Как живут дети с аутизмом

Нестрашный мир

Апр 24 • ОбществоКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Елена Гаркуша

Елена Гаркуша

Педагог школы для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Они, наверное, аутисты. Не знаю, как это ещё назвать», — комментирует заместитель директора. Это о рабочих, развесивших свои носки в кабинете математики вместо того, чтобы делать ремонт.

«Я превращаюсь в аутиста», «в его поведении что-то аутистическое» — новые выражения не режут слух и становятся всё популярнее.

Число детей с аутизмом или расстройствами аутистического спектра (РАС) растёт с каждым годом. Появляются фильмы и книги о них, необычных и непохожих.

На одной лекции об аутизме лектор начала с лирического отступления. Она говорила о том, что любая патология — это норма, но преувеличенная в несколько раз. Возьмём манию преследования. В темном переулке боится каждый, оглядывается и ускоряет шаг на любой шорох. Но если это слишком, если не только в тёмном переулке — уже патология.

Аутизм — это нарушение коммуникации человека с миром, гигантский страх перед его изменчивостью и непредсказуемостью. Лирическое отступление было о том, что аутизм — это ответ современному человеку, теряющему связь с тем, что его окружает, замыкающемуся в своей скорлупе-футляре.

Как живут дети с аутизмом

Вот несколько встреч с такими «неправильными» детьми.

Ванечка перешёл в новую школу. Прекрасный шестиклассник с большими прозрачными глазами. Через несколько месяцев этот ангел бился в истерике и швырял стулья в одноклассников. Так школа познакомилась с аутизмом. Мальчишка странный, много кривляется, дразнит других, выкрикивает нелепые звуки и мешает. Учителям такого хочется ругать, а детям дразнить. И то, и другое Ваня воспринимал как агрессию в свой адрес и защищался, порой в состоянии аффекта, когда под рукой оказывается стул.

Одноклассник написал на доске слово, посмотрел на Ваню и засмеялся. Ваня закричал, бросился на него с кулаками и вцепился такой хваткой, что взрослому не разнять. Очевидно нападение Вани на одноклассника. Но в глазах у Вани слёзы от нанесённого ему оскорбления, губы дрожат. Оказалось, что вчера ребята дразнили его обидной считалкой с этим словом. А тот не дразнил. А теперь написал это слово. Чем неожиданней предательство, тем больнее. Хотя однокласснику Вани этого не объяснишь, он пострадавший. Дети вообще плохо понимают отклонения от нормы, не принимают непохожих. Их-то всегда учили вести себя хорошо и правильно, а этот ведёт себя неправильно, и ему можно, он — особенный. Где логика?

Как живут дети с аутизмом

Интересно, что ребёнок с аутизмом мыслит подобным образом и безошибочно подмечает отклонения от нормы у других. Он очень хорошо знает правила, он любит правила, он живёт по правилам и схемам и только не способен оценить своё поведение как «неправильное».

Такие дети зачастую хорошо воспитаны. Ваня прекрасно знает, что нельзя ругаться матом, курить и пить спиртное. Социальные сети его не интересуют: мама сказала, что только с семнадцати. Зато другого ребёнка за грубую ругань Ваня может как следует стукнуть и считает, что абсолютно прав: «Нельзя же ругаться! Все взрослые говорят!» Не говорим? Говорим, конечно. И нам говорили. Ване хочется ответить: «Да сколько вокруг ругается, не всех же бить!». Ловишь себя на мысли, что мы-то уже не реагируем на нарушения этих «детских» правил. Мы примиряемся, и наши «хорошо» и «плохо» гнутся, как угодно и как удобно. Как это понять аутисту? Очень трудно.

Дети с аутизмом наивны и правдивы. Обман — это то, что не соответствуют действительности. Обман — нечто из ряда вон выходящее для аутиста. Если Алёна, ребёнок с аутизмом, решается на обман, то делает это с таким довольным и хитрым видом, что невозможно не догадаться, и от радости она сразу разоблачает себя.

В начале урока девочка просится в туалет. Знаю, что будет просто гулять по коридору и хитрю: «Ещё одну задачку — и пойдёшь». Делает, увлекается, ещё делает. Опять: «А можно в туалет?». Алёна выжидающе смотрит. Отпускаю: «Иди». Алёна радостно смеётся и никуда не идёт. «Алёна, ты что, пошутила?» «Да! Пошутила!» — расплывается в улыбке и возвращается к задачкам. Девочка счастлива: ей удалось воплотить в жизнь нечто несуществующее.

Режим аутичного ребенка должен быть четко структурирован и предсказуем. Лучше, если перед глазами будет план урока, распорядок дня, расписание недели и прочее — то, что помогает упорядочить этот хаотичный и непонятный мир, а значит, внести утешение и покой. Предсказуемость и организованность. Урок должен содержать чёткий алгоритм с ярко-выраженными этапами. С ворчанием, со скандалами преодолевает этот маленький педант неожиданные изменения в его распорядке. Если вместо физкультуры будет биология, ребёнок может и не пойти на биологию, так как это не по плану, это нарушение порядка.

Аутист Миша не любит читать, он обожает схемы и цифры. Знает наизусть все станции метро — на какой ветке и в каком порядке. Чертит схему метрополитена в специальной тетрадке. У него есть любимое число — он его любит писать, вырисовывать и произносить, радуется, когда оно встречается в упражнениях. Оценивать свои чувства Мишу учили также с помощью цифр. «Тебе понравился этот фильм?» «Ну, на четыре целых две десятых», — типичный Мишин ответ.

Часто ребёнку с аутизмом вообще сложно формулировать свои мысли. Страдает речь. Миша может выучить небольшой текст наизусть, а вот пересказать не может. Передать суть своими словами очень сложно. Да ещё бы понять эту суть… Задают ему прочитать текст о том, как в дождливый день потерялась собачка и её нашли. Миша добросовестно читает. «Про что был текст, Миша?» «Про дождь», — в лучшем случае ответит он.

Как живут дети с аутизмом

У Андрюши отличная память. Он умён и внимателен. Но теряется, если не сказать ему, на какой строчке писать. Нужна чёткая инструкция. Выполнил задание раньше других — настойчиво требует: «Что мне делать?! А мне что сейчас делать?!» Дашь новое задание — будет делать. Скажешь: «Сиди и молчи», — будет сидеть и молчать. Как всякий аутист, Андрюша прекрасно знает правила. На экскурсии руководитель группы: «Переходим дорогу! Дети, осторожнее!» Андрюша хватает за руку зазевавшегося отца: «Папа! Сказали: осторожнее!»

А в первом классе Андрюша на уроке сидел под партой и кричал. Так ему было страшно и непонятно всё, что происходило вокруг. Теперь кричит редко: если родители вовремя его не привезут на мероприятие, или если друзья поступили не как друзья.

Детям с аутизмом важно ощущение, что их окружают «свои» — знакомые, надежные и любящие люди. У Сони, девочки с аутизмом, поменялись учителя, и Соня перестала ходить на уроки. Вместо занятий сидела в школьной раздевалке, уткнувшись в толстую книгу. В пытавшихся отвести её на урок бросала той же книгой, кричала и дралась. Уговорили. Но каждое задание — в штыки: «Я этого не делала и делать не буду!». Соня сердито косится на подошедшего учителя, надвигает пониже капюшон аутистической толстовки и сжимает кулаки. Учитель отходит, девочка достаёт свою книгу и погружается в неё.

Читает Соня много. Везде, где можно и нельзя, две или три книги сразу. Выдуманный литературный мир — отдушина, он идеальный, там всё правильно. Рассказать, о чём читала — это с трудом. Важен сам процесс и сознание значимости своего дела.

Ребят навестила бывшая учительница, и колючая, вечно сердитая Соня кинулась к ней через весь коридор, обняла крепко-крепко и смеялась от радости. К Соне пришёл человек, который терпел и понимал — пытался вытащить из толстой скорлупы.

Диагноз «аутист» — не приговор. Эти дети могут оттаять. При терпении, любви и заботе окружающих ребёнок с аутизмом постепенно поворачивается лицом к миру или хотя бы к тому, кто его любит и не предаст. Средство универсальное и эффективное. Не только для аутизма. Для всех.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »