственное окружение, которое отвечает его психологическим условиям жизни.

Чем взрослый отличается от инфантильного?

КРИТЕРИИ ЗРЕЛЫХ ОТНОШЕНИЙ

Для зрелых отношений характерны:

— высокая самооценка всех участников: все хорошего мнения о самих себе и других, а наказывая, они никогда их не унижают друг друга;

— открытость социальных связей: участники группы любят и уважают друг друга. Каждый член группы уверен, что другие готовы его выслушать, и сам он готов выслушать других;

— непосредственное и честное общение: люди чувствуют себя настолько свободно, что могут поделиться друг с другом своими переживаниями, искренны;

— правила, по которым живут люди, подвижны и гуманны: по мере того, как люди меняются, меняются и правила, а слова не расходятся с делом;

— осознание искушений на Пути (своих и чужих), того, что конфликты и бури — знак чего-то очень важного, а не попытка перекричать всех остальных, стать главнее и добиться «правды», того, что спокойствие — мирное состояние, а не тревожное молчание от страха и не затишье перед бурей;

— человеческая жизнь и переживания людей гораздо важнее, чем что-либо другое: статус, «правда» и т.д.

— ошибки служат для приобретения нового опыта, личная ответственность — неотъемлемая часть взаимоотношений; искренность как способность определить собственные желания и сказать «да», «нет», «может быть», выразить свои чувства даже перед лицом неприятных последствий, умение признавать свои ошибки, извиняться, если это необходимо, прерывать отношения, если они наносят вред, готовность воспитывать и быть воспитываемым;

— ощущение себя нужными и любимыми: зрелым людям свойственна способность просить о поддержке или предоставлять ее другим, не чувствуя себя слабым или уступчивым;

— способность поддерживать свою идентичность, вступая в тесную связь с другими людьми или конфликтуя на почве убеждений; умение оставаться присутствующим свидетелем происходящего.

Что почитать по теме:

А. Адлер. Наука жить. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства.
Э. Берн. Игры в которые играют люди.
У. Глассер. Школы без неудачников.
Р.Д. Лэйнг. Расколотое «Я».
А. Лэнгле. Дотянуться до жизни.
А. Маслоу. По направлению к психологии бытия.
Р. Мей. Сила и невинность: в поисках истоков насилия.
К. Меннингер. Человек против самого себя.
Г. Олпорт. Становление личности: Избранные труды.
К. Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека.
К. Роджерс. Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений.
В. Сатир. Вы и ваша семья.
А. Фрейд. Психология Я и защитные механизмы.
Э. Фромм. Бегство от свободы.
А. Швейцер. Жизнь и мысли.
Д.Б. Эльконин. Введение в психологию развития.
Э. Эриксон. Идентичность: юность, кризис.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »