Имидж политика: какие образы востребованы сегодня?

Имидж политика: какие образы востребованы сегодня

Ноя 21 • ОбществоКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Татьяна Пищева

Татьяна Пищева

Политический психолог, МГУ имени М.В. Ломоносова

Современный политический мир меняется с огромной скоростью. Все то, что мы знали вчера, сегодня не актуально. А то, что для нас важно сегодня, завтра не сохранится даже в истории. Это происходит и с имиджами политиков. Они постоянно меняются, и запрос на них меняется тоже.

Многие политики до сих пор считают, что правильно подобранный костюм и галстук — это уже имидж. Но в современной политике имидж — нечто более сложное, это средство коммуникации лидера и аудитории.

ЧТО ТАКОЕ ИМИДЖ

В английском языке слово «имидж» имеет три разных смысла. Во-первых, это идея, ментальная картина, на что похож кто-то или что-то. Во-вторых, это представление других людей о каком-то человеке. В-третьих, это описание чего-либо или кого-либо. В русском языке мы чаще всего используем понятие «имидж» во втором смысле. Люди реагируют на то, что видят на экранах телевизоров, читают в газетах или интернете, обсуждают между собой. Чаще всего мы ничего не знаем о реальных людях, которых называем «Президент Путин», «Барак Обама», «Ангела Меркель»…

Российские исследователи пошли дальше и выделили имидж, конструируемый специально и целенаправленно, и имидж (или образ), воспринимаемый аудиторией.

Первый, конструируемый имидж, включает в себя работу с внешностью политика, речью, текстами и языком тела. Над ним трудится сам политик и его команда, включающая имиджмейкеров, помощников, спичрайтеров и даже жену, детей и собаку. Второй, воспринимаемый образ, — это то, что отражается в сознании граждан. И этот образ намного сложнее, так как включает в себя еще и то, что политик не в состоянии контролировать — особенности личности, прошлую деятельность, действия конкурентов, события, которые создают контекст для восприятия.

Целенаправленно создаваемый имидж политика должен отвечать основным условиям: быть актуальным, вызывать доверие, соответствовать национальной культуре и традициям, отражать политические взгляды политика. Если какие-то параметры имиджа в публичном поле не представлены, то они будут непременно дорисованы в сознании граждан. Но обо всем по порядку.

В НОГУ С ПЕРЕМЕНАМИ

Что означает актуальность имиджа? В первую очередь, он должен учитывать текущую обстановку в регионе, стране и мире. Кроме того, по имиджам политиков мы можем понять, какое будущее нас ждет. Каждая эпоха требует своих героев.

2013-2014 годы войдут в историю как переломные, которые изменили политический мир до неузнаваемости. В таком контексте требования и ожидания относительно политиков тоже стремительно меняются. Те политики, которые не успевают вовремя среагировать на изменения, гибнут политически или физически. Такая судьба постигла Януковича, который совсем недавно был влиятельной политической фигурой, но, не успев вовремя среагировать на меняющуюся ситуацию, потерпел полный крах.

С другой стороны, те политики, которые живут в ногу со временем, получают значительные «бонусы». То, что снижало рейтинг и доверие к политику раньше, в стабильный период, когда был запрос на свободы и права и на профессиональных, выдержанных, хорошо разбирающихся в экономике, стремящихся к инновациям и развитию, уделяющих внимание культуре, спорту политиков, перестает иметь значение в трудные времена. Чем сложней экономическая и политическая ситуация, тем более востребованными становятся сильные решительные личности, способные взять на себя ответственность за судьбу города, региона, страны, а иногда и мира в целом. Хотя бы на словах. Американские политологи это хорошо понимают, и именно поэтому речи американских политиков и особенно президентов славятся мессианскими заявлениями.

Американцы, мы — Богом избранный народ… Мы не можем уклониться от выполнения нашего долга перед миром… («Марш флага», Альберт Беверидж, кандидат в сенаторы от штата Индиана, 16 сентября 1898 г.)

Задача политики США состоит в поиске и поддержке роста демократических движений и институтов в каждой нации и культуре, а ее конечная цель — положить конец тирании в нашем мире (Дж.Буш-младший, инаугурационная речь, 2004).

Америка всегда должна быть мировым лидером. Кроме нас никто не сможет им быть (Б. Обама, речь перед выпускниками Военной академии в Вест-Пойнт, 28 мая 2014 г.).

ДОВЕРЯТЬ ИЛИ НЕТ?

Вторым важным параметром имиджа является его способность вызывать доверие. Имидж — это не просто прическа, дорогой костюм, аксессуары. Имидж говорит о том, можно ли с этим политиком иметь дело, стоит ли доверять ему. И тут важными являются политические взгляды, ценности и свойства его личности, которые помогают найти последователей, сторонников, единомышленников, выстроить коммуникацию с избирателями. В своих речах политики говорят, к чему стремятся, каким видят будущее страны или региона. Те политики, которым удается создать яркую, живую и востребованную картину такого будущего, становятся частью истории. Примером таких «картин» могут быть речь Мартина Лютера Кинга «I have a dream» («У меня есть мечта»), где он говорил о будущем, в котором люди будут равны вне зависимости от цвета кожи; речь Марии Терезы «Страшна не ненависть, а равнодушие», Махатма Ганди с его осуждением насилия.

Могут ли современные политики похвастаться пламенными речами и заложенными в них высокими ценностями? Даже если современные политики не очень сильны в таких пламенных речах, они все равно несут некие ценности и установки в своих выступлениях. Например, на антироссийских настроениях сейчас легко сделать себе имя в Украине, США и Европе. Речи политиков пестрят заявлениями в адрес России и В. Путина (например, выступление премьер-министра Австралии Тони Эбботта, о том, что он намерен «серьезно поговорить» с В.В. Путиным о причинах катастрофы Боинга-777 под Донецком).

С другой стороны, как нельзя лучше о том, достоин ли этот политик доверия, говорит информация о его личности. В западной (в том числе и американской) традиции выборов считается крайне важным для политика сохранять честное имя и хорошие семейные отношения. Политики, замешанные в скандалах, как правило, лишаются своего места и всех привилегий. Примеров тому немало: Ричард Никсон (лишился своего поста из-за Уотергейтского скандала с прослушиванием штаба демократов), Билл Клинтон (потерял поддержку из-за сексуального скандала с Моникой Левински), Сильвио Берлускони (периодически появлялся в центре коррупционных и сексуальных скандалов), Доминик Стросс-Кан (обвинялся в попытке изнасилования горничной нью-йоркского отеля, обвинения не подтвердились, но скандал стоил ему поста в МВФ и участия в президентских выборах во Франции), ну и наш соотечественник Юрий Скуратов, который лишился поста Генерального прокурора РФ из-за скандальной пленки, попавшей в руки журналистов.

Но нельзя построить имидж, абсолютно не учитывая личностные особенности самого политика. Нельзя из флегматичного человека сделать энергичного харизматика вроде В.В. Жириновского. А куда спрятать неуемную энергию Сильвио Берлускони? Личность политика составляет ядро его имиджа. По опыту работы с разными политиками могу сказать однозначно: внутренние ценности и установки политиков всегда пробьют броню из дорогих костюмов, заказных статей и красивых речей, написанных спичрайтерами.

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ

Следующей важной характеристикой имиджа политика его соответствие политической культуре. Каждая нация имеет свои политические традиции и предъявляет определенные требования к политикам. Возьмем нашумевшую историю на о том, как на саммите АТЭС В.В. Путин набросил плед на плечи супруги председателя КНР Си Цзиньпина. То, что в Америке и Европе считается крайним нарушением делового этикета, сразу же было названо «флиртом» и осуждено практически во всех газетах, в России, да и в Китае расценено как галантность и поведение «настоящего мужчины».

Глобализация, доступ к огромным ресурсам Интернета, социальные сети делают крайне трудной работой построение имиджа политика для его команды. Особенно это касается молодых политиков или тех, кто хочет ими стать. Сколько было нашумевших историй про назначенных на должности в региональные органы власти красавиц, страницы которых в социальных сетях пестрят фотографиями в стиле «ню»…

ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ, ИЛИ ЧТО МЫ НА САМОМ ДЕЛЕ ДУМАЕМ О ПОЛИТИКАХ?

Так что же делать? Стоит ли политику заниматься своим имиджем, если контролировать результаты практически невозможно? Конечно стоит, просто необходимо ясно понимать, что абсолютно любая информация может быть доступна самому широкому кругу. Публичный человек должен всегда быть внимателен к тому что, как и когда он говорит или делает. Проходя через призму восприятия, эта информация определенным образом преломляется, фильтруется и дополняется в зависимости от текущей ситуации, ценностей и установок граждан, уровня интереса к политику и многих других факторов. Поэтому при формировании имиджа политика необходимо помнить о том, что сознание людей имеет свои законы и механизмы для распознавания того, что за политик на самом деле перед ними.

Образ, как результат восприятия всей той информации, что поступает из разных источников о политике, обрабатывается на двух уровнях — сознательном и бессознательном. На сознательном уровне мы оцениваем политические взгляды политика, его речи, его поведение и многое другое. А на бессознательном мы интуитивно считываем мало поддающуюся объяснению информацию о личности политика, искренности, способности к принимать сложные решения, лидерских качествах и т.д.

Исследования российских политических психологов доказывают, что на обоих уровнях восприятия есть три основных измерения, которые определяют востребованность имиджа политика, а, значит, и успех самого политика: привлекательность, сила и активность. И тут важным является конгруэнтность образа — то есть его соответствие на рациональном и бессознательном уровнях восприятия. В случае, если на разных уровнях политик воспринимается неодинаково, большее влияние на электоральный успех политика являются именно бессознательные аспекты восприятия.

Первое измерение — привлекательность, включает в себя все стороны личности политика. Речь идет не только о его внешности, одежде и прическе, но и о его возрасте, здоровье, физической форме, конституции, маскулинности (мужественности) или феминности (женственности), о его психологических качествах, о ценностях и морально-нравственных принципах политика, о его политических взглядах, образовании, политической деятельности, принятых решениях и о многом другом. Причем для успеха политику вовсе не обязательно быть очень красивым. Чаще всего это, наоборот, мешает политику добиться настоящего успеха, так как фокус внимания смещается на его внешность, и люди просто не могут по достоинству оценить другие его качества. Более того, в наших исследованиях граждане обычно говорят о внешности политика, когда он им не очень интересен с других точек зрения, или информации о нем слишком мало.

Второе измерение — это сила. Политическое поле — это вообще поле битв и сражений идей, взглядов, статусов, власти. А в ситуации, когда политическая обстановка накаляется, сила политика становится едва ли не ведущим качеством. Причем для политика даже негативные оценки силы необыкновенно важны.

Третье измерение — активность. Активность говорит об актуальности политика, умении правильно оценивать ситуацию, принимать своевременные решения и действовать. Но даже просто физическая активность, постоянное присутствие в СМИ дает ощущение того, что политик активный и деятельный. Именно поэтому перед выборами политики стараются провести как можно больше встреч, активно ездят по территории, встречаются и создают информационные поводы для постоянного присутствия в СМИ.

Чем сложней обстановка, тем большее присутствия в информационном поле требуется от политика. Достаточно вспомнить с каким разочарованием было воспринято отсутствие реакции В.В. Путина на ситуацию с подлодкой Курск в 2000 году в течении первых дней.

Имидж политика — это способ его коммуникации с гражданами и другими политиками. Сегодня, в условиях нестабильности, негативно заряженного информационного поля и повторного разделения мира на двухполюсную систему, только уже не по идеологическому, а по национально-территориальному принципу, наиболее востребованными оказываются политики, в имидже которых превалируют сила, решительность, активность, самостоятельность и независимость.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »