День народного единства — искусственный праздник?

День народного единства — искусственный праздник?

Ноя 4 • Общество, Популярные темыКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Анастасия Храмутичева

Анастасия Храмутичева

Редактор сайта Тезис.ру, кандидат политических наук

Вот уже десять лет в России 4 ноября отмечают День народного единства. И, судя по звонкам в эфиры радиостанций и комментариям в интернете, большая часть населения страны воспринимает этот новый праздник как искусственную затею чиновников, не видит в нем особого смысла и относится к нему всего лишь как к еще одной возможности отдохнуть от напряженных будней, заняться бытовыми делами, встретиться с родственниками и друзьями. Кто-то считает, что это всего лишь постсоветский вариант праздника 7 ноября, который нужно было чем-то заменить.

Так ли это? Что в действительности стоит за этой датой?

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

События Смутного времени начала XVII века, к которым приурочено установление праздника, гораздо более трагичны, чем кажется нам уже четыреста лет спустя. Это было время, когда Россия — сложись события по-другому — могла прекратить свое существование в качестве государства. И это не преувеличение: исследователи говорят о том, что за несколько тысяч лет с арены истории сошло примерно 480 различных языков и культур — и это только в пределах европейской цивилизации. Пример Византийской империи — пожалуй, один из самых ярких.

1612 год — особенный период русской истории. Россия в те годы переживала тяжелейший кризис — намного более тяжелый, чем сейчас, причем не только социально-экономический, но и культурный.

Некоторые факты. События второй половины XVI века: разорение крупных экономических центров — Твери, Новгорода, Пскова, резкий рост налогов, эпидемия чумы и тяжелейший трехлетний голод, из-за которого погибла почти треть страны, — привели к обезлюдению центральных районов страны. Из-за экономического кризиса помещики были более не в состоянии содержать своих крепостных и выгоняли их из своих поместий. Последние из страха голодной смерти объединялись в разбойничьи шайки и промышляли грабежом, насиловали и убивали, были даже случаи людоедства. Разгорелась настоящая война: брат шел на брата, одни православные люди резали других православных людей.

В этих условиях в стране вдруг появляется самозванец, объявивший себя царевичем Димитрием Ивановичем. Поначалу он был поддержан не только поляками, литовцами и римско-католической церковью, как это обычно считается, но и немалым числом русских людей — измученные ожиданием возвращения на престол «истинного царя» (а после смерти царя Федора Ивановича, династия «истинных» по вере русского народа государей из рода Рюриковичей прервалась), они искренне поверили в «истинность» царевича Димитрия, которого стали считать настоящим сыном царя Ивана IV Грозного. Но и этот царь оказался «фальшивым» — Лжедмитрием.

После убийства этого, первого Лжедмитрия, вскоре объявилось еще несколько лжецарей-самозванцев — двое назывались именем Димитрия, один Петром… Да мало ли их было! Но не верили никому, даже своим признанным, в том числе и царю Василию Шуйскому, взошедшему на престол после смерти Лжедмитрия I. В итоге истинного царя стали искать за рубежами России и даже за рубежами православного мира — в Речи Посполитой, и пригласили на престол польского королевича Владислава. Этот выбор казался тогда единственным правильным решением (конечно, при условии принятии Владиславом православия), но оказался катастрофической ошибкой: в Москву были впущены польско-литовские войска, а на русский престол стал претендовать теперь сам польский король Сигизмунд. Россия потеряла политическую независимость, возникла угроза потери национальной и религиозной независимости.

В.П. Верещагин. Осада Троице-Сергиевой Лавры.1891 г.

В.П. Верещагин. Осада Троице-Сергиевой Лавры.1891 г.

Наконец, страна переживала полную разруху на культурном уровне: произошла полная потеря культурной идентичности. Так же как и в иные исторические периоды, было распространено представление о «неправильности» собственной культуры, неспособности к созиданию государства, гражданского общества, культурных ценностей. Общество исповедовало философию неудачников, которые пошли не по тому пути и должны учиться у других, более «успешных» народов.

Современники называли это время «Великим московским разорением» или «Лихолетьем» и признавали, что в Смуте было повинно все русское общество. Ни одна страна мира после таких испытаний не возвращалась на мировую арену. Каким же образом произошел выход из столь глубокого кризиса?

ПЕРЕЛОМ

Большую роль в объединении народа в борьбе со Смутой сыграл тогдашний Патриарх Московской и всея Руси Гермоген. Его проповеди и призывы к освобождению от интервентов, подкрепленные огромным моральным авторитетом, помогли положить начало изменению настроений в обществе. Но этого было недостаточно.

Для освободительного похода было нужно хорошо вооруженное войско — России нужно было воевать с лучшей на тот момент армией мира (у польско-литовской армии были лучшие доспехи, пушки, уже тогда было нарезное оружие). Любая армия — это всегда очень дорогостоящее предприятие, а тем более в условиях инокультурного и инополитического господства. Однако пожертвования на вооружение армии собирались слабо. Народ неохотно жертвовал деньги, ссылаясь на собственные стесненные условия.

Споры и ссоры вождей Первого ополчения, корыстные устремления многих его участников, прежде всего дворян и казаков, предательское убийство казаками Прокопия Ляпунова — одного из главных лидеров Первого ополчения, в итоге разрушили этот союз земских военных ратей, собравшихся со всех сторон России, дошедших до Москвы, но так Москву и не освободивших.

По-настоящему переломный момент настал тогда, когда расходы по выходу из кризиса взяла на себя политическая и экономическая элита. Это важнейший принцип эффективного управления: элита не только разделяет доходы организации (или государства) во времена стабильности, но и берет на себя бремя расходов во времена кризисов. Кстати, примеры тому можно найти в истории крупных коммерческих компаний. Например, известный американский менеджер Ли Якокка, бывший президент компании Ford и председатель правления компании Chrysler, в своей книге «Карьера менеджера» писал, что во времена кризисов руководитель должен получать свою зарплату последним.

Лучшие представители русской элиты, возглавившие Второе ополчение, поступили точно так же: начали вооружать ополчение за свой счет, отдавая в залог взятых кредитов не только свою недвижимость и имущество, но даже своих жен и детей. Искренность и серьезность намерений вождей ополчения, прежде всего К. Минина и Д.М. Пожарского, «последних людей», как называли их многие современники («последних» в том смысле, что одни были последними, кому еще верили), помогла добиться самого главного — доверия со стороны народа — и заручиться его поддержкой. Вообще говоря, вся эта история — яркое свидетельство активности российского гражданского общества, которое опровергает устоявшиеся представления о том, что в России оно исторически отсутствовало.

М.И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 г.

М.И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 г.

ОСВОБОЖДЕНИЕ

Дальнейшие события развиваются стремительно. Второе ополчение выступило из Нижнего Новгорода на Ярославль, по пути освобождая русские города от интервентов и включая в свой состав новых ополченцев. Кстати, это ополчение действительно объединяло все слои населения — от крестьян и посадских людей до бояр и князей, из разных российских городов, разных национальностей — от русских до татар и других народностей.

В августе 1612 года ополченские рати подошли к Москве и одержали победу над армией литовского гетмана Ходкевича, пытавшегося провезти в Кремль провиант.

Однако наши предки верили не столько в экономику, сколько в Божию помощь. И они понимали, что им не обойтись без помощи свыше в таком казавшемся поначалу безнадежным предприятии, как сражение небольшого ополчения с мощной современной армией. Перед штурмом Кремля с укрывшимися там поляками в рядах Второго ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Пресвятой Богородицы.

Молитва перед чудотворным образом перед важным сражением станет традицией на все последующие времена: Казанская икона была путеводительницей и для Петра I перед Полтавской баталией, и для М.И. Кутузова перед Бородинской битвой. Материалистически мыслящие историки и политологи до сих пор не могут объяснить, как Россия выбиралась из таких безнадежных передряг. Никаких объективных причин, кроме религиозно-метафизических, объясняющих это, найти не получается.

В любом случае, верить в это или нет, но 22 октября 1612 года (по старому стилю) русские войска взяли штурмом китайгородскую стену, а спустя два дня освободили Кремль. Население страны освободило само себя, не прибегая к внешней помощи — небывалая вещь, присущая, пожалуй, практически исключительно российской истории.

Эрнст Лисснер. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году»

Эрнст Лисснер. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году»

Уже позже, в 1636 году чудотворный образ Казанской Божьей Матери был перенесен в нововозведенный Казанский собор на Красной площади, построенный в честь освобождения Москвы от поляков. При первых Романовых — Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче — празднование дня Казанской иконы Божьей Матери было установлено по всей России.

Сейчас эта дата выпадает на 4 ноября, напоминая нам сегодняшним, что выход из самых безнадежных кризисов в нашей стране происходит тогда, когда: 1) Начинается нравственное очищение, другими словами, покаяние людей — ведь любое действие начинается с мысли, а по-гречески покаяние — или метанойя — это и есть перемена ума, то есть такое изменение жизни человека, которое полностью разворачивает его к Богу; 2) Гражданская элита берет на себя бремя экономических расходов, тем самым увеличивая лояльность и доверие населения; 3) Происходит объединение сил всего народа на основе не сиюминутных, корыстных, а вечных ценностей. Ну а при всех этих условиях помощь свыше не заставит себя ждать… Как говорится, Бог не спасает нас без нас. И тогда задача имеет решение.

Что почитать по теме:
1. Скрынников Р. Г. Минин и Пожарский: Хроника смутного времени. М.: Мол. гвардия, 1981. (Серия ЖЗЛ)
2. Шамшурин В. А. «Каменная соль»; «Набат над Волгой»; «Алтарь Отечества». Романы.
3. Володихин Д. М. Пожарский. М.: Вече, 2012.
4. Эскин Ю. М. Дмитрий Михайлович Пожарский. М.: Квадрига, Зебра Е, 2013.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »