«Главная школьная проблема — это нереалистические ожидания родителей»

«Главная школьная проблема — это нереалистические ожидания родителей»

Сен 3 • Общество, РубрикиКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Екатерина Люльчак

Екатерина Люльчак

Журналист, обозреватель, кандидат политических наук

Профессия школьного психолога все чаще упоминается в контексте острых проблем: нервные срывы школьников, отчужденность детей, травля одних подростков другими и их немотивированная агрессия… И практически во всех этих проблемах крайними оказываются школьные психологи, которые вовремя не увидели и не предупредили симптомы надвигающихся проблем. Какова зона ответственности школьного психолога, какие проблемы гложут детей, почему в психологической помощи нуждаются не только дети, но и их родители и учителя, мы узнали из первых уст.

Анна Бабинина, Президент Санкт-Петербургского Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Профессиональная психотерапевтическая Лига», Санкт-Петербург:

Я занимаюсь семейной системной психотерапией более 20 лет, в прошлом много работала с детьми и подростками в детском доме, и могу сказать, что в семье дети очень часто несут «симптом» негативных отношений родителей. Ребёнок становится неуправляемым или капризным, или часто болеющим, и его приводят к психологу, хотя на самом деле помощь требуется родителям.

Самые частые проблемы в моей практике — отсутствие взаимопонимания в семье, трудности общения с ровесниками и педагогами. Ребенок может ощущать себя «белой вороной», страдать компьютерной или какой-то другой зависимостью, пасть жертвой национальных предрассудков или социальных конфликтов. Он может переживать несчастную любовь, утрату мотивации не только к школьным, но и вообще любым делам, страдать от снижения общего фона настроения. С такими ситуациями дети приходят на консультацию.

Часто бывают сложные конфликтные ситуации в школе с ровесниками или даже травля сверстниками – это тоже повод обращения к школьному психологу. Однако, если конфликт у ребенка с учителем, родители редко обращаются к сотруднику той же школы — в этих ситуациях необходим независимый специалист. Это связано с так называемой «честью мундира», когда психолог стремится разрешить конфликт за счет ученика. Такова реальность: в школах психологи зависят в большей степени от администрации.

«Главная школьная проблема — это нереалистические ожидания родителей»

Татьяна Знобина, руководитель районного методического объединения школьных психологов, Алтайский Край:

В школе в общем счете я работаю 26 лет, из них психологом — 8. Как правило, за помощью обращаются педагоги. Исходя из их запросов, мы даже организуем открытые практические семинары, на которых учитель может получить ответы на свои вопросы, попробовать себя в различных тренинговых упражнениях, которые затем может включать в свою деятельность при работе с детьми. Хотя были случаи, когда к психологу шли дети, чаще старшеклассники. Родители обращаются, когда совсем заходят в тупик.

Детей, которым необходима помощь психолога, с каждым годом становится все больше. Это дети группы риска — с проблемами в поведении, с учебными проблемами, с большим количеством страхов, с так называемой школьной тревожностью, это дети с ограниченными возможностями в здоровье, одаренные дети. Такой набор можно продолжать еще очень долго. За все время, пока я работаю в школе, чаще всего сталкивалась с тревожными детьми, когда у детей преобладающая эмоция — это страх. В связи с этим у них появляются и другие проблемы: дети становятся зажатыми, скованными, боятся общения с окружающими, стараются отказаться от любых поручений.

Кроме того, нынешние дети — это компьютерная зависимость и очень большая пассивность. Их невозможно ничем заинтересовать. Ни конкурсами, ни соревнованиями, ни кружками, ни вылазками на свежий воздух — ничем. Им ничего не надо, только социальные сети. Они будут счастливы, если их вообще никто не будет трогать и ожидать момента, как скорее бы уйти домой и снова засесть в сеть Интернет или компьютерные игры.

Что могут сделать школьные психологи? Мы изо всех сил стараемся не доводить детей до крайней ситуации, когда потребуется помощь психиатров, медиков или, упаси Бог, наркологов. У нас очень широкая сеть воспитательной работы.

Когда дети каждый день своим примером показывают сверстникам, как здорово сходить в лес всем классом на прогулку или придумать несуществующие виды спорта и потом побегать по этапам и опробовать их, более застенчивые тоже включаются в процесс и начинают искать среди окружающих ребят партнеров, чтобы выполнить задания вместе. Это дорогого стоит.

Конечно, есть ребята, которых очень тяжело включить в какую-либо деятельность. С ними большую работу проводят классные руководители, общаются с родителями. И если это необходимо, мы решаем проблему вместе. Каждому пытаемся найти ситуацию успеха, чтобы ребенок почувствовал себя хоть немного, но значимой личностью.

«Главная школьная проблема — это нереалистические ожидания родителей»

Светлана Сыпкова, старший методист СПС ОП МОУ «Центр повышения квалификации», педагог-психолог негосударственной СОШ «Родник», Волгоград:

На мой взгляд, самая главная школьная проблема — это нереалистические ожидания родителей, их завышенные требования к своим детям. Последние, стараясь соответствовать этим требованиям, живут на пределе своих эмоциональных и личностных ресурсов. Приходится объяснять родителям, что у каждого человека, особенно у ребенка, есть индивидуальный предел возможностей и способностей. «Не просите груш у тополя» — мое любимое выражение.

Вторая проблема — это снятие родителями ответственности по вопросам воспитания детей. Есть некоторые родители, которые считают, что раз они оплачивают обучение ребенка, то за его образование и воспитание полностью отвечают педагоги. Приходится привлекать их к взаимодействию, постепенно менять внутреннюю установку по этому вопросу.

Последнее время часто поднимают тему домашнего насилия. Это довольно неоднозначная тема. Однажды, работая в районной консультации, мне пришлось столкнуться с прямым оговором ребенком родителей. Родители пытались удержать сына в рамках дозволенного, ничего предосудительного в их действиях не было. Мальчик договорился с друзьями, которые оставили определенные «следы» на его теле, а потом обратился к школьной медсестре с жалобами, — история вызвала резонанс. Сам подросток потом жалел о своем поступке, раскаивался. Хорошо, что история разрешилась благополучно, не без помощи психологов, которым удалось не только выяснить истину, но и помочь наладить контакт внутри семьи. Так что эта тема не так проста, как кажется на первый взгляд.

Марина Журавлева, педагог-психолог МБОУ СОШ №73, Ижевск:

В психологической помощи нуждаются все участники образовательного процесса; но больше всего — учащиеся подросткового возраста (12-15 лет). Это трудный возраст — период становления взрослого человека, формирования самооценки. Подростки эгоистичны и материалистичны. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Если психологу удастся установить с подростком доверительный контакт, то консультация может стать очень эффективным методом решения проблем.

А их много: это и непонимание во взаимоотношениях с родителями, и низкая самооценка и повышенная самокритичность, это и неумение общаться со сверстниками, муки первой влюбленности. Родителям стоит помнить об этом и бережнее относиться к своим подрастающим чадам.

«Главная школьная проблема — это нереалистические ожидания родителей»

Лилия Гайсина, педагог-психолог Туймазинского юридического колледжа, руководитель методического объединения психологов Западного региона РБ, Уфа:

Во многих семьях считается, если подросток одет, обут, накормлен, что еще надо? А подросткам не хватает понимания, участия, сопереживания, иногда им хочется просто выговориться. Как в фильме «Доживем до понедельника» «Счастье — это когда тебя понимают».

Самая незащищенная группа — это дети, и именно они нуждаются в помощи. Ведь с каждым годом больше проблемных детей с неврозами. Это отголоски семейных отношений. Сейчас часто решение проблемы ребенка приходится начинать с воспитания родителей, которые свои проблемы перекладывают на детей. Как это ни печально, сейчас очень много социальных сирот.

Александра Гусева, педагог-психолог школы надомного образования ГБОУ СОШ № 1673 «Поддержка», Москва:

В последнее время очень актуальным стал вопрос обучения детей с инвалидностью в рамках обычной школы. Нередко педагог может чувствовать свою неуверенность при работе с особым ребенком, когда годами наработанные методики становятся не эффективными для ребенка с СДВГ или аутизмом. Очень важно в такой момент поддержать не только родителей и ребенка, но и педагога. Особое место здесь занимает просветительская работа психолога, донести до учителя, что те ужасы, которые он прочитал про тот или иной диагноз не тождественны тому ребенку, что сидит у них в классе.

А еще востребована помощь в повышении родительской уверенности и принятии на себя основной доли ответственности за воспитание и образование детей С одной стороны, конечно, очень хорошо, что сейчас в Москве есть много развивающих центров, с другой стороны, формируется некая прослойка родителей, которые готовы полностью передоверить свои обязанности специалистам. А это не очень мудрое решение: внимательное и с любовью воспитание детей — это, в первую очередь, родительская задача.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »