Чему и как учили царских детей

Чему и как учили царских детей

Мар 4 • Любопытства ради, НаукаКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Марина Ракитина

Марина Ракитина

Кандидат исторических наук, ведущий методист Государственного историко-культурного музея «Московский Кремль».

Царских детей с самого раннего возраста начинали готовить к самой важной и сложной профессии — управлению государством. В Средние века продолжительность жизни была намного короче, поэтому и основные ее события (совершеннолетие, начало военной службы и придворной карьеры, вступление в брак) совершались обычно гораздо раньше, чем сегодня. Обучение детей также начиналось в более раннем возрасте.

Царевичи и царевны с первых лет были окружены всевозможной заботой и роскошью. У них были самые лучшие по тем временам игрушки: куклы, лошадки, серебряные звери и птицы. В число забав царских детей с ранних лет входили детские книжки. При царском дворе была широко распространена традиция создания «потешных книг», т.е. рукописных книг с картинками, которые придворные художники рисовали по особому заказу в одном-единственном экземпляре. Так, царевичу Петру Алексеевичу сделали первую потешную книгу, когда ему был всего один год. В 1674 г. для царевны Натальи Алексеевны, которая родилась в августе 1673 г., была написана книга «Начаток о сотворении света». Кроме того, с ранних лет царские дети должны были изучать родословную своей династии. Для них была заказана «Книга Степенная благоверного и благочестивого рода Романовых». B XVIII веке на Руси были очень любимы переводные рыцарские романы. «Повесть о Бове Королевиче «в лицах», т. е. с иллюстрациями, числилась среди потешных книг малолетнего царевича Алексея Петровича. Со всеми этими книгами дети знакомились, когда сами еще не умели читать — их читал вслух кто-то из приближенных.

Обучение же чтению царских детей начиналось в возрасте около 5 лет. Так, пятилетнему царевичу Петру по решению старшего брата — царя Федора Алексеевича — выбирают учителя, которым стал подьячий Никита Зотов.

К. Лебедев. Никита Зотов обучает царевича Петра Алексеевича.

К. Лебедев. Никита Зотов обучает царевича Петра Алексеевича.

Первым средством обучения чтению являлась азбука. Патриарх Филарет Никитич в 1633 г. благословил своего четырехлетнего внука, царевича Алексея Михайловича «азбукою, большая печать». Кроме печатных букварей в придворном быту существовали еще и рукописные. Один из таких букварей в настоящее время находится в собрании Музеев Московского Кремля. Рукописный букварь состоит из 26 листов и начинается с обращения к царевичу Алексею Петровичу. Далее на каждом листе содержатся буквы алфавита того времени, сопровождающиеся рисунками и стихотворным текстом. Так, буква П проиллюстрирована бытовыми предметами, знакомыми каждому человеку того времени: палата, перстень, пищаль, парус, пояс, перо, праща, пуговица.

Буква П из Букваря

Буква П из Букваря

Наличие в рисунках на букву Р розги говорит о том, что этот предмет был известен в царском дворце. Кроме букварей, в исторических источниках упоминается еще и азбука в столбцах — пропись, которая выполнялась писцами-каллиграфами из Посольского приказа. Надо сказать, что в те времена научиться свободно читать было гораздо сложнее, чем теперь — ведь помимо печатных книг существовали еще и рукописные документы, выполненные разными почерками.

Обучение обычно происходило в палатах царских детей. Во второй половине XVII века упоминается «учительный налой» — вероятно, подобие парты. Документы, рассказывающие об учении царевича Федора Алексеевича, говорят также, что царственный отрок учился читать на «учительной скамейке», обитой золотым галуном с серебром. Говорится и про особую «учительную палату» царевича, т.е. помещение, специально предназначенное для занятий. Начинали же учиться довольно рано утром, раньше, чем это принято сейчас — если в современной школе уроки начинаются в 8.00 или в 8.30, то в XVII веке занятия почти наверняка начинались вместе с дневными делами взрослых — часов в 6 утра. Однако процесс обучения шел не очень быстро — видимо, игры и развлечения по-прежнему играли в жизни царских детей важную роль.

После азбуки для обучения чтению использовали церковные книги — Часовник, Псалтирь и Деяния апостолов. Цель обучения чтению в те времена как раз и состояла в том, чтобы человек мог читать священные книги для спасения своей души. Украшенные красочными изображениями Псалтири XVII века как нельзя лучше подходят для обучения чтению: на каждой странице расположены несколько строчек текста и иллюстрирующая их миниатюра.

Страница из рукописной Псалтири

Страница из рукописной Псалтири

Если сейчас дети учатся читать и писать одновременно, то в Средние века это было не так. Только после обучения чтению наступала очередь письма. Часто встречаются упоминания о людях, которые читать умели, но писать не могли. Красивый и четкий почерк рассматривался во всех странах как один из главных признаков хорошего образования, поэтому писать царских детей обучали лучшие каллиграфы того времени — подьячие и дьяки Посольского приказа.

Чернильница

Чернильница

В обязательную программу образования того времени также входило церковное пение, которому могли учиться как со слуха, так и с помощью «крюков» — прообразов нот. Церковное пение очень любил царь Иван Грозный, а особенно преуспела в нем дочь царя Бориса Годунова, царевна Ксения, о музыкальных талантах которой упоминают современники. Многие русские государи сами писали тексты или музыку к церковным песнопениям. Историкам музыки известны сочинения царей Ивана Грозного и старшего брата Петра, царя Федора Алексеевича. В букваре царевича Алексея Петровича есть композиция под названием «Музыка — пение сладкое», где изображены молодые люди, играющие на разных музыкальных инструментах. Первоначальный этап обучения всех детей, в том числе и царских, заканчивался на обучении чтению, письму и церковному пению.

Книга с крюковыми нотами

Книга с крюковыми нотами

Что же изучали царские дети на следующем этапе, в «средней школе»? Большое внимание в обучении царских детей издавна уделялось истории. Для изучения всемирной истории служили так называемые Хронографы, где изложение нередко начиналось с библейских и античных времен. Отечественная история изучалась по огромной иллюстрированной летописи, созданной по заказу Ивана Грозного — Лицевому Летописному своду. Что касается географии, то впервые сведения о том, что царские дети изучали эту науку, появляются еще во времена царя Бориса Годунова. Современники упоминают о том, что его сын царевич Федор Борисович не только учил географию, но и сам нарисовал карту Российского государства, а также подробный чертеж Кремля и Москвы.

Карта мира Абрахама Ортелия. 1582 г.

Карта мира Абрахама Ортелия. 1582 г.

Вопрос об изучении иностранных языков является одним из самых сложных. Царь Иван Грозный на приемах польских и татарских послов говорил, что не нуждается в переводчике. Видимо, языки ближайших соседей в те времена учили со слуха, но специального обучения иностранным языкам не было.

Но главным занятием государя считалось военное дело — ведь царь должен был возглавлять армию как главнокомандующий. С малых лет для забавы царских сыновей служили игрушечные сабли, ружья и пушки. Придворные мастера делали для них потешные знамена и барабаны. В возрасте 6-7 лет царские оружейники выполняли для царевичей доспехи и шлемы, полностью копирующие настоящие. Сохранился шлем царевича Ивана, сына царя Ивана Грозного. Царских детей также учили стрельбе из лука и из ружей, верховой езде и другим воинским умениям.

Детский доспех

Детский доспех

К моменту вступления на престол царские сыновья были подготовлены к основным задачам, которые стояли перед правящим государем. Они могли показать свое благочестие в церкви во время праздничных служб и шествий, принять решение по челобитным и другим документам, поступающим на их имя, достойно принять иностранных послов, а также возглавить войско во время военного похода. В те времена царь, который мог руководить военными и судебными делами, считался образцовым государем, достойным уважения подданных. Для всех остальных дел существовали государственные служащие — бояре и приказные дьяки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »