thezis_pic25082014v1

Гранада. Рай, закрытый для многих

Авг 25 • Культура, Популярные темы, Путешествия, РубрикиКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5,00 out of 5)

У каждого города есть душа. Порой она ощущается сразу, едва вдохнешь воздух и сделаешь несколько шагов по его улицам, дружелюбно и беззаветно готовым рассказать о себе все. Порой какой-то город — тайна, которую нужно разгадать. Таким городом-тайной является Гранада. Гранада, укрывшаяся в своих грезах и истории, границы между которыми потерялись давным-давно, когда пролились горькие слезы последнего гранадского эмира Боабдиля. Тайна — это всегда поэзия, и кто, как не поэт, может рассказать о ней. Вашему вниманию, дорогой читатель, предлагается перевод эссе великого испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки, посвященного Гранаде. 

Гранада любит все маленькое. И в целом — вся Андалусия тоже. Язык этого региона ставит слова в уменьшительную форму. Пустяк, столь побуждающий к доверию и любви. А уменьшительные формы в Севилье и в Малаге — это города на пересечении вод, города, жаждущие приключений, которые утекают в море. Гранада, тихая и утонченная, окруженная своей горной цепью и полностью закрепленная, ищет свои горизонты, забавляется своими маленькими украшениями и предлагает в своем языке свои безвкусные уменьшительные формы, уменьшительные формы без ритма и почти без изящества, но, если сравнивать их с фонетическим танцем Малаги и Севильи, сердечными, домашними и искренними. Уменьшительные формы, испуганные, как птица, которая открывает тайны чувств и показывает самый четкий оттенок города.

Уменьшительные формы имеют своей целью ограничить, окружить, принести в дом и положить в нашу руку далекие и значительные предметы и мысли.

Дворец Хенералифе, Альгамбра, Гранада, Испания

Дворец Хенералифе, Альгамбра, Гранада, Испания

Ограничивается время, пространство, море, луна, расстояния, и, что самое чудесное, действие.

Мы не хотим, чтобы мир был таким огромным и море таким глубоким. У нас есть необходимость ограничивать, одомашнивать безграничные понятия.

Гранада не может выйти из своего дома. Она — не как другие города, что расположены на берегу моря или больших рек, которые путешествуют и возвращаются, обогащенные увиденным. Гранада, одинокая и чистая, уменьшается, опоясывает свою необыкновенную душу и не имеет иного выхода, чем в естественную вышину звезд. Поэтому, потому что она не жаждет приключений, она удваивается и использует уменьшительные формы, чтобы собирать свое воображение, как она собирает свое тело, чтобы избежать чрезмерного полета и трезво привести в гармонию свою внутреннюю архитектуру с живыми постройками города.

Вид на город

Вид на город

Поэтому истинная эстетика Гранады — это эстетика уменьшительных форм, эстетика малых вещей.
Настоящие творения Гранады — это ризница и террасы удивительной красоты и маленьких пропорций.
Так же как и маленький сад, и маленькая статуя.
То, что называют гранадской школой, — это центр мастеров, которые работают над нарядными маленькими произведениями. Я не хочу этим сказать, что они ограничивают свою деятельность, но, между тем, это самая полная характеристика их личностей.

Львиный дворик, Альгамбра, Гранада, Испания

Львиный дворик, Альгамбра, Гранада, Испания

Можно подтвердить, что школа Гранады и ее самые лучшие представители — самые утонченные. Традиция арабески Альгамбры, сложной и тонкой, стоит всех великих творцов этой земли. Маленький дворец Альгамбры, дворец, который андалусская фантазия увидела через бинокль наоборот, навсегда стал эстетической осью города. Кажется, что Гранада до сих пор не понимает, что в ней возвышается дворец Карла V и расписанный собор. У нее нет ни имперской традиции, ни традиции пучков колонн. Гранада до сих пор пугается своей великой холодной башни и забирается в свои древние ризницы, с горшком с миртом и струей ледяной воды, чтобы высекать на твердой древесине маленькие башенки из слоновой кости.

Дворик Оросительного канала, Альгамбра, Гранада, Испания

Дворик Оросительного канала, Альгамбра, Гранада, Испания

Ренессансная традиция, хотя и имеет в городе прекрасные образцы своей деятельности, отдаляется, сбегает и, уходя от пропорций, установленных эпохой, сооружает невероятную башенку Святой Анны: башню крошечную, больше для голубей, чем для колоколов, созданную со всем изяществом и старинной утонченностью, присущей Гранаде.

В годы, когда восстанавливали триумфальную арку, Алонсо Кано создает своих милых Богородиц, чудесные образцы добродетели и сокровенности. Кастильский язык подходит для описания природных стихий и является гибким настолько, что способен к самым сложным мистическим построениям, но именно в Гранаде Фрай Луис научился наслаждаться описанием вещей и предметов самых маленьких.

Это тот Фрай Луис, который во Введении в символ веры рассказывает о том, насколько ярче, чем в больших вещах, светит мудрость и промысел Божий в вещах малых. Скромный и утонченный, человек из глубинки и кудесник взглядов, как и все настоящие гранадцы.

thezis_pic25082014v7

Тогда, когда Гонгора выступил со своим заявлением о поэзии чистой и абстрактной, жадно захватившей самые лирические души эпохи, Гранада не могла оставаться безучастной в борьбе, которая в очередной раз определила литературную карту Испании. Сото де Рохас принял стесняющее и сложное гонгорианское правило; однако, пока хитромный кордовец играл с морями, лесами и природными стихиями, Сото де Рохас уединился в своем саду, чтобы обнаружить в нем фонтаны, георгины, щеглов и спокойные ветра. Мавританские ветра, наполовину итальянские, которые по сей день колышут ветви, плоды и заросли его поэмы.

В целом: его характерной чертой является гранадская утонченность. Он упорядочивает свою природу c тем же чутьем, с каким он упорядочивает свой домашний интерьер. Он избегает природных стихий и предпочитает гирлянды и корзины с фруктами, которые делает своими руками. Так всегда было в Гранаде. Под впечатлением Ренессанса местная кровь дала свои самобытные плоды.

Эстетика малых вещей стала нашим исконным плодом, отличительной ноткой и самой деликатной игрой наших художников. И это не творение терпения, а творение времени; не творение труда, но творение добродетели и любви. Она не могла появиться в другом городе. Только в Гранаде.

Гранада — город праздности, город для созерцания и фантазии, город, в котором влюбленный, лучше, чем где бы то ни было, пишет на небе имя своей любви. Часы в ней продолжительнее и приятнее, чем в любом другом городе Испании. Сумерки в ней сотворены из невиданных огней так, что, кажется, они будут длиться вечно.

Вечерняя Гранада

Вечерняя Гранада

Мы ведем с друзьями длинные разговоры посреди улиц.

Гранада живет фантазией. Она полна замыслов, но не действий.

Только в городе праздности и спокойствия могут быть изысканные ценители воды, жары и сумерек, такие, какие есть в Гранаде.

Гранадец окружен роскошной природой, но он не идет к ней.
Пейзажи необыкновенные; но гранадец предпочитает любоваться ими через свое окно. Его пугают природные стихии, и он пренебрегает вопящими людьми, которые приехали из ниоткуда. Поскольку он человек с фантазией, он не храбрец. Он предпочитает мягкий и холодный ветер своего снега ужасному и резкому ветру, доносящемуся, например, из Ронды, и он готов поставить в уменьшительную форму даже свою душу и поместить весь мир в свою комнату. Он разумно замечает, что так он может все лучше понять. Он отказывается от приключений, от путешествий, от внешних интересов: более всего он отказывается от роскоши, от дорогих одеяний, от большого города.

thezis_pic25082014v11

Он пренебрегает всем этим и украшает свой сад. Он уединяется сам с собой. Он человек с небольшим количеством друзей (не вошла ли в андалусские поговорки скрытность Гранады?).

Таким образом гранадец видит и любовно обращает внимание на предметы, которые его окружают. Кроме того, он не спешит. Видимо, благодаря этому художники Гранады с наслаждением творят маленькие вещи и описывают маленькие миры. Можно сказать, что это лучшие условия для философии. Однако философия требует постоянства и математического равновесия, сильно не достающего Гранаде. Гранада предназначена для сна и грезы. Она ограничивается всеми своими частями чем-то невыразимым. И существует ведь большая разница между грезой и мыслью, хотя эти действия кажутся похожими, как близнецы. Гранада, вероятно, всегда будет более пластичной, нежели философствующей. Более лирической, нежели драматической. Сокровенная сущность ее характера прячется в интерьерах ее домов и ее пейзажа. Ее голос — это голос, который становится тише на небольших террасах и становится громче в темноте окна. Голос безличный, острый, полный невыразимой аристократической меланхолии. Но кто поет им? Откуда доносится тонкий голос, одинаково, и ночью, и днем?

Чтобы услышать его, нужно войти в маленькие ризницы, в закоулки и уголки города. Нужно жить ее безлюдным интерьером и ограничивающим одиночеством. И что еще удивительнее: нужно погрузиться и исследовать наш собственный внутренний мир, то есть, нужно настроиться определенным лирическим образом.

Нужно немного обеднеть, забыть наше имя, отказаться от того, что называют личностью.

thezis_pic25082014v4

Совсем иная — Севилья. Севилья — это человек и его чувственный и эмоциональный образ. Это триумфальная арка и политическая интрига. Дон Педро и Дон Хуан. Все наполнено людьми. Она полна человеком, и ее голос истекает слезами, поскольку все ее слушают. Гранада же — словно повествование о том, что уже произошло в Севилье.

В ней чувствуется недостаток окончательной завершенности.

Поняв сокровенную и скрытую душу города, его внутренний мир и маленький сад, постигаешь также эстетику многих наших самых типичных художников и их характерные приемы.

Несмотря ни на что, везде нежный домашний воздух; но можно ли проникнуть в эту сокровенность? Именно поэтому, когда в XVII веке гранадский поэт, дон Педро Сото де Рохас, возвращаясь из Мадрида, наполненный тоской и разочарованиями, написал на титульном листе своей книги такие слова: «Закрытый рай для многих, открытые сады для немногих», дав тем самым, на мой взгляд, наиболее точное определение Гранады: Закрытый рай для многих.

thezis_pic25082014v3

Перевод Павла и Татьяны Алешиных

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »