Не по годам. Нужно ли ребенку раннее развитие?

Не по годам. Нужно ли ребенку раннее развитие?

Окт 17 • Популярные темы, Темы неделиКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)

Каждый из нас уверен, что его чадо — самое умное, талантливое и, как минимум, в будущем станет лауреатом Нобелевской премии. И все чаще на детских площадках молодые мамы, укачивая трехмесячного малютку, обсуждают не памперсы и соски, а обучение арифметике и чтению. Методик раннего развития насчитывается около десятка. И все они основаны на том постулате, что интеллектуальное развитие ребенка нужно начинать как можно раньше. И если вы, как наши бабушки и мамы, довольствуетесь в младенчестве «агушечками» и погремушечками, не видать вашему малышу лавр гения. В свою очередь, противники раннего развития уверены — всему свое время и обучение с пеленок будет только перегружать детскую психику.

Разобраться, кто прав, не опробовав методику на практике, довольно сложно, а ставить эксперименты на собственном ребенке, с любопытством ожидая, кто же в итоге вырастет — гений или невротик, как-то не хочется. Поэтому мы решили дать слово обеим сторонам баррикад, опросив специалистов о плюсах и минусах раннего развития.

АРГУМЕНТЫ «ЗА» РАННЕЕ РАЗВИТИЕ

1. В течение первого года жизни мозг малыша развивается на 60%, к трем годам — на 80%. А примерно к 7 годам его рост заканчивается. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг ребенка в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Поэтому, начиная обучение с 1 класса, мы пропускаем самое чувствительное к развитию время. Так что, по логике адептов раннего развития, обучение ребенка в первые три года жизни — это не раннее, а своевременное развитие.

2. Ребенок привыкнет к занятиям, ему будет интересно учиться. Мозг с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост, ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. Занимаясь с самого рождения по чуть-чуть в игровой форме, ребенку удастся избежать многих школьных проблем.

3. Раннее интеллектуальное развитие способно подстегнуть развитие физическое. Американский врач Глен Доман, который занимался лечением детей с травмами мозга, выявил, что стимуляция одного из органов чувств резко усиливает активность мозга в целом. Больным демонстрировались карточки с крупно написанными словами, эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал считанные секунды, но таких уроков в день было несколько десятков. И многие из детей, которых считали безнадежными, начинали переворачиваться, ползать, вставать, выучивались читать в 3-5 лет, а более поздние тесты обнаруживали, что они по развитию обгоняют здоровых детей.

4. И, конечно, начав заниматься с ребенком в год, а не в пять, родитель быстрее обнаружит скрытые таланты малыша, и, кто знает, может, благодаря столь ранним интеллектуальным занятиям у вас в семье вырастет новый Моцарт или Эйнштейн.

АРГУМЕНТЫ «ЗА» РАННЕЕ РАЗВИТИЕ

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:

Марина Мануйлова, куратор по содействию детским учреждениям «Содружества Педагогов Раннего Развития»:

«Педагог раннего развития никогда не станет насильно удерживать внимание ребенка, заставляя его заниматься по той или иной методике. Он всегда сменит деятельность на ту, которая в данный момент будет малышу интересна, а значит, и более необходима. Грамотный педагог всегда следует за ребенком!

Мы ни в коем случае не призываем, заменять прогулки и игры на занятия по развитию. Просто любую прогулку можно превратить в увлекательное образовательное путешествие, а игру можно сделать развивающей. Если говорить не об общепринятых плюсах раннего развития, таких как развитие внимания, пространственного мышления, моторики, речи, логики, творческих способностей, мы увидим не такие явные, но не менее важные плюсы.

У нас в стране не так много мам занимается только воспитанием детей. Очень часто они много работают и сильно устают. И только на занятиях в детских центрах ребенок может вдоволь наиграться, например, крупами, даже иногда рассыпая их по полу. При этом он не встречает обычной негативной реакции на свои действия. Дети на занятиях по раннему развитию учатся делиться друг с другом и ждать своей очереди. Очень часто мамы не осознают важность того, чтобы ребенок умел уступать. А отсюда появляются конфликты не только в детском саду, но и уже во время школьного обучения. Иногда случается так, что ребенок растет один среди взрослых и чувствует нехватку общения со сверстниками.

И таких, не всегда явных плюсов, множество. Самое главное, что педагог или родитель, увлеченный идеями раннего развития, не остается безучастным к жизни ребенка. Если процесс развития доставляет удовольствие ребенку и взрослому, то это всегда способствует формированию гармоничной и социально успешной личности».

На первый взгляд, сплошные плюсы, но есть не меньше аргументов «против».

АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ» РАННЕГО РАЗВИТИЯ

1. Здоровый ребенок обязательно сам научится ползать, ходить, плавать, рисовать, в свое время он начнет читать и писать, освоит математику и иностранный язык. Каждый из навыков осваивается в определенное для того время, следуя естественному психическому и физическому развитию малыша. При этом попытка опередить естественный ход событий и перегрузки могут привести к обратному эффекту — малыш станет либо гиперактивным, либо замкнется, что не есть хорошо в обоих случаях и далеко от представления о счастливом, гармонично развитом ребенке.

Не по годам. Нужно ли ребенку раннее развитие?

2. Развитие интеллекта и физических возможностей ребенка, на которые ориентированы почти все методики, оставляет в стороне эмоциональную сферу, уровень социализации и, самое главное, психическую жизнь ребенка. А их невозможно поторопить никаким образом. В результате возникает очень опасный дисбаланс: физически и интеллектуально опережающий своих сверстников ребенок может значительно отставать от них в эмоциональном плане, быть своеобразным «инопланетянином» в группе, классе или на детской площадке. И чем больше родители будут стремиться «развивать» своих суперспособных чад, тем раньше и тем острее проявятся психические нарушения, если ребенок имеет к ним склонность.

3. Почти все методики раннего развития очень трудоемки, требуют от родителей значительного времени для их изучения и изготовления дидактических материалов. Гораздо полезнее посвятить эти драгоценные часы самому ребенку, играм и прогулкам, а не сидению на тематических форумах в дискуссиях об образовании и вырезанию карточек. И ребенок не дополучит свою порцию игр. Читать и считать он обязательно научится позднее, а вот поиграть в куколки и машинки времени у него уже не будет.

4. А зачем, собственно, ребенку нужно читать в два года или играть на пианино в пять? Что он будет читать? У нас нет книг для такого раннего возраста — значит, родителям придется сочинять и делать их самим. Что он поймет в музыке Баха, даже если сможет воспроизвести ее? Даже если к пяти годам он будет знать таблицу умножения — что это ему даст? Но скорее всего рано или поздно (к 15-20 годам) «развитой» ребенок сравняется со своими сверстниками, которые обошлись без всякого раннего развития.

Не по годам. Нужно ли ребенку раннее развитие?

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:

Елизавета Меланченко, врач-невролог:

«Я против раннего образования и обучения детей с пеленок. И с трех — это рано. С детьми нужно играть, заниматься физкультурой, много с ними разговаривать и гулять. Детям нужно общение и любовь, в этом случае карточки будут являться избыточным материалом. Малыш должен познавать предметы, а не символы на картинках.

Мозг ребенка не готов к восприятию учебного материала. Если ребенка перенапрячь интеллектуально, то зоны мозга, отвечающие за движение и эмоции не получат подпитки и не будут развиваться как нужно. Гармоничного развития не получится. В три года это можно и не заметить, хотя проблемы со сном, невозможность приучить к горшку проявятся почти сразу. Но не заметить это в 5-7 лет будет уже невозможно. Психологически такой ребенок не уживается в коллективе, у него масса проблем с общением, контролем поведения.

В качестве врача-невролога мне приходится консультировать и лечить детей с головными болями, непроизвольными движениями (тиками), недержанием мочи. Каждую неделю ко мне приводят малышей, у которых эти симптомы появились в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности. Проходят эти симптомы только тогда, когда родители решаются изменить режим дня и отдыха ребенка и снимают с него львиную долю интеллектуальной нагрузки».

***

Мнения, безусловно, противоречивые. С одной стороны — желание дать своему ребенку лучшее из возможного и по максимуму раскрыть его потенциал, с другой — риск переусердствовать и сделать из малыша невротика. Тут все упирается в вопрос: готовы ли родители взять на себя такую ответственность, и хватит ли им чуткости отделить потребности ребенка от собственных амбиций? Но вот в чем обе стороны безоговорочно согласны: лучшее, что могут дать малышу родители — это не кубики с цифрами, а любовь и заботу.

Материал подготовила Екатерина Люльчак

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »