Как писать стихи

Как писать стихи

Мар 20 • Рубрики, ЧеловекКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5 votes, average: 5,00 out of 5)

Анастасия Соломонова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Наверное, почти у каждого человека в жизни наступает такой момент, когда свои чувства хочется облечь не в привычную прозу, а в витиеватую поэтическую форму. Причем это может произойти как в юношестве, так и в более зрелые годы. В нас живет жажда прекрасного, и вдвойне приятно, когда создателем этого прекрасного являешься ты сам.

Помните, как у А.С. Пушкина?

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута — и стихи свободно потекут.

К сожалению, так бывает только у гениев (хотя и у них все не так просто — если вы когда-нибудь видели в музеях черновики того же А.С. Пушкина, вы знаете, о чем я). Что уж говорить о простых смертных, которые часто безрезультатно проводят бессонные ночи, марая листок за листком.

Так что же делать? Как пишутся стихи?

Если задать этот сокровенный вопрос любому интернет-поисковику, вы получите множество ссылок на сайты, содержащие полезные советы. Вот уже многие века эта тема будоражит, не оставляет равнодушными ни поэтов, ни.. прозаиков и экспериментаторов от литературы. Даже Владимир Маяковский не смог остаться в стороне и написал статью «Как делать стихи?»

Не оспаривая славу великих, выскажу собственное мнение на этот счет.

Итак, на мой взгляд, в любом произведении (и стихотворном, и прозаическом) есть две основополагающие составляющие: форма и содержание. Обычно вопрос о том, что из названного первично, а что вторично, каждый решает сам для себя. Так что творения, особенно начинающих авторов, часто грешат перекосом в ту или иную сторону. Либо хороший смысл, но слабое исполнение — либо точная, выверенная форма, а по сути пустышка: красивая безделушка. Такое обычно забывается сразу по прочтении. Мне же кажется, чтобы стихотворение получилось по-настоящему стоящим, эти составляющие должны находиться в гармонии.

Но с чего же начать? Нужно, прежде всего, решить для себя, о чем ты хочешь написать, какую историю ты хочешь рассказать, кто твой герой. Затем можно оттачивать рифмы и стиль… Почти до бесконечности. А для этого нужно владеть теорией стихосложения, знать хотя бы азы стихотворной науки. И, конечно же, необходимо учиться у классиков — не только читать как можно больше стихотворных текстов, но и стараться анализировать их, пытаться понять, что именно написал автор и почему он это написал. И лучше всего знакомиться с творчеством не только русских, но и зарубежных поэтов. Учиться у классиков всех времен и народов.

Расскажу вам свою историю. Первое свое стихотворение я написала классе в шестом. Было у нас такое задание на уроке литературы. Как сейчас помню: иду я из школы зимой, темно, снег хрустит под ногами… и как-то сами собой складываются в голове строчки:

Иду я домой, надо мною — луна,
И призрачным цветом мерцает она,
И снег серебрится, и нет ветерка,
И гладит синицу прохлады рука.
Иду я домой, мой путь не далек,
Но скоро уйдет зима-мотылек.

Было ли это вдохновением — не знаю, но мое стихотворение оказалось в классе лучшим. Надо ли говорить, каким серьезным стимулом продолжать стихотворчество для меня это стало. Правда, тогда я еще не имела ни малейшего представления ни о типах рифм, ни о строфике, ни о размерах, так что повторить тот успех получилось далеко не сразу.

Всю свою сознательную школьную жизнь я писала стихи. Правда, теперь я бы ни за что и никому их показывать не стала. Но тогда… Тогда мне хотелось признания. Очень хотелось. Я пробовала себя в разных жанрах и размерах, я писала акростихи и поэмы, сонеты и мадригалы… Все твердили, что я талант и гений. Один мальчик даже сказал: «А что, если она новый Пушкин… А я учился с ней в одной школе!»

Потом я поступила в институт. Тут-то и пришло осознание того, что я далеко не Пушкин. Я тогда поняла простую истину: хочешь стать профессионалом — учись. И я стала учиться…

У меня даже был период, длиной года в полтора-два, когда я вообще ничего не писала. Страшно мучилась, но все графоманские попытки отправлялись прямиком в корзину. Они казались детскими, надуманными, не живыми.

А потом… Что-то словно щелкнуло, словно повернули какой-то выключатель в голове, и все озарилось светом, встало на свои места. Я поняла, что и как я хочу писать.

Так с тех пор и пишу. Плохо ли? Хорошо ли? Не знаю. Мне нравится. Моим читателям (хоть в масштабах страны их и не так много) — тоже. А много ли человеку нужно для счастья?

Роняя вечность каплями чернил,
Предвосхитив капризы мирозданья,
Он говорил мне, мол, повремени!
И приводил примеры в назиданье.

Заслушиваясь трелями цикад,
С ума сходя от запахов и звуков,
Я отвечал, что я, мол, был бы рад…
Но не по мне столь скучная наука.

Вот так и спорили всю жизнь между собой,
О том, как сочинить стихотворенье…
Он — Опыт, убеленный сединой, –
И я — удел немногих, Вдохновенье…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »