Импрессионисты в Пушкинском

Импрессионисты: живопись, которой можно просто любоваться

Июн 25 • Популярные темы, Темы неделиКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (21 votes, average: 4,95 out of 5)
Ольга Морозова

Ольга Морозова

Кандидат искусствоведения

Справка:

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression – впечатление) —  направление в искусстве конца 1860-х – начала 1880-х годов. Наиболее ярко импрессионизм проявился в живописи. Его ведущие представители — Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Берта Моризо, Альфред Сислей и Жан Фредерик Базиль. Вместе с ними выставляли свои картины Эдуар Мане и Эдгар Дега, хотя стиль их произведений нельзя назвать импрессионистическим. Представители этого направления стремились запечатлеть образы окружающего мира в его постоянной текучести, непредвзято и естественно выразить свои мимолетные, изменчивые впечатления, особое внимание уделялось передаче цвета и света. Импрессионизм основывался на последних открытиях оптики и теории цвета; в этом он созвучен духу научного анализа, характерному для конца XIX в.

Название закрепилось после первой совместной выставки в 1874 в Париже его главных представителей: К. Моне, О. Ренуара, К. Писарро, Э.Дега, А. Сислея и др. Выставка вызвала яростное возмущение большинства публики и критиков. Один из них в насмешку назвал художников «импрессионистами» – «впечатленцами», прочитав подпись под картиной  К. Моне «Впечатление. Восход солнца» («L’impression. Soleil levant»).

 Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце. 1872 г.


Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце. 1872 г.

1. ПОЧЕМУ ИМПРЕССИОНИЗМ ТАК ПОПУЛЯРЕН У ПУБЛИКИ?

Искусство импрессионистов зрелищно и бесконфликтно. Их картины не нуждаются в объяснениях и комментариях, ими можно просто любоваться.

Импрессионисты избегали изображать драматические темные стороны жизни, принципиально не касались важных событий современности (войн, революций и т.п.), отвергали темы исторические или заимствованные из литературы. Они сосредоточились на разработке нового  художественного языка и стремились изолировать искусство от выполнения социальных, политических и нравственных функций. Они воспроизводили лишь то, что можно увидеть глазом, не вдаваясь в осмысление и переживание увиденного. Сезанн говорил о Клоде Моне: «Моне — это только глаза, но зато какие глаза».

Импрессионисты открыли новые способы эстетического утверждения реальности. Для них характерна философия «радости жизни». Они воспевали красоту мира, который несмотря ни на что остается обольстительно прекрасным. Раньше считали, что для того чтобы картина доставляла эстетическое наслаждение, надо выбрать прекрасный мотив или предмет. Клод Моне умел превращать в феерическое зрелище серый лондонский туман и дым паровозов на вокзале Сен-Лазар.

Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар. 1877 г.

Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар. 1877 г.

Импрессионисты обновили искусство живописи: очистили палитру и заменили преобладавшие в ней прежде черные, серые, коричневые краски яркими спектрально-чистыми оттенками цвета. Они научились передавать реальность в движении, вечном изменении, переходе одного мгновения в другое; нашли способы отразить в картинах движение облаков, порывы ветра, стремительный бег лошадей и танец балерин на сцене. Импрессионисты стали писать картины сериями: они хотели показать, как один и тот же мотив выглядит в каждый следующий момент.

После появления импрессионистов стало ясно, что писать картины как прежде уже невозможно. Их достижения стали «азбукой» для живописцев конца ХIХ – начала ХХ вв.

Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876 г.

Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876 г.

2. ТВОРЧЕСКИЕ ИСТОКИ И ЛЮБИМЫЕ ТЕМЫ ИМПРЕССИОНИСТОВ

В современной истории искусства с импрессионистов начинается новый этап развития живописи. Однако в отличие от последующих, более радикальных течений импрессионизм сохранял кровную связь с предшествующей художественной традицией. Импрессионисты работали в рамках иллюзорно-пространственной системы, возникшей в эпоху Ренессанса, они твердо придерживались метода работы с натуры, который был ими доведен до логического завершения и даже возведен в главный принцип творчества.

Сами импрессионисты не мнили себя анархическими новаторами, разрушителями старого. Напротив, подчеркивали свою связь с исконными традициями французского искусства и своими учителями считали Делакруа, Коро, Курбе, барбизонцев, но они изображали мир точнее, правдивее своих предшественников, без всякой предвзятости, отбросив наработанные веками правила и штампы.

Исходная, общая для всех творческая позиция импрессионистов: «писать то, что видишь». Другая важная ее часть: «так, как видишь». Последовательное применение этого метода повлекло за собой преобразование всех основ сложившейся живописной системы: композиции, колорита, пространственного построения. Успешно служившая некогда своим задачам старая живописная система, представлявшая собой наработанный веками кодекс регламентирующих творчество художников правил, норм, формул, противоречила устремлению импрессионистов к непредвзятому изображению жизни как она есть. Так, Э. Дега предпочитал изображать балерин не в условных балетных позах на сцене, а за кулисами, когда богини и нимфы развоплощаются и превращаются в работающих девушек из народа. Одна из них, приняв позу, лишенную изящества, завязывает туфли или поправляет бретельку, другая — жадно пьет и т.д. Дега, по его собственным словам, стремился застать изображаемых им женщин врасплох, увидеть их «словно сквозь замочную скважину», когда их позы, линии тела лишены красоты и изящества, зато выразительны и достоверны.

Эдгар Дега. Танцовщицы в синем. 1895 г.

Эдгар Дега. Танцовщицы в синем. 1895 г.

Красота для импрессионистов заключена не в предмете изображения, а в самой живописи — драгоценной, переливающейся разнообразными оттенками, вибрирующей красочной поверхности. Изображение источника света исчезло из картин импрессионистов. Однако благодаря применению дополнительных тонов, контраст которых повышал яркость цвета, а также взаимодействию раздельных мазков, Клод Моне осуществил то, к чему тщетно стремились поколения пейзажистов. Солнечный свет в его картинах стал почти столь же интенсивным как в природе: в его лучах краски высветлялись и растворялись, локальные цвета обретали множество оттенков.

Клод Моне. Стог сена около Живерни. 1884-1889 г.

Клод Моне. Стог сена около Живерни. 1884-1889 г.

Несмотря на различные подходы к изображению реальности, все импрессионисты были едины в своем устремлении изображать только окружающую их повседневную современную жизнь: быт, облик, нравы своей эпохи. Они существенно расширили круг тем и сюжетов, ввели в него то, что раньше считалось недостойным внимания художников: народные гуляния, скачки, пикники артистической богемы, закулисную жизнь театров и т.д.

3. СУДЬБЫ И ХАРАКТЕРЫ ХУДОЖНИКОВ-ИМПРЕССИОНИСТОВ

Судьбы первооткрывателей редко бывают безоблачно счастливыми. Публике необходимо время, чтобы «дорасти» до художника-новатора. Импрессионист Базиль умер молодым, не дожив до того времени, когда к его товарищам пришло признание. Клод Моне жил долго, 86 лет, и в конце жизни сетовал на то, что так и не почувствовал вкус славы: вначале его творчество не понимали, а потом, когда художники стали знамениты, очень быстро метод импрессионистов стал казаться безнадежно устаревшим, архаичным. В 1905 году появился фовизм, в 1907 — кубизм, а затем и прочие «измы», Моне дожил до времени появления сюрреализма.

Фредерик Базиль. Автопортрет. 1865-1866 г.

Фредерик Базиль. Автопортрет. 1865-1866 г.

О судьбах художников в двух словах рассказать невозможно. Переведены на русский язык собрания документов Лионелло Вентури, капитальный труд Джона Ревалда «История импрессионизма», биографии, принадлежащие перу Анри Перрюшо, книга «Повседневная жизнь импрессионистов» Жана Поля Креспеля.

КАК ФОРМИРОВАЛАСЬ КОЛЛЕКЦИЯ ИМПРЕССИОНИСТОВ В ГМИИ

Большинство работ импрессионистов, которые находятся в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина, происходят из собраний двух крупнейших фамилий московских промышленников и меценатов — С.М. Щукина и И.А. Морозова.

Идея их коллекционирования заключалась в том, чтобы представить каждое важное звено нового французского искусства по возможности лучшими полотнами. И.А Морозов своей коллекцией стремился создать ясное и полное представление только что пережитой эпохи. Более пылкий и экспансивный Щукин любил «угадывать» художника, его прельщал момент риска и радовало изумление, вызываемое картиной у публики.

 Портрет Ивана Абрамовича Морозова. Валентин Серов. 1910 год.


Портрет Ивана Абрамовича Морозова. Валентин Серов. 1910 год.

Коллекцию произведений импрессионистов приобрел, главным образом, Сергей Иванович Щукин — считается, что первым произведением в этой коллекции стал этюд Клода Моне «Сирень на солнце». Щукин был увлечен Клодом Моне, покупал картины Дега — все работы этого художника в ГМИИ происходят из коллекции Щукина. Также у него в коллекции были работы Ренуара, но Моне для коллекционера был главным.

Сергей Иванович Щукин. Портрет работы Дмитрия Мельникова. 1915 г.

Сергей Иванович Щукин. Портрет работы Дмитрия Мельникова. 1915 г.

Дом Щукина на Знаменке был открыт каждое воскресенье абсолютно для всех желающих, дом Морозова на Пречистенке (сейчас — Академия художеств) был открыт только для его близких ему людей. Обе коллекции пополнялись до 1913 года. За год до начала Первой мировой войны границы закрыли, русских отозвали из-за рубежа, покупка картин стала невозможной.

В 1918 году оба собрания были национализированы. Музей Щукина назвался «Первый музей новой западной живописи», а музей Морозова — «Второй музей новой западной живописи». Каждое собрание находилось в доме бывшего владельца. После революции Щукин и Морозов некоторое время прожили в Советской России, став своего рода смотрителями при своих коллекциях, затем они оба эмигрировали. И.А. Морозов скончался в 1921 году в Карлсбаде (Карловых Варах), С.И. Щукин умер в Париже в 1936 году.

В 1921 году собрания Морозова и Щукина объединили в один музей, но картины продолжали размещаться в двух особняках. Вскоре особняк Щукина передали Реввоенсовету, а вещи отправили в дом Морозова. До начала Великой Отечественной войны, в 1930-е годы музей был закрыт для публики, его могли посещать только по специальным пропускам, которые выдавались Советской академией художеств. Во время войны вещи были эвакуированы в Новосибирск, затем вернулись в Москву.

В 1947 году маршал Климент Ворошилов, возглавлявший комиссию по восстановлению Музея нового западного искусства, распорядился ликвидировать музей, в 1948 году коллекцию механически поделили между ГМИИ и Эрмитажем, но картины не выставлялись как формалистические и вредные для народа, пылились в запасниках. Только в 1972 году, к пятидесятилетию существования картинной галереи музея, И.А. Антонова, директор ГМИИ, предложила освободить от слепков половину второго этажа и выставить там картины импрессионистов.

Читайте также:

Постимпрессионисты. Поль Сезанн

Постимпрессионисты. Тулуз-Лотрек, Ван Гог, Гоген

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »