Как меняются ценности в современной детской литературе

Магия вместо человечности

Янв 13 • Авторская колонкаКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Мария Букуева

Мария Букуева

Студентка 4 курса историко-филологического факультета РПУ

В детстве мы любили играть в путешествия. Строили замки из стульев и гладильной доски, прятались от вымышленных врагов на деревьях, представляли себя в другом мире. В таких играх реальный мир преображался, становился красочным. Мы отправлялись навстречу приключениям, придумывали себе необыкновенные способности.

Нас вдохновляли детские книги. Множество историй открывало новые миры. Одним из наших самых любимых жанров стало фэнтези, захватывающее своей загадочностью.

ЗАЧЕМ ГЕРОЮ ВОЛШЕБНЫЙ ДАР?

Одной из отличительных черт фэнтези является становление героя через путешествие. Главное условие — пути назад нет. Каждый герой, отправляющийся в путешествие, понимает, что назад он может и не вернуться — путешествия всегда опасны, их ценой может быть сама жизнь. Зачастую главный герой в фэнтези предпринимает опасное путешествие ради спасения волшебного мира. Он приносит в жертву свое будущее ради других.

А я ведь об этом и не думал, — сокрушенно покачал головой Фродо. — Бильбо шел за сокровищем. Туда и обратно. А я? Все наоборот. Иду, чтобы сокровище потерять, да и на обратный путь мне надеяться нечего.

Бильбо в компании гномов отправился в опасное путешествие за сокровищем, но в итоге сокровища ушли на второй план. Цель путешествия изменилась, как и сам хоббит. Бильбо хотел одного — помочь своим друзьям во что бы то ни стало.

Как меняются ценности в современной детской литературе

Так же и в «Волшебнике Изумрудного города» Александра Волкова. Страшила, Железный Дровосек и Трусливый Лев отправились с Элли за самым ценным, без чего они не могли жить по-настоящему. Но в итоге, сами того не замечая, пользовались храбростью, умом и сердечностью.

— Милые друзья мои, спасибо вам за вашу самоотверженность! — со слезами на глазах воскликнула Элли.

— Са-мо-от-вер-жен-ность… — с восхищением повторил Страшила по складам. — У, какое хорошее, длинное слово, я таких еще и не слыхивал. А это не та самая вещь, которая бывает в мозгах?

— Нет, в мозгах бывает ум, — объяснила девочка.

— Значит, у меня еще нет ума, а только само-отвер-женность. Жалко! — огорчился Страшила.

— Не горюй, — сказал Дровосек. — Самоотверженность — тоже хорошо, это когда человек не жалеет себя для других.

Как меняются ценности в современной детской литературе

Но главных героев неспроста отправляют на такое испытание: происходит инициация персонажа. В ходе своего путешествия они меняются, становятся мудрее. Авторы дарят им меч, который поможет в борьбе с врагом. В «Часодеях» этот меч — черный ключ. В чернильном мире К. Функе мечом для Мортимера и Мегги являются слова, написанные чернилами на бумаге. Главный герой является носителем определенного дара, делающего его сильнее остальных. Именно из-за этого дара ему приходится отправиться в путешествие, ведь только он обладает такими способностями и не имеет права дать погибнуть другим. У этого дара интересные свойства. Он может быть, как магическим (часовой флер Василисы, способность Мортимера и Мегги превращать прочитанное вслух в реальность), так и реальным (мужественность Фродо или самоотверженность детей Певенси). У Льюиса и Толкина мы видим тенденцию классического фэнтези — ребенок/герой идет «с голыми руками».

ВОЛШЕБНИКИ ВМЕСТО ГЕРОЕВ

Современное детское фэнтези берет за основу в становлении героя именно волшебство. Способности Гарри Поттера к магии отправляют его в Хогвартс, Василису на Эфлару, а Мегги и Мортимера в Омбру. Одна из возможных причин подобного акцента на теме волшебства — скорость современного мира. Интернет помогает найти нужную информацию за считанные секунды, смартфон позволяет обратиться к человеку в любое время суток, даже если он живет в другом городе или стране. Современный читатель живет в мире скорости. Его трудно чем-либо удивить. Появляется магия, которая не похожа на реальность, но в то же время она как бы реальна и досягаема. Ребенку проще представить себя с волшебной палочкой в руках, чем просто смелым героем без каких бы то ни было способностей.

Как меняются ценности в современной детской литературе

Фэнтези XIX–XX веков брало за основу именно моральные качества. Волшебный элемент был лишь декорацией. Ценились смелость, ум, доброта, рассудительность. Ценилось то, что невозможно как-то изобразить и представить. Но современному читателю этого мало. Нужен элемент, который удивит, который поможет добиться желаемого без каких бы то было усилий. Хочется, чтобы было легко сражаться, как в книге, так и в жизни. Хочется волшебства.

XIX и ХХ века не отличались такими скоростями и темпами жизни. Больше ценился настоящий человек, способный убить дракона своими руками, потом и кровью. Этот человек был живым. К примеру, волшебник Гэндальф во «Властелине колец» своими способностями практически не пользовался, хотя считался великим волшебником. Его главная способность — возрождение в человеке добра и света. Аслана в Нарнии видели редко. Он обладал великой мощью и силой, но всегда пытался наставить детей так, чтобы победили именно они, а не он. Раньше человек в волшебной детской литературе ценился за доблесть, честь, доброту и смелость, сейчас же волшебный элемент становится смыслом жизни. Человек отходит на второй план.

ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА

Современное фэнтези размывает понятия добра и зла. Несмотря на нахождение в волшебном мире и владение магией, герои максимально приближаются к своему читателю.

Положительные герои не идеальны. Они совершают непростительные ошибки, могут сделать неправильный выбор, который приведет к непоправимым последствиям. Так, Василиса намеренно отказывается открыть бронзовую комнату, а Мортимер убивает множество пусть и вражеских солдат, но людей. Да, их можно оправдать: Василиса это сделала ради спасения Фэша, а люди, которых убил Мортимер, не пощадили бы его и других. Но эти действия оставляют неприятное чувство разрушения героичности героев.

То же самое происходит и с отрицательными героями. Астрагор — маленький бедный мальчик Рунис, сделавший неправильный выбор из-за монетки. А Орфей стал таким из-за тяжелого детства. Этим злодеям в какой-то момент начинаешь сочувствовать. Ведь они могли бы стать другими, но так распорядилась судьба. Положительные герои становятся более близкими и понятными, а отрицательные способны вызвать не только неприязнь и ненависть.

ВСЕ БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ

Современная детская литература стала кинематографичной. Авторы больше времени уделяют действиям, нежели мыслям. К сожалению, это не только их вина. Скорость современного мира диктует свои условия: ребенку слишком рано приходится знакомиться с современными информационными технологиями, которые отнимают у него много времени и подавляют способность к настоящей живой игре, порождающей сказку. Воображение зачастую не успевает полностью развиться, а на его место приходят цветные экраны с мультфильмами и кино.

Детская книга старается подражать этой скорости, чтобы успеть заинтересовать читателя. По нынешним меркам, если нет скорости, значит нет и истории. Обращая большое внимание на красочность сюжета, авторы иногда забывают про красоту языка.

Василиса, наскоро похватав вещи и на ходу запихивая их в сумку, буркнула общее «Пока!» и стрелой вылетела из раздевалки.

Стремление адаптировать язык к разговорам сегодняшних подростков отнимает у него всю его силу и величие.

Кроме того, к скорости прибавляется и масштаб. Литературная сказка, как правило, рассказывает об одной истории: определенная группа персонажей проходит через все составляющие произведения и благополучно возвращается назад. Произведения жанра фэнтези более масштабны. На одну историю приходится от трех до восьми и более книг. Не исключено, что на их количество самым непосредственным образом влияет коммерческая составляющая.

***

Все вышеперечисленное не означает, что состояние современной детской литературы плачевно и безнадежно. Вовсе нет. Магия гаджетов не всесильна, и окончательно превратить детскую книгу в кино с цветными картинками все же не удастся — такой уж это жанр. Кстати, косвенно об этом свидетельствует один из «наследников» детской литературы — квест. В этой игре для принятия решений и успешного прохождения сложных ситуаций важны именно личные качества человека. Как в старой доброй волшебной сказке.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »