Федерико Гарсиа Лорке: свидетельство о чуде

Федерико Гарсиа Лорка: воспевающий радость

Мар 24 • Культура, РубрикиКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (6 votes, average: 5,00 out of 5)
Павел Алёшин

Павел Алёшин

Кандидат искусствоведения, поэт, переводчик

…даже если вечно будут мучить меня любовь, люди, устройство мира, я ни за что
не откажусь от моего закона — радости.
Ф.Г. Лорка

Недавно в издательстве «Эксмо», в серии «Библиотека Всемирной Литературы», вышла новая книга  «Федерико Гарсиа Лорка. Стихотворения. Проза. Театр». Произведения испанского поэта и раньше издавались на русском языке, но это издание заслуживает особого внимания благодаря своей полноте: в нем представлены важнейшие поэтические сборники поэта, его проза (лекции и речь о театре) и почти все пьесы.

Как говорил Пушкин, случай  мгновенное, мощное орудие Провидения. На мой взгляд, появление сейчас этой книги  не случайность, но именно такой случай.

Не бывает времени, когда бы не была нужна поэзия. И особенно тогда, когда, кажется, она становится уделом немногих, поэзия прорывается ярким солнечным светом сквозь темные тучи безучастности. Таким, все озаряющим солнечным светом, можно назвать творчество Федерико Гарсиа Лорки. Таким светом был он сам.

В круговороте повседневности, в постоянно расширяющемся омуте информации, отвлекающем все наше внимание то сложными проблемами мировой политики, то, наоборот, какими-то бессмыслицами, мы часто забываем остановиться, чтобы оглядеться вокруг и заглянуть в себя, забываем о главном. О том, что жизнь  это чудо; о том, что даже в быте скрывается бытие. Все творчество Лорки  свидетельство этого чуда. («В неприкаянной смуте предвечерья, когда люди вздыхают, а у деревьев голова раскалывается от птиц, выключи сердце и примерься к широким веслам заката»).

Лорка не был аполитичным  он погиб во время гражданской войны в Испании, потому что не боялся открыто говорить то, что думает. Но он всегда знал, что жизнь больше политики. И еще он знал, что жизнь также всегда больше смерти. У Бродского есть стихотворение «Определение поэзии», посвященное Лорке, в котором об этом сказано пронзительным образом:

Существует своего рода легенда,
что перед расстрелом он увидел,
как над головами солдат поднимается
солнце. И тогда он произнес:
«А все-таки восходит солнце…»
Возможно, это было началом стихотворения.

Главное в Федерико Гарсиа Лорке  это безграничное чувство внутренней свободы, радостное чувство полноты бытия, и этим чувством поэт щедро и бескорыстно, как ребенок, делится с читателем. Лорка удивительно сочетал в себе утонченный артистизм, чистое моцартовское начало, с первобытным ощущением единства со всем миром. Каждое малейшее движение души  бесценно, как бесценно и все вокруг  даже самое, на первый взгляд, незначительное. («Никогда ничего не объясняй и не стыдись равного трепета перед бабочкой и бегемотом»).

Читать Лорку  одновременно и легко, и трудно. Он, соединивший поиски авангарда с традициями народной поэзии, причудливость сюрреалистической образности с гуманизмом, невероятно разнообразен, хотя при этой разнообразности он никогда не теряет своей цельности. («Учись у родника, который лихорадит ночные сады, и никто не знает, когда он смеется и когда плачет, когда начинается и когда кончится»).

Каждый найдет в его творчестве что-то для себя. Кому-то понравится детская легкость его ранних стихов, кому-то будут близки печальные голоса испанских народных песен, звучащие в его сборнике «Поэма Канте Хондо», кого-то заколдует будоражащий ритм его романсов, кто-то навсегда окажется во власти безбрежной страстности его «Сонетов темной любви» и трагизма его пьес, а кто-то удивится поэтической мудрости его лекций.

Но тот, кто приложит усилия и постарается почувствовать все разнообразие великого испанца, все великодушие его дара, будет вознагражден: тому откроется целый, огромный и прекрасный мир, «изваянный из стихий: души, тела и растерзанного сердца поэта»  живой, красочный мир Федерико Гарсиа Лорки.

На фотоФ. Гарсиа Лорка. Рисунок для Аны Марии в начале письма к ней

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »