Что сделала с детской литературой Астрид Линдгрен?

Что сделала с детской литературой Астрид Линдгрен?

Июн 16 • КультураКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

В рамках лектория «О чем в книгах пишут, а друг с другом не говорят»  Московского городского педагогического университета состоялась лекция Екатерины Асоновой, кандидата педагогических наук, заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета. ТЕЗИС приводит текст лекции в небольшом сокращении.

Екатерина Асонова

Екатерина Асонова

Имя Астрид Линдгрен, конечно, знакомо всем. На ее родине, в Швеции, писательницу считают национальным героем. Вдумайтесь: Швеция — та страна, где есть детский писатель, признанный национальным героем. Когда Астрид Линдгрен умерла в 2002 году, вся Швеция безутешно горевала. Как вы понимаете, национальными героями так просто не становятся. Какую же роль она сыграла в детской литературе и культуре вообще?

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ШВЕЦИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Родилась Астрид Линдгрен в 1907 году, то есть, прожила она без малого сто лет. Считается, что с ее имени начинается детская литература в Швеции. Однако это совсем не так: в Швеции еще к моменту рождения Астрид Лидгрен уже были состоявшиеся детские писатели и прекрасная детская литература. Например, замечательная книга «Чудесное путешествие Нильса с диким гусями» Сельмы Лагерлеф. Это педагогическое произведение, классика детской литературы: оно довольно ярко иллюстрирует, для чего и почему писатели стали создавать нечто особенное для детей. Это было нужно, в первую очередь, взрослым — как способ объяснить нечто важное ребенку. Сельма Лагерлеф была учительницей, и именно для своих «служебных» целей она и придумывала интересные тексты. Посредством упомянутой сказки она, ни много ни мало, хотела занятно рассказать о географии своего края. Пока гуси перелетают из места в место, можно было рассказать, какие города есть в этом краю, какая природа, какие животные.

Что сделала с детской литературой Астрид Линдгрен?

Помимо образовательной идеи в этой книге присутствовала и воспитательная, причем она была ничуть не менее важной. Нильс в начале и в конце сказки — два разных ребенка. Сельма Лагерлеф честно говорит: просто так, по волшебству, другими не становятся. Другими становятся, когда что-то переживают, когда проходят какие-то испытания. Только пережитый личный опыт дает человеку возможность измениться. И это, на самом деле, передовая мысль для того времени — да и для нашего тоже. Мы с вами до сих пор думаем, что если ребенку рассказать, что вот это хорошо, а вот это плохо, то он изменится. Но это не так. Пока ребенок не пережил нечто на своем личном опыте, у него нет причин меняться.

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ АСТРИД ЛИНДГРЕН

Что же изменила Астрид Линдгрен? Как известно, писать для детей она начала не в 16 лет, а тогда, когда у нее родилась дочь. До этого она была журналисткой, машинисткой, как могла зарабатывала на жизнь — ее талант раскрылся далеко не сразу. До появления Астрид — а это был золотой век шведской литературы — любой писатель, пишущий для взрослых, считал нужным писать одновременно и для детей. Астрид Линдгрен стала первой, кто начал писать только для детей. Это не значит, что она исключила из фокуса своего внимания взрослых — напротив, взрослые ее очень интересовали. Самой главной книгой для шведов, связанных с именем их национальной героини, является вовсе не любимый нами «Карлсон», а «Пеппи Длинныйчулок». На втором месте по значимости — «Эмиль из Лённеберги». «Карлсона» шведы так, как мы, не любят. Более того, есть мнение, что они его вообще не любят. Как бы нам ни хотелось представлять Швецию свободной и разудалой, шведским родителям этот хулиган и нарушитель спокойствия не нравится.

«Пеппи Длинныйчулок» — это история про необычную, сверхсильную девочку, которая нарушает все-все правила. Она неправильно одевается, живет одна, без родителей. Главная фраза в этой сказке содержится, на мой взгляд, в этом отрывке:

Пеппи пошла вдоль по улице, одной ногой по тротуару, другой — по мостовой. Томми и Анника не спускали с нее глаз, но она исчезла за поворотом. Однако скоро девочка вернулась, но теперь она уже шла задом наперед. Причем шла она так только потому, что поленилась повернуться, когда надумала возвратиться домой. Поравнявшись с калиткой Томми и Анники, она остановилась. С минуту дети молча глядели друг на друга. Наконец Томми сказал:

— Почему ты пятишься как рак?

— Почему я пячусь как рак? — переспросила Пеппи. — Мы как будто живем в свободной стране, верно? Разве каждый человек не может ходить так, как ему вздумается? И вообще, если хочешь знать, в Египте все так ходят, и никого это ни капельки не удивляет.

Что сделала с детской литературой Астрид Линдгрен?

Собственно, на этом лекцию можно было бы закончить. Астрид Линдгрен сделала с детской литературой именно это: она сделала ее манифестом защиты прав детей на то, чтобы делать то, что им хочется. Дальше можно только проиллюстрировать, что же хочется детям, что Астрид сочла нужным защищать, и как это проявилось в детской литературе.

ЛИЧНАЯ ТРАВМА

Астрид родилась в семье крестьянина, и жизнь у нее была очень непростая. Пока Астрид росла, семье пришлось преодолеть довольно тяжелые времена. Детей было много, всех нужно было кормить. Будучи поначалу очень бедной, семья смогла так укрепить свое материальное положение, что со временем ей удалось кормить не только детей, но и всех наемных работников, которые к тому времени жили в доме.

Вообще говоря, Астрид родилась в той Швеции, которая голодала, но которая смогла взять себя в кулак и, благодаря молитве и огромному трудолюбию шведов, превратилась в процветающую страну. Это была очень религиозная страна (она, в общем-то, и сейчас очень религиозная) с очень строгими устоями, порядками, традициями, культом семьи и удивительным, невероятным трудолюбием и целеустремленностью.

В 16 лет Астрид становится журналистом в местной газете. Ее литературное дарование, умение писать, конечно же, было природным. Но, оторвавшись от корней, работая в совершенно другом мире, нежели тот, где трудились ее родители, она пережила то, что случается переживать молоденьким девушкам: она забеременела, будучи не замужем. Лично для меня это ключевой факт биографии Астрид, который, по-видимому, во многом перевернул ее жизнь.

Астрид Линдгрен, 1924 г.

Астрид Линдгрен, 1924 г.

Что тогда произошло? Астрид была вынуждена уехать из дома, где она не могла родить внебрачного ребенка. Она уезжает в Стокгольм, снимает там жилье, подрабатывает машинисткой. У молодой девушки не получается обеспечить свою жизнь. В определенный момент встает вопрос: где и как будет жить этот ребенок? Астрид знакомится с женщиной из Копенгагена, которая помогает ей найти датскую семью (в Швеции таких семей еще нет), готовую принять этого ребенка на некоторое время, кормить и воспитывать его, пока мама не станет на ноги. Это не приемная семья, это не отказ от ребенка, а это реальная помощь женщине, попавшей в очень трудную ситуацию.

Астрид недолго вытерпела разлуку с малышом. Когда ему исполняется 3 года, она забирает его из этой семьи и возвращается с ним в деревню к родителям. И абсолютно смело гуляет с ним по улицам. За эти 3 года она смогла стать на ноги, так, что можно было обеспечить себя и ребенка. Конечно, травма была колоссальной: разлука с ребенком для нее была такой же трагедией, как для любой другой женщины, и она боролась, чтобы не отдать ребенка, найти способ быть вместе с ним.

Дальше ее жизнь складывается вполне удачно. Она выходит замуж, у нее рождается дочь, семья живет счастливо. И только это семейное благополучие позволяет раскрыться ее таланту.

Есть фото Астрид, где она забралась на дерево. На нем ей около 70 лет. Для нее было очень важно показать, что она и в почтенном возрасте вполне умеет лазать по деревьям, что ее деревенское детство осталось вместе с ней. Существует монография И.Я.Новицкой «Становление художественного мира Астрид Линдгрен» (если вам хочется узнать о биографии писательницы, то стоит ее прочитать), которая весьма убедительно доказывает, что все герои-хулиганы Астрид Линдгрен списаны с ее собственного детства. Вероятно, так оно и есть, ведь с чего еще может списывать писатель, как не с собственного опыта?

Что сделала с детской литературой Астрид Линдгрен?

КНИГИ

Итак, давайте вспоминать ее творения. Самая известная книга Астрид — это, конечно же, «Карлсон, который живет на крыше». Другие ее произведения тоже знакомы русским читателям: «Рони, дочь разбойника», «Эмиль из Лённеберги», «Расмус-бродяга», «Мио, мой Мио!». Это самые растиражированные в России книги писательницы.

Астрид писала очень много, отличаясь фантастической плодовитостью. Но что было для нее главной темой? Возьмем книги «Крошка Нильс Карлсон» и «Нет разбойников в лесу». Эти книжки о совсем маленьких детях, детство которых проходит в вынужденном одиночестве. Условно говоря, это истории про Ларса, ее собственного сына.

«Крошка Нильс Карлсон» (в Швеции фамилия Карлсон такая же популярная, как в России — Иванов) появляется задолго до любимого нами «Карлсона, который живет на крыше». Это история о мальчике, который вынужден все время, пока родители работают, проводить дома один. Его сестра умерла. И он целый день сидит дома взаперти и никуда не может выйти, но, тем не менее, должен себя как-то занимать. Так у него появляется волшебный друг. Друг очень маленький и живет за маленькой дверкой. Поэтому ему достается вся мебель для кукол, которая осталась от сестры.

Книжка удивительная. С одной стороны, она проникнута желанием показать взрослым, как тяжело живется в таких условиях ребенку, что такое жизнь одинокого ребенка. С другой стороны, она вся соткана из разговоров с ребенком о том, из чего состоит его быт. Мальчик и его волшебный друг сначала убираются в этой маленькой комнатке, потом ее обустраивают, то есть это медленный, практически бессюжетный, бесконфликтный рассказ о том, из чего состоит жизнь ребенка. Причем ребенка не из богатой семьи, а из такой семьи, в которой жила сама Астрид. Примерно о том же книжка «Нет разбойника в лесу», только там в качестве главной героини девочка.

«Крошка Нильс Карлсон»

«Крошка Нильс Карлсон»

Но самыми интересными лично для меня оказались книги «Мы все из Бюллербю» и «На острове Сальткрока». Здесь появляется тема семьи: фокус смещается с ребенка на взаимоотношения детей и родителей, на то, как строится семья, на то, как взаимодействуют между собой старшие и младшие. Эти книжки пока очень елейные, абсолютно беспроблемные, спокойные, размеренные. Если что-то происходит, то оно не выходит за рамки бытовых проблем: погас свет, укусила оса. Максимум, что происходит опасного, — дети уплывают на лодке и какое-то время не могут вернуться, но, естественно, в этой же главе все заканчивается хорошо. Это книжки, в которых есть базовая уверенность в том, что мир по отношению ко мне настроен хорошо. Родители, если и допускают ошибки и оплошности, то совсем чуть-чуть и нестрашные.

Благодаря этим книжкам в шведской литературе возникает понимание того, что ребенок — это не Расмус-бродяга, гуляющий сам по себе, не Оливер Твист, а это семья. Вы хотите помочь ребенку? Помогите семье. Это мысль семейная. Я не буду утверждать, что именно поэтому в Швеции такое глубочайшее уважение к семье, но мне кажется, что свою роль в развитии и поддержке этой ценности в обществе Астрид, несомненно, сыграла.

Астрид писала книги и для подростков, и с этой стороны мы ее знаем хуже. У нее есть серия книг о Кати, которая уже не ребенок, а достаточно самостоятельная молодая девушка. Кати путешествует по миру, бывает в Париже, Италии, Америке. В этой книге посредством географического сюжета, проживания новых встреч Астрид удается разговаривать с подростками о том, что их волнует. Как общаться с юношами? Как пойти на свидание? Как вообще реагировать на то, что с тобой происходит?

Что сделала с детской литературой Астрид Линдгрен?

В этой книге уже присутствует целый ряд сцен, по поводу которых начинаешь сомневаться: а стоит ли об этом читать ребенку? Может быть, еще рано? Но позвольте, а когда надо говорить о том, что с тобой произойдет в 18, 19, 20 лет? Точно не в 18. На такой книжке не может быть маркировки 18+. Она должна быть адресована 13-летним — тогда, когда подростки начинают об этом задумываться. И это та мысль, которая впоследствии очень сильно повлияла на развитие шведской литературы.

ЧЕСТНЫЙ РАЗГОВОР НА СЛОЖНЫЕ ТЕМЫ

Что еще мы должны знать об Астрид Линдгрен? Параллельно с написанием книг она участвует в съемке фильмов по своим произведениям, не упуская ни одного из форматов общения с детьми, возможности рассказывать о своих книгах, своих мыслях.

Что сделала с детской литературой Астрид Линдгрен?

Она вообще очень щедро дарила себя людям, этот светлый, мудрый, хотя и по-своему жесткий человек. Если вы полистаете ее биографию, то увидите, что на ее долю выпала не одна война. Во время Второй мировой войны она работает — ни больше, ни меньше — в цензуре. Иначе говоря, она фактически работает на спецслужбы, и через нее проходит то, что обычно проходит через такие институты. У Астрид было очень жесткое отношение к фашизму, очень четкие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо в этом мире. И именно это привело к тому, что, будучи уже очень авторитетным, состоявшимся и зрелым человеком, она вступает в полемику с министром экономики по поводу налогов, и тем самым берет на себя ответственность по защите своих сограждан, тех, кто читает ее книги, кто разделяет с ней жизнь в стране. Такая активная позиция для детского писателя — это редкость на тот момент и, безусловно, заслуживает уважения.

Что сделала с детской литературой Астрид Линдгрен?

Книга «Братья Львиное сердце» переведена на русский язык, но ее плохо знают. Она вызвала огромный скандал в Швеции. Эта книжка — первый честный и открытый разговор с ребенком о том, что такое смерть. О том, что смерть — это часть жизни. Книга довольно своеобразна. Смерть там представляется как Нангияле, некая страна, в которую ты попадешь. Фраза «Встретимся в Нангияле» — это эпитафия, которую используют шведы для надписей на надгробных камнях.  Астрид, выросшая в религиозной семье, саму себя называла агностиком. По сюжету, один из двух братьев неизлечимо болен, а второй, старший все время его утешает, стараясь сделать, чтобы жизнь младшего брата была настолько светлой, насколько это возможно. Вроде бы всё говорит о том, что старшему потом придется плакать о младшем. Но жизнь распоряжается иначе: первым погибает старший брат. Они встречаются в другой стране. А в другой стране их ждут новые испытания, уже не болезнью или несчастным случаем, а другие. Пройдя эти испытания, они снова встречаются с тем, что называется смерть — с уходом из этого мира.

Таким образом, Астрид ввела тему смерти в детской литературе в качестве возможной темы для разговора с детьми. Это не значит, что дети раньше ничего не знали и не читали о смерти, нет. Но это тот разговор, который может состояться, если ребенок пришел к нам и прижал к стенке вопросом: «Мама, я умру?» Что и как ему отвечать в таком случае? Астрид говорит: нет таких тем, на которые мы не будем говорить с ребенком. Мы обязаны отвечать ребенку на любой его вопрос. Это обязанность взрослых перед детьми. И каждое поколение должно найти свои ответы — нельзя довольствоваться теми ответами, которые были найдены 100 или 50 лет тому назад, хотя на них можно опираться. Это вечная социализация: социализируются не только дети — социализируются и родители. И это тоже была мысль Астрид Линдгрен.

СОВРЕМЕННАЯ ШВЕДСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Шведы оказались благодарными читателями. Им сейчас довольно успешно удается развивать направление детской литературы.

Первый из современных шведских детских писателей, продолжающих те идеи, о которых говорила Астрид Линдгрен, — это Свен Нурдквист.

Свен Нурдквист

Свен Нурдквист

Самая главная его книга — нет детей, которые бы ее не любили! — это истории про Петсона и его котенка Финдуса. Петсон — это старичок, который живет один в деревне, а Финдус — его котенок. Котенок все время попадает в ситуации, которые, в отличие, к примеру, от приключений Карлсона или дяди Федора и кота Матроскина, «разрывают шаблон». Например, одна из историй называется «Петсон грустит». Всю книжку у Петсона, который, как вы понимаете, олицетворяет собой родителя, плохое настроение. Он хандрит, ничего не хочет делать, не хочет идти работать. Котенок пытается всячески развеселить Петсона, предпринимает миллион попыток, чтобы этого добиться, но тщетно. Мысли у этой истории две: 1) грустить вообще-то нормально; 2) не всегда взрослые утешают маленьких, бывает и наоборот.

Что сделала с детской литературой Астрид Линдгрен?

Эти истории — книжный сериал, а Свен Нурдквист выступает и автором текста, и художником (собственно, он художник по образованию). Одна из моих любимейших его сказок — «Рождественская каша», очень добрая и красивая история.

Следующий писатель очень непростой — Анника Тор. Она пишет для подростков. На русский язык пока переведена ее четырехчастная книга «Остров в море» — история о четырех еврейских девочках-подростках, которые были чудом спасены от гетто при помощи Красного креста и перевезены из Австрии в Швецию. Это история их жизни в Швеции в приемных семьях. Еще у нее есть очень жесткая подростковая повесть «Правда или последствия». Это уже очень возрастная писательница, но очень сознательно выбирающая сюжеты и темы, на которые нужно говорить с подростками.

Анника Тор

Анника Тор

Следующий шведский автор — абсолютно феноменальный и фантастический Ульф Старк. Он иногда приезжает в Россию, которую очень любит, и даже пытался переводить «Руслана и Людмилу» на шведский язык. Он продолжил идею Астрид Линдгрен о том, что с детьми нужно говорить буквально обо всем. «Моя сестренка — ангел», «Звезда по имени Аякс», «Маленький Асмодей», «Черная скрипочка» — это книжки для маленьких детей, в которых он так или иначе говорит о конечности жизни, о том, что смерть — это часть жизни. Он не говорит об этом прямо, но эта мысль прочитывается из текста.

Ульф Старк

Ульф Старк

Книжка «Звезда по имени Аякс», по словам самого Ульфа, выдавалась с Хеппи Милл в Макдональдс. Это малюсенькая, в 16 страниц книжка о смерти собаки. В одной семье родился мальчик, а в семье уже была собака, и она стала его лучшим другом. Когда мальчику было 7 лет, псу Аяксу пришло время покидать этот мир. Мальчик очень горевал, а потом ему приснился сон, как он на волшебной лошади путешествует на звезду по имени Аякс. Читать это без комка в горле, без слез невозможно, но это ровно то, что нужно переживать вместе с детьми. Это печально, но это правильно — горевать о своем друге, правильно, чтобы оставалась память об ушедших.

У Ульфа Старка есть совершенно потрясающие подростковые романы — «Пусть танцуют белые медведи» и «Чудаки и зануды». Это сложные истории о том, как распадаются семьи, но все-таки не распадаются жизни. О том, что если родители больше не могут жить вместе, жизнь все равно сохраняет свои прелести, что она на этом не заканчивается. Но развод родителей — это сложный период, он меняет людей, и его нужно пережить.

Замечательный шведский писатель Стефан Каста — это уникальный автор, который ставит перед собой задачу каждый раз написать книжку в новом жанре. Он создал учебные книги «Софи в мире деревьев» и «Софи в мире трав» для знакомства детей с природой, утопию «Зеленый круг», очень сложную повесть «Притворяясь мертвым», где ребенок из Вьетнама, усыновленный шведской семьей, влюбляется в девочку и ради нее начинает общаться с ее компанией. Однажды они, чтобы выполнить домашнее задание, отправляются в лес слушать птиц. В этом лесу нашего героя бросают, фактически, он рискует погибнуть из-за подростковой жестокости. Но книжка на этом не заканчивается: он не только спасается, но еще и прощает своих обидчиков. Это, по сути, христианская идея. Другие произведения Стефана Касты транслируют иное мировоззрение, то есть он все время экспериментирует. На русский язык также переведена его книжка-картинка «Какого цвета Мистер Лис?».Она о том, что ты можешь быть не похож на других, но это никак не влияет на то, принимают тебя другие или нет.

Стефан Каста

Стефан Каста

Наконец, сейчас в работают две прекрасных шведских писательницы — Пернилла Стальфельт, которая создает рисованные энциклопедии о самых разных вещах — например, о любви, о смерти, о толерантности, и Туве Аппельгрен (эта писательница живет в Финляндии) с ее книгой «Веста-Линнея и капризная мама». Это история о том, как мама идет с двумя детьми в парикмахерскую. Собираясь туда, мама со старшей дочкой повздорили — как часто вздорим мы, когда, например, собираем детей в детский сад. Писательница описывает, что из этого получилось. И главная мысль этой книжки – «Мне не всегда нравится то, что ты делаешь, но люблю я тебя всегда» – пожалуй, достойное уже не продолжение, а развитие идеи Астрид Линдгрен.

«Веста-Линнея и капризная мама»

«Веста-Линнея и капризная мама»

***

Что же сделала с детской литературой замечательная старушка Астрид Линдгрен? Она способствовала распространению среди детских писателей идей о том, что детская литература: 1) должна быть очень разной и предназначаться для всех; 2) должна защищать права детей, показывать взрослым, кто такие дети; 3) должна защищать права родителей, живых, допускающих ошибки. И самое главное — что детская литература может помочь родителю разговаривать с ребенком на очень сложные темы. Потому что спрятаться от этих тем вряд ли удастся.

Что сделала с детской литературой Астрид Линдгрен?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »