Хорошо ли быть эгоистом?

Эгоизм как условие счастья

Апр 7 • Общество, Рубрики, Темы неделиКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (7 votes, average: 4,43 out of 5)

Нас учат с детства: надо делиться, надо жертвовать своими интересами в угоду окружающим, хороший человек — этот тот, кто отказывается от своих ценностей и выгод ради общественного блага. Нас учат, что эгоизм — это плохо. В этой статье автор предлагает рассмотреть, насколько принцип отрицания эгоизма соответствует той искре разума, которой в особенной мере обладает человек.

ЧТО ТАКОЕ ЭГОИЗМ?

В словарях термин «эгоизм» определяется как стремление индивида следовать своим целям, ставя свои интересы выше интересов окружающих. В бытовом плане его часто отождествляют с эгоцентризмом, индивидуализмом, придавая ему отрицательный смысловой оттенок. Обращение «эгоист» звучит как порицание и оскорбление.

Последователи идей, в которых главенствующую роль занимает общество (это и социалисты, и демократы, и любой теоретик, который рассуждает в духе «блага большинства»), утверждают, что при отсутствии самопожертвования и альтруизма у граждан общество погрузится в хаос, погибнет. Индивид должен жертвовать своими интересами ради блага большинства для его сохранения.

Последователи идей, где во главу угла ставятся мистические или духовные представления, утверждают, что человек греховен по своей сути со дня рождения, и жизнь есть череда страданий, которые он должен переносить смиренно. Ценность для мистиков — не жизнь на земле, а жизнь после смерти. Таким образом, ценностями им представляются страдание и смерть. Хорошими людьми — люди несчастные, готовые к смиренному самопожертвованию, отречению от своих способностей, мазохисты по своей сути.

Этика альтруизма (отказа от того, что ценно тебе, ради блага других людей, которые для тебя не представляют ценности) основана на отсутствии личной ответственности (часто можно слышать в оправдание своей беспомощности: «Этот мир так устроен», «Я ни за что не отвечаю», «Мне не дали это сделать»), на предпосылке враждебности мира и конфликта интересов («Человек человеку волк»), на порабощении людей как иррациональными доводами, не требующими доказательств (например, понятием «общественное благо», в которое включены все, кроме того, от кого требуют жертвы), так и сознанием смирения, которое предполагает требование благ от других (если ты отдаешь свое право распоряжаться своей жизнью, то считаешь себя в праве требовать заботу об этой жизни от тех, кому ты это право отдал).

Данная система противоречит разуму и является причиной многих социальных зол: недоброжелательного отношения окружающих друг к другу, потребности скрывать свои достижения, отсутствия реализации своего потенциала, депрессии, болезней, одиночества или враждебных отношений в семье и на работе, даже политических кризисов и революций.

ДВОЙСТВЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ

Как действует эта система на практике, и почему она губительна для человека и в результате для общества в целом?

В течение жизни большинство людей стремятся следовать этике самопожертвования и внешне избегать проявления эгоизма. Лишь втайне, ради удовольствия, либо чтобы жить более полной жизнью, они позволяют себе делать что-то для себя. Расплатой становятся чувство вины, злоба или страх разоблачения. Общество, с одной стороны, порицает их, с другой — признает: «Мы не требуем крайностей, конечно, незаметно можно что-то делать и для себя, ведь всем хочется жить». Так рождается первая червоточина в этом организме — двойственность сознания, моральная шизофрения.

Двойственность — это конфликтное состояние сознания человека, противоречащее разуму и развитию человека. С одной стороны, он испытывает естественную потребность в реализации себя, в достижениях, счастье и гордости; с другой — страх перед осуждением, моральное принуждение жить сообразно общественным правилам и стандартам мешают ему это стремление реализовывать или наслаждаться результатом. В общественные стандарты могут быть вписаны правила семейных отношений, коллектив, работа, организации и их ожидания в отношении тебя. Рожденные с единственным средством выживания — разумом, людей призывают отказаться от него в пользу смирения и следования за общественными идеалами, к формированию которых они, как отдельные личности, не имели никакого отношения.

Чем опасна двойственность для человека? Двойственность порождает ситуации, в которых создаются законы и правила, противоречащие разуму, но требующие выполнения. Двойственность также способствует и тому, что требование следовать законам сопровождается поощрением к их нарушению.

ПОТЕРЯ СВОБОДЫ

Такое положение вещей приводит к несколько большим последствиям, нежели уплата штрафа или иное наказание. Фактически двойственность отбирает свободу и права что-то менять. Только тот, кто исправно следует закону, вправе требовать от других соблюдение своих прав. Он получает на это моральное право и возможности его отстаивать, так как ему нечего бояться. Наоборот, тот, кто поощряет эту двойственность ради выгод от обхождения закона, теряет в итоге больше: его преследует чувство страха от разоблачения и отсутствие свободы. Он теряет возможность менять ситуацию и требовать соблюдения своих прав из-за возможного разоблачения и финансовых потерь.

Предположим, вы не платите за квартиру по коммунальным платежам. Как вы можете требовать более качественного предоставления услуг или высказываться по другим волнующим вопросам касательно содержания дома? То есть, если вы получаете некоторые противозаконные поблажки со стороны системы, но вам не все в ней нравится, и вы видите ее регресс, вы не можете участвовать в ее усовершенствовании, так как ваша деятельность грозит вам не только потерей даваемых благ, но и законным наказанием.

Двойственность также порождает неудовлетворенность личности. Реализуя свою мечту, что является эгоистичным стремлением, ибо реализация мечты предполагает личное счастье, личную гордость, личное наслаждение, человек с больным двойственностью сознанием будет испытывать чувство вины (например, перед ближними за то, что не уделяет им достаточно внимания, или перед менее успешными людьми), или страх (порицания, зависти и отвержения со стороны близких или, наоборот, страх того, что успех привлечет иждивенцев в его жизнь). Если он откажется от реализации себя, он всю оставшуюся жизнь будет испытывать неудовлетворение, агрессию, ощущение неполноценности и горечи прожитых впустую лет.

Вот другой пример. Ребенок, отказавшийся от реализации своих способностей ради ухода за больным родителем, который ранее сделал многое, за что ребенок мог бы его ненавидеть, испытывает внутреннее неудовлетворение. По сути он является жертвенным животным, хотя воспринимается обществом как герой и носитель добродетели. Напротив, откажись он от навязанного долга ради своих ценностей, его преследовало бы презрение и чувство вины.

Мы видим, что ни один из вариантов не принесет ему счастья, если его сознание расщеплено двойственностью, порождаемой господствующей моралью самопожертвования.

Таким образом двойственность разрушает психику человека, расщепляет его сознание, делает слабым и управляемым. Человек, испытывающий чувство вины, становится идеальным объектом для манипуляции.

Напротив, цельность является залогом силы, уверенности, способности добиваться счастья и наслаждаться результатами своего труда. Цельность — это признание, что жизнь не противоречит стремлению к счастью. Жизнь, счастье и самореализация — суть одно явление. Нельзя реализоваться в смерти. Признавая самоцелью жизни смерть — человек отрицает разум и природу, которые находят свое воплощение только в жизни здесь, на земле.

ЖИЗНЬ ДЛЯ СЧАСТЬЯ

Если считать, что самоцель жизни — в смерти, то жизнь не имеет смысла, и, согласно разумному заключению, мы не должны рождаться, природе не выгодно тратить на это ресурсы. Более того, ничто не должно существовать. Однако если посмотреть на мир вокруг нас, мы увидим исключительную разумность всего: всех физиологических процессов, строения организмов, совершенство и разумность всех экосистем, в которых нет ничего лишнего. В организме человека также нет ничего лишнего. Так, раньше среди ученых бытовало мнение, что аппендикс является атавизмом и его нужно удалять при рождении. Эксперименты показали ложность этой концепции и закончились трагически для испытуемых. Как выяснилось впоследствии, предполагаемый атавизм играет важную роль в формировании иммунной системы, являясь местом размножения полезных бактерий. Это еще раз подтверждает разумность устройства организмов и мира в целом.

Признавая факт разумности жизнеустройства, мы признаем факт разумности жизни. Следовательно, самоцелью разума не может быть смерть. Самоцелью разума является жизнь, развитие, созидание. Двигателем и условием развития является реализация потенциала, самореализация, достижение максимума из своих способностей.

Для успешного целенаправленного действия необходима система координат, роль которой выполняют ценности, принципы и философия индивида. Какие принципы и ценности должны быть поставлены во главу угла для достижения личного счастья?

Выше мы увидели, что разум предполагает жизнь, а жизнь предполагает разум. Следовательно жизнь есть ценность. Поэтому концепции, основанные на стремлении отказаться от жизни ради некого блага для общества или для себя на небесах есть верх мракобесия. Они преступно иррациональны и бесчеловечны. Жизнь есть множество возможностей. Без жизни нет ничего.

Жизнь также подразумевает развитие и созидание, что предполагает эгоизм, так как развитие есть удовлетворение, в первую очередь, своих интересов. Например, если семя дерева позволит другим растениям отбирать необходимые для его роста влагу, микроэлементы, оно просто погибнет. Развитие этого вида со временем прекратится. Не развившись, оно не сможет созидать — дать сотни других семян и плодов, будучи уже взрослым и сильным деревом. Исчезнут ресурсы для возобновления и приумножения. Эту же аналогию можно перенести на весь живой мир. Таким образом, эгоизм был создан природой с целью выживания, развития и процветания.

Человек, будучи существом разумным и созданным природой, также по сути своей должен следовать концепции эгоизма. Это его право, обеспечивающее ему выживание, достижения, гордость, наслаждение, счастье, ощущение полноты жизни. Эгоизм способствует тому, что человек, подобно эгоистичному семени, воспользуется всеми необходимыми для него ресурсами с целью вырасти до состояния «дерева», способного давать тысячи семян». Эгоизм — это неотъемлемый принцип жизни и действия.

Вернемся к примеру с ребенком, рассмотренном выше. При наличии целостности и твердой системы ценностей, любая из двух альтернатив принесла бы ему удовлетворение, так как явилась бы выбором, основанным на принципах и полной ответственности. Так, если в иерархии его ценностей комфорт больного отца стоит выше других ценностей, его выбор был бы остаться с отцом. И это уже не будет жертвой, а он — жертвенным животным. Это есть решение, из которых человек сознательно выбирает то, что ему наиболее ценно.

ПРИНЦИПЫ РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА

«Если человек будет руководствоваться отныне только эгоизмом, — скажете вы, — то не приведет ли это к межличностной вражде, борьбе за ограниченные ресурсы и гибели слабых?»

Чтобы ответить на этот вопрос, надо исходить из следующих принципов разумного эгоизма:

1. Достаточность. Разумность предполагает точность в определении своих потребностей и способов их удовлетворения. Таким образом, человек, следующий разуму, целостный, опирающийся на систему ценностей, знающий, что его окружают такие же разумные люди, не будет гоним страхом потерять возможности, что спровоцирует его брать больше, чем он сможет унести.

2. Ответственность. Формируя желание, разумный эгоист исходит из того, что ему никто ничего не должен. Он понимает, что вся ответственность за достижение лежит на его плечах. Исходя из этого, он не требует возможностей и ресурсов от других, а создает их исходя из своих способностей. Беря ответственность за что-либо, он предвидит последствия своих действий. Поэтому он не будет лгать, воровать и предавать других людей для достижения своей цели, так как это создаст ответную реакцию в отношении его.

3. Созидание. Разумный эгоист не будет требовать того, что не принадлежит ему. Сам процесс достижения приносит ему радость самореализации, позволяет испытывать удовольствие и триумф от результата. Он не будет обкрадывать себя. Он также не будет пытаться присвоить себе результаты чужого труда, так как это противоречит созиданию и развитию, лишает личного удовольствия, рождает двойственность, а двойственность рождает слабость и отбирает свободу, как мы выяснили выше. Эгоист — не враг себе. Он точно знает, что достижения самодостаточны и не противоречат достижениям других.

4. Справедливость. Следуя перечисленным характеристикам, достигается справедливость, ведь соблюдая права других, он вправе ожидать (и отстаивать) соблюдение своих прав.

Таким образом, разумные эгоисты не вступают в конфликты интересов, так как четко оценивают свои возможности и следуют принципам справедливости, созидания, личной ответственности и достаточности. Напротив, иждивенцев и воров порождает именно этика самопожертвования.

СЛАБОСТЬ АЛЬТРУИЗМА

Немного о том, как это происходит. Идея удовлетворить всех усилиями всех не предполагает никого конкретно, с одной стороны, но требует конкретных усилий, с другой стороны. Для существования этой модели обязаны существовать те, кто производит блага и те, кто их потребляет. Способности наиболее продуктивного работника распределяются на потребности тех, кто не работает вовсе, сводя постепенно желание работающих трудиться к минимуму. В итоге есть абстрактные все, кто требует благ, и кто-то конкретно, кто эти блага обеспечивает. Это модель господства и подчинения, где лучший прислуживает хитрой безликой бездарности.

Эта система также порождает конфликт интересов: паразитизм одних делает производимые блага другими ограниченными, паразиты видят в каждом конкуренте угрозу для себя, так как своими способностями и достоинствами не могут удовлетворить свои потребности. Здесь отсутствует личная ответственность, созидание, достаточность и справедливость.

Таким образом, альтруизм не является гарантом личного (и, как следствие, общественного) блага. Им является эгоизм, потому что он основан на жизнеутверждающих принципах, предполагающих разумность и приумножение.

Нужно отбросить навязанные представления об эгоизме как о чем-то недопустимом и взглянуть на внушаемые до этого ценности критически. Нужно отказаться от концепции враждебности мира и увидеть возможности. Нужно признать жизнь ключевой ценностью и право на самореализацию как неотъемлемое право каждого человека и обязанность их защиты со стороны каждого государства. Нужно перестать требовать жертвенности одного в угоду большинства. И на новой системе этики строить концепцию мироустройства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »