Готический собор как интеллектуальная карта Средневековья

Готичненько!

Апр 1 • Культура, Популярные темыКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Валерия Косякова

Валерия Косякова

Кандидат культурологии, создатель Культурного центра «Пунктум», преподаватель РГГУ

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,—
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…
Осип Мандельштам

ПЕРВЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

Готическая архитектура стала пространственным воплощением культурных кодов Средневековья, а для нас — ключом к пониманию культуры и символизма эпохи. Сегодня историю и стиль готической архитектуры принято делить на три периода: зарождение готики (рис.1), лучистая готика (рис.2), пламенеющая готика (рис. 3).

Рис. 1. Шартрский Собор, Франция

Рис. 1. Шартрский Собор, Франция

Рис.2. Реймский Собор, Франция

Рис.2. Реймский Собор, Франция

Рис.3. Миланский Собор, Италия

Рис.3. Миланский Собор, Италия

Подобно усложняющейся схоластической мысли Средневековья с каждым веком готический собор становился все сложнее и грандиознее, пока не превращался в вечную стройку, как это произошло с так и не завершенным до конца Кельнским собором.

Кельнский собор, Германия

Кельнский собор, Германия

Именно готика становится первым интернациональным стилем: Франция, Англия, Италия, Германия, Португалия, Испания и другие страны возводят соборы этой архитектурной традиции, а некоторые из них до сих пор сражаются за звание быть странами «настоящей» готики.

Собор в Солсбери, Англия

Собор в Солсбери, Англия

Собор в Орвието, Италия

Собор в Орвието, Италия

Монастырь в Боталья, Португалия

Монастырь в Боталья, Португалия

Собор в Бургосе, Испания

Собор в Бургосе, Испания

Сам термин готика начал применяться по отношению к определенному архитектурному стилю только в эпоху Возрождения, а общепринятым стал только в XVIII–XIX веке. А пока средневековый человек не знает, что он живет в эпоху Средневековья, и что окружает его архитектура, которую мы назвали готической.

МИР РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Попробуем вернуться в эпоху Средневековья. Если это невозможно физически, то мы можем попробовать реконструировать ту картину мира, которая окружала средневекового человека, особенности его мышления, полного символов, скрытых значений, метафизики, одним словом — Бога, вокруг идеи которого выстраивается мировоззрение человека, его представление о себе и о социуме и, конечно, архитектура, Собор — сакральный, важнейший топос средневекового мира, образ и символ Бога, Порядка, Абсолюта, микрокосм в макрокосме, над которым, подобно кресту в куполе, в алтаре, на храме, как над всем небом, простирается христианская вера.

Вообразим себе мир раннего Средневековья — это эпоха после падения Великой Римской Империи, Европа существует на ее руинах, но постепенно, от века к веку, начинают складываться новые города, новые протогосударства Европы. Архитектура того времени (VI–XI вв.) представляет собой классическую романскую базилику: высокую, с толстыми стенами, маленькими окнами, отстроенную или перестроенную на месте римской общественной, городской базилики. Либо это мог быть храм, созданный из подручного материала, когда разбирались или расхищались старые римские постройки, становясь материалом для новых. Во многом культура раннего Средневековья — культура палимпсеста — создания нового христианского мира на основаниях, первообразцах античного.

Реконструкция ранней базилики св. Петра, Рим

Реконструкция ранней базилики св. Петра, Рим

Но к XII веку на территории Европы происходит необычайное укрепление, рост и расширение городов, ранее походивших скорее на деревни или небольшие поселения. Развитие городов и их усиление, в свою очередь, зависело от укрепления государственности, связанной с феодальными королевствами. Напомним, что пока не идет и речи про единую Европу или даже про единые государства с современными границами (Италия, Франция, Германия и др.). Существуют небольшие феодальные княжества, королевства, и, несмотря на все амбиции Карла Великого по созданию единой Империи, окончательно сложиться она еще не могла, разве что только воображаемо — символически, как проект будущего.

ПРЕДПОСЫЛКИ КУЛЬТУРНОГО ВЗЛЕТА

Представим себе Париж XII века. Это большой по средневековым меркам город, с населением около 50 тысяч человек, которое к XIV веку будет достигать уже 100 тысяч из-за постоянного притока населения. Происходит своеобразная средневековая урбанизация, вовсю идет строительство городских кварталов, замков, зданий-учреждений, аббатств и, конечно же, соборов. Соборы, как самые главные для Средневековья здания, должны вмещать все большее число людей.

К этому моменту Париж — город, где находилась королевская резиденция — центр небольшого, но очень престижного королевства, простирающегося от Компьена до Буржа и называемого Франция. Несмотря на то что власть французского короля была невелика, королевство Франции уступает своим соседям — герцогам Нормандии, Англии и даже графам Шампани, зато величественна, символична, престижна. Власть французского короля имела особый авторитет и сакральный характер за счет обряда коронации, миропомазания.

Важно принимать во внимание, что для Средневековья символический порядок определял реальный. Сакрализация власти Французского короля задает утопический горизонт имперским, королевским амбициям, под стать которым должна быть и возвышенная, особая архитектура, совмещающая в себе как величие королей и их земных слуг, так и величие единого короля небесного — Бога и его небесного окружения. Поэтому в убранстве готического собора мы увидим наряду с Христом, ангелами, апостолами и святыми представителей королевской власти и знать. Важную роль на пути такой интерпретации, когда иерархия земная уподоблялась иерархии небесной сыграл трактат Псевдо-Дионисия Ареопагита.

«Королевская галерея» Нотр-Дам, Париж

«Королевская галерея» Нотр-Дам, Париж

К этому же времени европейские королевства, в частности французское, накапливают определённую экономическую мощь: сельское хозяйство, активная торговля, войны и, конечно же, крестовые походы, результатом которых были материальные и культурные ценности бывшей Римско-Византийской Империи, находившейся тогда под властью арабского государства, создали материальную, экономическую базу европейских городов. Однако из крестовых походов возвращались не только с ценностями, но и со знаниями. Дело в том, что именно арабская книжная культура сохраняла на протяжении раннего Средневековья наследие античных авторов от Аристотеля до Витрувия, что дало арабской культуре огромный интеллектуальный потенциал для развития математики, геометрии, поэзии и, конечно же, — архитектуры.

Таким образом, получается, что в первой половине XII века в Европе все было предуготовлено для своеобразного культурного взрыва: социальные, политические, технические, интеллектуальные силы слились воедино для того, чтобы родилась новая архитектурная форма — готика. Но готическая архитектура не была просто архитектурой, как не бывает просто архитектуры или культуры вообще. Она стала интеллектуальной картиной, образом мысли и мира средневековья, возникшей благодаря аккумуляции всего накопившегося социального, политического, экономического и эстетического потенциала, сотканного из символического и теологического мироощущения средневекового интеллектуала.

РОЖДЕНИЕ ГОТИКИ

Итак, официальной датой рождения готической архитектуры можно назвать 14 июля 1140 г., а ее отцом — настоятеля аббатства Сен-Дени аббата Сугерия. В этот день в нескольких километрах к северу от Парижа началась реставрация и перестройка бенедиктинского аббатства, где воспитывался Людовик VI и сам аббат Сугерий, запланировавший грандиозную реставрацию с применением всего технического архитектурного, современного арсенала, не жалея средств королевства и сил.

Сен-Дени, Париж

Сен-Дени, Париж

С точки зрения истории искусства и архитектуры, готика объединила в себе и синтезировала приемы нормандской (крещатый свод) и бургундской (стрельчатая арка) архитектуры, а также элементы фортификационной архитектуры — замка. Сам аббат Сугерий был настоящим интеллектуалом своего времени: образованным, начитанным, амбициозным, талантливым политиком и дипломатом Людовика VI. Его преемник Людовик VII весьма ценил Сугерия: отправляясь в крестовый поход Людовик VII назначил его регентом Франции.

Аббат Сугерий

Аббат Сугерий

Всю жизнь этот выдающийся деятель посвятил укреплению и возвеличиванию французской монархии. По свидетельствам современников, он отличался любовью к пышности и великолепию. Аббат преследовал цель перестроить почитаемое аббатство Дионисия Парижского — усыпальницу французских королей. По символической интерпретации, образ готической архитектуры явился аббату как образ идеального, наикрасивейшего Града Небесного, формы которого он и решил воплотить в новой архитектуре собора Святого Дени — покровителя Франции, откуда и берет начало первый интернациональный стиль архитектуры, называемый нами сейчас готика.

Братья Лимбурги. Изображение Рая (Небесного Града, Небесного Иерусалима) как пространства готического собора.

Братья Лимбурги. Изображение Рая (Небесного Града, Небесного Иерусалима) как пространства готического собора.

МЫШЛЕНИЕ В КАМНЕ

Далее, там и тут на территории Франции, а затем и по всей Европе возводятся огромные, статные готические соборы, для понимания архитектуры которых стоит также упомянуть средневековый схоластический тип мышления. Существует явная корреляция развития схоластической теологии с развитием и усложнением готической архитектуры. Как свойственное для схоластики стремление описать, систематизировать, структурировать весь окружающий человека мир, так и четко систематизированная, логичная, продуманная и обобщающая прошлые архитектурные традиции готика является подобием такого схоластического мышления мира в его иерархичности и взаимосвязанности.

Схоластическая модель, предполагающая упорядоченность мира, заданность и определенность местонахождения в нем человека, подчинение единичного всеобщему, как нельзя лучше описывает основные архитектурные принципы и новшества готики как способа построения архитектурного пространства. И абсолютным, гениальным инженерным новшеством готической архитектуры как мышления в камне стала идея нервюрного свода, который помогал правильно перераспределить силу несущих конструкций, стен. Если до этого размер и высота собора зависели от толщины и устойчивости стены и массивных колонн, что, в свою очередь, требовало больших затрат, то нервюрный свод, перебрасывающий силы давления на аркбутаны, а затем на контрфорсы как единая архитектурная, продуманная конструкция, сделали возможным возведение колоссально высоких соборов.

Нервюрный свод собора Сент-Шапель, Париж

Нервюрный свод собора Сент-Шапель, Париж

Нервюрный свод Павийской Чертозы, Италия

Нервюрный свод Павийской Чертозы, Италия

Нервюрный свод центрального нефа Собора в Реймсе, Франция

Нервюрный свод центрального нефа Собора в Реймсе, Франция

Выспренность, свобода, одухотворенность готического собора, получившаяся за счет перераспределения сил и давления архитектурных форм, однако, не может быть понята без эстетической концепции средневекового мира.

БОЖЕСТВЕННЫЙ СВЕТ

Итак, несмотря на все вышеперечисленные факторы и причины возникновения новой архитектурной формы, кажется, что теологическая эстетика храмового пространства занимает важнейшее место в объяснении уникальности готики. Многие цивилизации, не исключая христианскую, ассоциировали Бога со светом, вернее образ света, божественного свечения, огня, выступал если не эманацией Бога, то его метафорой или маркером. Такие представления заложила еще греческая культура, продолженная традицией неоплатоников и теологов раннехристианской, средневековой церкви. Бог понимался как явление единого, абсолютного, целостного, нематериального (поскольку Бог не материален) света, озаряющего материю, и свет здесь выступает как светлое, одухотворенное начало, а материя — как темное, мирское. Свет ассоциировался с идеей творения мира Богом.

Свет, витраж Реймского Собора

Свет, витраж Реймского Собора

Средневековая теология мыслила Бога как абсолютно и всецело совершенное начало, а его атрибуты — гармонию, симметрию, пропорциональность, свет, цвет и красоту — как идеальные начала мира. Именно эти божественные категории и выражает готическая архитектура, как будто развоплощающая материю, впускающая в свое пространство свет; витраж, красочно иллюстрирующий Священное Писание, и само пространство нефа готического собора, полное света и высоты, — все это служит явным архитектурным воплощением идеи Бога как света. Так средневековый человек, горожанин, пересекая портал готического собора, на котором чаще всего были изображены сцены Апокалипсиса, Страшного Суда, а внешние стены собора были украшены чудными, иногда страшными изображениями неземных животных — василисков, горгулий, сирен, попадал в совершенно иную логику пространства внутри готического собора. Пышность, декор, картины, скульптура, свет, огонь свечей, мерцание витражей, торжественная литургия создавали образ Небесного Иерусалима, теологического пространства божественного космоса (порядка) на земле, являющего себя через Красоту и Свет, освещающий материю, как Святой Дух освящает человека.

Современная культура, склонная к культу одного гения, в фигуре которого воплощается культурная эпоха, во многом началась с европейского романтизма. Шелли, Байрон, Рескин, Гете, Гюго восхищались величием готики, описывали ее в своих произведениях. Но готическая архитектура не сводима к одному гению или одной идее, поскольку сама архитектура стала результатом развития всей средневековой культуры в целом, столь загадочной и притягательной для нас сегодня.

Что можно почитать для погружения в эпоху:

1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры
2. Дюби Ж. Время соборов
3. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись
4. Э. Пановский. Готическая архитектура и схоластика
5. У. Эко. Эволюция средневековой эстетики

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »