Как язык приближает к смыслу вещей

Как язык приближает к смыслу вещей

Сен 15 • Авторская колонкаКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Наталья Шалыгина

Наталья Шалыгина

Доцент историко-филологического факультета РПУ, кандидат филологических наук

С чем у взрослых людей ассоциируются школьные уроки русского языка? Пожалуй, большинство скажет: «С зубрежкой трудных правил орфографии, синтаксиса и пунктуации. А еще диктантами, изложениями и сочинениями». Но мы забываем одну удивительную вещь: язык — это накопленная усилиями многих поколений кладовая знаний об окружающем мире и его законах, о человеке и жизни его души, обо всем, что мы можем помыслить и пережить. Это рассказ о мире, способ его познания. Русский язык — вместилище всех сокровищ отечественной культуры, и его самое главное достояние — знание о Боге как Творце всего сущего.

Поразительно, но факт: наблюдение за словами языка может помочь осмыслить многие явления окружающего мира на очень глубоком уровне, дать им нравственную оценку и даже помочь сделать сложный выбор. В этом смысле неоценимую поддержку оказывает изучение церковнославянского языка, погружающего человека в самую сердцевину важнейших жизненных смыслов.

Наше секулярное сознание перестает воспринимать цельный, единый Божий мир, как это было во времена наших предков. На уровне языка это выражается в непонимании смысла слов, в нарушении семантической близости однокоренных слов. Например, слова с корнем -каз-: сказать, показать, заказать, приказать, указать, рассказать, доказать и наказать используются современным русским языком, но в каких значениях? Разве понятен смысл глагола «наказать» без обращения к значению его корня — «научение через подробное разъяснение»? Да и значение слова казнить открывается шире при раскрытии семантики корня. К сожалению, в школах такие нюансы зачастую остаются без должного внимания, что приводит к стереотипному восприятию лексического значения слов и восприятию многих явлений культуры на уровне сказок или мифов.

Например, почему говорят: Не стоит город без святого, селение без праведника? Если задуматься над смыслом этих слов, то через них нам, без ложного преувеличения, раскрываются тайны бытия. В первых строках Библии, главной книги в культуре, именующей себя христианской, говорится: Въ начaле сотвори Богъ нeбо и зeмлю. (Быт. 1, 1). Небо — мир духовный, ангельский; земля — мир материальный, первоначальное вещество, из которого позднее все было создано Богом. Человек же отличается и от ангельского мира, и от земной материи тем, что, по замыслу Творца, принадлежит одновременно и миру духовному, и миру материальному. Через человека материальный мир должен был одухотвориться. И именно через человека благодать Божия изливается на творение. Вспомним слова великого русского святого, преподобного Серафима Саровского о том, что целью жизни христианской является стяжание Духа Святого Божьего. Оказывается, что от духовного состояния человечества и зависит состояние окружающего мира. Потому-то и: Не стоит город без святого, селение без праведника.

Многие слова имеют в нашем сознании несколько уровней лексических значений. Одно и то же слово, в зависимости от контекста и уровня восприятия человека, может быть и низким, и высоким. Сегодня же в нашем обществе наиболее употребительно низкое понимание слов. Мы привыкли к тому, что слово любовь обозначает телесные, плотские отношения, в крайнем случае, страстную душевную устремленность, но ведь есть и высокое значение этого слова, о котором забыли: жертвенная любовь Христова, жизнь, отданная «за други своя». Словно искажаясь в кривом зеркале, важные для христианской культуры слова превращены в ругательства и покрыты насмешками. Голубой — цвет небес, в церкви цвет Богородичный. Надписание в Псалтири в конец указывает на век грядущий, восьмой день творения. Все мы члены Церкви, Глава которой Христос. Язык (речь и мысли) точно отражает духовное устроение человека, показывает состояние его сердца. Не секрет, что добрый слышит в злых словах доброе, а злой и в добром находит лукавое.

Наблюдение за однокоренными словами, восстановление семантических связей способствует лучшему пониманию духовных явлений через реалии мира материального. Каким словам родственно слово страсть? Страстная седмица, страсти Христовы напоминают нам о страданиях Христа. Страстотерпцами в Церкви называют пострадавших за Господа до смерти. Страдание причиняют и духовные болезни — страсти. Гневъ раскрывает свою суть при обращении к родственным словам с чередованием гласных (ять)/и/о: гнити, гноити, гной. Печаль печет, жжет душу и тело. А зависть? До тех пор пока змий не поведал жене о плодах древа познания Добра и зла, пока Ева не увидела, что плоды красивы на вид, ей и не хотелось отведать их. В наименовании страсти зависти лежит свойство природы человеческой, подмеченное поговоркой: глаза завидущие, руки загребущие. А какие «родственники» у слова жадность? В поучении отца к сыну в сборнике «Златая цепь» говорится: Чадо мое милое, алчнаго накорми, якоже ти повеле Самъ Господь, жаднаго напои. Как видим, алчный и жадный — всего лишь человек, нуждающийся в пище и питие, мучимый голодом и жаждой, но как только он теряет чувство меры, удовлетворение потребностей переходит в болезнь душевную.

В противовес духовным болезням — страстям, причиняющим страдание, духовное здравие, целостность приносит в мир добро и называется добродетель. Если в названиях страстей, поражающих человека, мы слышим предостережение, то в наименованиях добродетелей раскрывается путь их достижения. Добродетель смирения, писавшаяся ранее черезять’, предполагает познание человеком правильной меры себя и вещей. Истинной мерой всего является Бог; человек, стяжавший смирение, выстраивает правильную иерархию ценностей, находит свое место в сотворенном Богом мире и обретает мир в душе.

Помогать, помощник, помощь — мы часто употребляем эти слова в речи. С именем Помощникъ мы обращаемся к Богу, подающему мощь и силу. Без Него мы немощны и изнемогаем, без Него мы не можем творити ничесоже (Ин. 15,5). Имя Спаситель напоминает, что все нужное человеку для жизни найдется у Бога. Пастырь Добрый спасает от опасности, питает на пастбище, пестует и пасет Свою паству, воспитывает пищей Небесной.

Увы, религиозное представление о мире, веками складывавшееся в нашей культуре, прошло сквозь общемировой процесс секуляризации. Окружающий мир больше не видится нам целостным и единым, скорее, он представляет собой разрозненные осколки, не связанные друг с другом. Но пока у нас сохраняется интерес к родному языку, его невидимым на поверхности глубинам, его сокровенным тайнам, то сохраняется и нить, связующая нас с первоосновой отечественной культуры, ее сакральным смыслом — бытием Бога в мире.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »