О новой выставке ГМИИ им. Пушкина «Пьеро делла Франческа и его современники»

Мост между Византией и Италией

Дек 22 • КультураКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5 votes, average: 5,00 out of 5)
Павел Алёшин

Павел Алёшин

Кандидат искусствоведения, поэт, переводчик

В Пушкинском музее открылась выставка «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии».

Эта выставка — пример важнейшего направления деятельности музея, показа отечественному зрителю шедевров искусства прошлого из коллекций иностранных музеев. Замечательно, что особое внимание Пушкинским музеем уделяется искусству Италии Нового времени: можно вспомнить недавно прошедшую выставку «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо», прошлогоднюю выставку Тициана и ряд других выставок, как крупных, так и в формате показа одной картины.

На выставке представлено всего четыре произведения, но каждое из них — уникально, и даже если бы их представили публике по отдельности, в формате выставки одной картины, то каждая из таких выставок была бы важнейшим событием в художественной жизни Москвы.

Но — и за это огромная благодарность музею — у зрителя есть возможность встретиться сразу с четырьмя шедеврами, объединенными одним сюжетом. На выставке представлены картины Пьеро делла Франчески, Карло Кривелли, Козимо Туры и Джованни Беллини.

Целью кураторов было показать, как в итальянской придворной культуре XV века осмысливался важнейший для христианской традиции образ Богоматери, показать связь живописи Возрождения с иконописью. Действительно, эпоха Возрождения создала новый изобразительный язык, обусловленный новым мировоззрением, и место иконы в западной культуре заняла религиозная картина, но, тем не менее, противопоставление Запада и Востока, Ренессанса и Средневековья не носит столь категорического характера, как можно думать, что и желали продемонстрировать кураторы. И не зря для этого были выбраны именно богородичные образы, написанные разными итальянскими художниками во второй половине XV века. Дело в том — и это подробно и доступным языком изложено в экспликациях — связи ренессансной и византийской культур в XV веке были очень тесными, что объясняется различными обстоятельствами, в том числе и Ферраро-Флорентийским собором (1438-1445 гг.), целью которого была попытка объединения церквей, и деятельностью итальянских гуманистов, открывавших для себя наследие античной Греции, и падением Константинополя в 1453 году, после которого в Италию хлынул поток беженцев, среди которых были представители культурной элиты, которые везли с собой иконы, произведения декоративно-прикладного искусства и целые библиотеки.

Живопись Возрождения, обратившаяся к изображению реального мира, имела в своей основе принципиально иные установки, нежели византийская иконопись, целью которой было изображение горнего мира, что обусловило «очеловечивание» священных образов, на чем акцентируют внимание кураторы:

«В живописи Возрождения, не отрицавшей того, что закреплено традицией, символические атрибуты не утрачивают своего значения, однако теперь иконы превращаются в изображения, полные не только сакрального, но и человеческого смысла. Отныне это образы матери и младенца, наделенные индивидуальными чертами, исполненные человеческих переживаний: образы, созданные не только для того, чтобы напоминать о божественном начале и о величии Богородицы, но и пробуждать чувства».

Представленные на выставке произведения позволяют увидеть, как новый изобразительный язык Ренессанса преображал традиционную иконографию и как постепенно происходил процесс «очеловечивания» священных образов, при этом в полной мере сохраняя разработанную восточной традицией символику.

Центральное место в экспозиции занимает картина Пьеро делла Франчески «Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами» («Мадонна Сенигалья»), воспроизводящая византийский иконографический тип «Богоматерь Одигитрия».

Пьеро делла Франческа. Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами. 1491 г.

Пьеро делла Франческа. Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами. 1491 г.

С точки зрения формы, это произведение, безусловно, ренессансное. Художник изображает Мадонну с младенцем Христом и двумя ангелами в интерьере, написанном согласно законам прямой перспективы. Удивительным образом художником передана игра света и тени: в ярком луче света можно даже разглядеть висящую в воздухе пыль. Фигуры скульптурные, объемные, художник необыкновенно точно передает с помощью красок фактуру различных материалов, так, что словно осязаешь их взглядом. Эта пронизанная светом, полная торжественности и спокойного величия картина, хотя небольшая по формату, поражает монументальностью и цельностью изображенных на ней образов. И как раз образностью картина великого мастера напоминает об иконописи: несмотря на принципиально новый изобразительный язык, образы, созданные художником, напоминают о тех, что мы видим на иконах: это образы, относящиеся к горнему миру, а не миру земному, главное для художника — божественная сущность Мадонны и Христа. Взаимодействия между фигурами почти нет: Мадонна отрешенно смотрит словно внутрь себя, а младенец Христос смотрит вдаль, рука его поднята в благословении.

Миниатюрная «Мадонна с младенцем» Карло Кривелли и «Мадонна с младенцем» («Мадонна зодиака») Козимо Туры демонстрируют, как постепенно происходил процесс «очеловечивания» священных образов. На обеих картинах, наполненных многочисленными богословскими символами, уже совершенно иное взаимодействие Мадонны и младенца, а также на них в качестве фона появляется пейзаж (точно и тонко написанный Карло Кривелли и едва намеченный Козимо Турой). Посмотрите, как нежно смотрят друг на друга Мадонна и младенец Христос на картине Кривелли, как трепетно Мадонна придерживает ножку Христа. Сколько движения в фигурах Мадонны и младенца в исполненной внутреннего драматизма, не свойственного этому сюжету, картине Козимо Туры, запечатлевшего мгновение, когда Мадонна будит спящего младенца.

Карло Кривелли. Мадонна с младенцем. XV век

Карло Кривелли. Мадонна с младенцем. 1494/1495 г.

Козимо Тура. Мадонна с младенцем.

Козимо Тура. Мадонна с младенцем. Около 1470 г.

И, наконец, последняя картина — проникновенная «Мадонна с младенцем» («Мадонна с херувимами») Джованни Беллини.

Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем. Около 1490 г.

Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем. Около 1490 г.

Венецианский художник, написавший множество подобных Мадонн, как никакой другой художник умел передать чувства матери и ребенка. Несмотря на наличие херувимов, на символы, связанные с Мадонной и изображенные в пейзаже, эта картина, в первую очередь, о материнской любви, и ее богословское содержание отходит на второй план. Обратите внимание, что если на первых трех картинах Мадонна изображена фронтально по отношению к зрителю (что характерно для иконописи), ее фигура обращена к зрителю, то у Беллини она изображена в трехчетвертном обороте. Мадонна и младенец полностью сосредоточены друг на друге: Мадонна нежно прижимает к себе сына, а тот с приоткрытым ротиком внимательно глядит на мать. Перед зрителями разворачивается неуловимый, безмолвный диалог, и как тут не вспомнить слова Павла Муратова о Беллини: «Никто другой не умеет так, как он, соединить все помыслы зрителя на какой-то неопределенной сосредоточенности, приводить его к самозабвенному и беспредметному созерцанию».

Эту выставку можно и нужно смотреть не один раз, перед каждой представленной картиной можно простоять не один час, получая огромное наслаждение.

Единственное, о чем можно пожалеть, уходя оттуда, — о том, что идею кураторов, которая подробно разъяснена в экспликации, сложно воспринять неспециалистам, поскольку нет ее наглядного воплощения, что стало бы возможным, если бы рядом с этими картинами были выставлены, например, несколько икон, относящихся к этому же времени. Это позволило бы зрителям самим увидеть, сравнить их и понять как различия, так и общие черты западной и восточной художественной традиции.

Выставка продлится до 22 февраля 2015 года.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »