Зачем нам память о Великой Отечественной войне?

Нужна ли нам память о Великой Отечественной войне?

Май 9 • Общество, Популярные темыКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 4,67 out of 5)

В день 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ТЕЗИС.ру побеседовал с историком Сергеем Вячеславовичем Перевезенцевым.

thezis_pic08092014Сергей Вячеславович Перевезенцев — русский историк и философ, писатель, доктор исторических наук, декан историко-филологического факультета Российского православного университета, профессор факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова, сопредседатель Правления Союза писателей России, лауреат ряда литературных премий.

Сергей Вячеславович, накануне 70-летия Победы общественные настроения поляризовались: часть общества дорожит памятью о Великой Отечественной войне и Победе, участвует в памятных акциях, перечитывает книги, смотрит фильмы, молодые ребята объединяются в поисковые отряды для нахождения и достойного захоронения останков советских воинов. С другой стороны, в СМИ все чаще и чаще раздаются голоса: зачем нам вспоминать эту войну? Мол, ненормально 70 лет расковыривать коллективную народную травму, и пора уже 9 мая заниматься тем, ради чего и была война — мирно гулять в парке с семьей, есть мороженое и не думать о больном. Как бы Вы, как историк, ответили на вопрос: нужна ли нам память о войне?

Скажу фразу, которую я за последнее время говорил уже много раз: война за историю это война за будущее. Как только отдельный человек, целое поколение или общество как таковое отказываются от исторической памяти, того героического и трагического, что было в прошлом его народа, то у этого человека, поколения или общества нет будущего. Для того чтобы жить на своей земле, оставаться тем народом, который уже более тысячи лет обустраивает нашу землю, историческая память необходима.

Кстати говоря, во все эти рассуждения о ненужности исторической памяти, как правило, пускаются те, кто хотят отказаться от собственной Родины, от собственной истории и, в конечном счете, от самих себя. Чаще всего об этом говорят те, кто мыслит себя своеобразными «людьми мира», а вовсе не людьми той или иной земли, того или иного народа. И это сейчас выдается за самый современный тренд развития.

Несомненно, у каждого свой выбор, но я на стороне тех, кто любит свою Родину.

Интересно, что еще в Античности Аристотель писал: «способность помнить о делах чести и отваги» создает возможность стратегии нравственного целеполагания, а без целеполагания не бывает ни общества, ни человека…

Да, и на самом деле так было всегда. Образ «Ивана, не помнящего родства», возник в советское время: уже тогда начали говорить, что нужно помнить историю не только начиная с 1917 года, но с гораздо более древних времен иначе народ превратится в манкурта. Человеком, у которого нет прошлого, очень просто управлять. Теряя историческую память, человек теряет индивидуальность, а народ национальную и духовную идентичность. Это все уходит, как ненужное. И тогда все едят одну и ту же еду, слушают одну и ту же музыку, носят одинаковую одежду.

Тем, кто любит порассуждать о ненужности прошлого, советую почитать роман Чингиза Айтматова «Буранный полустанок». Или они тоже не помнят такого писателя?

В подобных публикациях приводится такой аргумент: война — это боль, смерть… и мы своим вниманием к войне делаем эту боль и смерть частью своей жизни.

Я вам так скажу: вся жизнь это и боль, и радость, и смерть, и рождение, и счастье, и трагедия. Попытка уйти от боли и смерти это классический гедонизм, когда люди стараются сделать свою жизнь исключительно комфортной и приятной, а для этого избегать каких бы то ни было сложностей и трудностей, фактически, прятаться от реальной жизни.

Поэтому разговоры о том, зачем нам эта трагическая история, зачем бередить раны, зачем нам помнить страхи и ужасы войны это, на мой взгляд, позиция взрослых, которые остаются по своему нравственному уровню детьми. Может быть, они умные, может быть, они интеллектуально развиты, но нравственно это еще несовершеннолетние дети, они инфантильны, они боятся брать на себя ответственность за свою жизнь, за жизнь своей семьи, за жизнь своей земли. Это люди, принимающие жизнь только для самих себя а это позиция абсолютного эгоизма.

Но общество вообще и человек в частности должны уметь переживать боль и страдание. И, кстати, знание и память о войне, в том числе знание всех тех ужасов, которые были на войне, помогают встречать те возможные ужасы, которые нас ожидают в будущем. Наивно думать, что жизнь это бесконечное счастье, а будущее бесконечно светлое.

Когда читаешь хронику событий Великой Отечественной войны — о первых поражениях, о том переломе, который совершился в результате Сталинградской битвы, о начале череды побед — создается ощущение, что произошло нечто невероятное. В самом деле, как можно объяснить эту необъяснимую рациональными причинами победу? Ведь и в техническом отношении немцы были сильнее, и численно преимущество было на их стороне…

Вы знаете, я всегда восхищаюсь теми поколениями, которые жили в войну, как восхищаются и более молодые люди, и те, кто немного старше меня, но тоже не видели войны. И всегда возникает сомнение: а сможем ли мы поступить так, как смогли они тогда? Я, как историк и как человек, у которого дед пропал без вести в 1941 году, могу сказать, что для меня это чудо. Чудо человеческого подвига.

Тогда не было этих жалоб: ах, как больно, ах, как горько! Некогда было жаловаться. Люди шли и выполняли свой долг. Да, все понимали, что война это страшно, это грязно. Но шли, терпели, и шли дальше. Это вечный вопрос: а сможем ли мы? Наши деды и прадеды смогли и это самое великое чудо. Хотя бы поэтому мы обязаны всегда их помнить и понимать значимость и величие их подвигов.

Когда читаешь книги, воспоминания о войне, то узнаешь не просто о героизме воинов, но именно о массовом героизме. Чем это можно объяснить? Русским характером? Или чем-то еще?

Я бы тут две вещи соединил. Да, прежде всего, это русский характер. Русский характер, воспитанный в православной традиции, когда твой главный враг находится не вовне, а в тебе самом, так как главный твой враг враг внутренний. Победи врага в себе, то есть трусость, боязнь, то дьявольское, что в человеке живет и это главная твоя битва. Победив в ней, ты победишь и внешнего врага. Даже погибнув, даже понимая, что твоя жизнь прекратится в эту секунду, ты все равно победил, потому что победил врага в себе. Иначе говоря, главная победа носит духовный характер.

Это и есть основа русского подвига духовная победа, абсолютная внутренняя свобода и христианское понимание, что земная жизнь в какие-то моменты не играет никакой роли, поскольку идет битва за жизнь вечную. Такое восприятие подвига было воспитано в нашем народе столетиями, и надеюсь, что и у нас это тоже сохраняется. Это первый фактор.

А второй прекрасно организованная система управления армией и страной. Да, были первые страшные поражения в 1941–1942 гг., когда страну спас подвиг народа, вставшего на защиту Родины. Но даже тогда был пример прекрасной организации это эвакуация и последующий запуск военного производства на Урале и в Сибири, величайшее явление военного времени, которое Г.К. Жуков описал в своих воспоминаниях к «величайшим битвам Второй мировой войны».

Тем не менее, созданная до войны система управления страной в течение 1941 и 1942 гг., после всех неудач, была перенастроена, приспособлена к военным условиям и в идеологическом плане, и в управленческом, и в кадровом. Поэтому, несомненно, народ тащил все на себе все тяготы войны, но если бы народ не был столь организован, столь идейно вдохновлен, воодушевлен, то ничего бы не получилось, конечно. Так что решающее значение имели эти два фактора: традиционная способность народа преодолеть в критический момент самих себя и организованная система управления армией и обществом.

А что подразумевается под идеологическим компонентом?

Еще осенью 1941 года Сталиным были сказаны слова, записанные американским дипломатом Гарриманом: «Мы знаем, народ не хочет сражаться за мировую революцию; не будет он сражаться и за советскую власть. Может быть, будет сражаться за Россию».

И с осени 1941 года начинается очень серьезный идеологический поворот началось возвращение традиционных ценностей и символов: введение новых орденов, новой формы, возрождение Православной Церкви, патриотические песни и фильмы, обращение к историческим героям, которых еще недавно считали представителями эксплуататорских классов. Казалось, неожиданно, но при этом вполне объяснимо коммунистическое руководство страны заговорило о русском народе, его чаяниях и традициях. Недаром Сталин вскоре после окончания войны провозгласил знаменитый тост: «За русский народ!» все понимали, как велик был вклад русского народа в Победу. Разумеется, с врагом воевали все народы СССР, но основу советского общества и Красной армии создавал именно русский народ, который и понес самые большие потери в войне.

Вы говорите о воспитании русских солдат в православных ценностях — но ведь практически все храмы вплоть до войны были закрыты…

Как известно, когда в 1937 году в стране провели перепись населения, все ее результаты были засекречены. Как считают эксперты, в том числе потому, что эта перепись показала: больше 50% населения СССР продолжает верить в Бога. Да, религия после революции в стране целенаправленно уничтожалась, и к началу Великой Отечественной войны и Православная Церковь, и исламские, и буддистские, и иудейские общины были почти разрушены. Но сознание людей невозможно уничтожить за такой короткий срок. И потом, как говорится, на поле боя неверующих нет. Понятно, что в ситуации смертельной угрозы люди начинают искать помощи свыше и вспоминают о Боге.

Но самую главную роль сыграла, конечно, ментальность. Ведь почему идея коммунизма так легко была принята народом? Потому что это извечная мечта русской души о рае только в данном случае о рае на земле. Для русской, столь мечтательной, мистической души это была обманная цель, но созвучная изначальному, традиционному смыслу поиска Царства Небесного. Так что здесь все было логично религиозность народа оставалась очень сильной. Стоит напомнить, что за два-три года оккупации немцы открыли на советских территориях около 10 000 церквей, и каждый из храмов наполнился прихожанами. Потом гитлеровцы попытались изменить религиозную политику, потому что возрождение Православной Церкви и веры приводило к росту патриотических настроений на оккупированных территориях. Но было поздно наша армия перешла в наступление. И, кстати, восстановленные советские власти не стали эти храмы закрывать. Новое наступление на Церковь началось уже после войны.

К нынешнему празднованию 70-летия Победы предъявляются претензии: «слишком много официоза», «внутреннее равнодушие при показной истерии». Как Вы можете это прокомментировать?

Честно говоря, я очень рад, что празднование 70-летия Победы приобрело такой мощный размах и вызывает столь искренние чувства у миллионов моих соотечественников. Я радуюсь этому юбилею вместе со всеми и как историк, и как гражданин, и как внук погибшего на войне деда, Сергея Федоровича Перевезенцева. Меня, кстати, и назвали в его честь.

А все эти писания «по поводу»… Мой диагноз в таких случаях один: все это чистой воды политиканство, чаще всего интеллигентско-либеральное политиканство с фигой в кармане. Для этой публики не важно, какой повод взять за основу экологические проблемы, воровство чиновников, положение сексуальных меньшинств, сейчас вот празднование юбилея Победы главное пнуть власть, государство, народ. Они сами абсолютно равнодушны к сути проблемы. Вот, к примеру, разве их и вправду волнуют судьбы ветеранов войны? Наверное, если бы они были ими озабочены, то решили бы все их проблемы еще в 90-е годы, когда либералы были у власти. Но ведь нет, этого не было. Наоборот, о ветеранах забыли, как старались пересмотреть и саму суть их подвига… Так что это попросту политические игры.

А насчет официоза и показухи… Есть и показуха, когда кто-то из больших или маленьких начальников стремится продемонстрировать перед еще большим начальством свою лояльность. Есть и глупость, а то и полнейшая дурость в этих «переборах» и «играх в патриотов». Впрочем, а где этого нет? Но я бы обратил внимание: чаще всего о всяких глупостях и дуростях мы узнаем из официальных СМИ, иначе говоря, ничего не скрывается. Ну так давайте вместе преодолевать все эти «переборы». Легче всего сидеть дома, стучать по клавишам компьютера и… ругать собственную страну. Знаете, в моем пионерском детстве был такой лозунг: «Предлагаешь делай!» А от критиканствующей публики пока ничего, кроме истерических криков, не слышно и не видно, никаких дел.

 Рассуждения о том, что цена победы была слишком высокой, и это и не победа вовсе — в ту же копилку?

Знаете, я бы предложил всем, кто с калькулятором в руках оценивает результаты Великой Отечественной, самим повоевать четыре года. Вот тогда посмотрели бы дорого или дешево досталась Победа. Повторюсь, легче всего сидеть в теплом кабинете и разбрасывать оценки и лайки. И ведь как-то забывают, что нашему народу пришлось воевать со всей Европой против СССР выступили Германия, Венгрия, Румыния, Финляндия, Италия, Словакия, Хорватия, Испания, соединения добровольцев из Франции и других стран. Чехословакия обеспечивала гитлеровскую армию вооружениями, Румыния нефтью, Швеция (на минуточку, нейтральная страна!) железной рудой, Турция хромом, Финляндия лесом, Португалия оловом. Вот и попробуй, справься с такой махиной.

Конечно, нельзя отрицать катастрофических ошибок советского руководства и, в первую очередь, Сталина в первые годы войны, как нельзя отрицать и того, что наши генералы показали себя слабыми стратегами и тактиками. Но ведь научились, хоть и непросто, через потери и кровь, но научились и с конца 1942 года стали идти от победы к победе.

Забывают и характер войны. А ведь это по Европе гитлеровцы шли прогулочным шагом, потому как считали жителей европейских стран если не равными себе, то стоящими где-то рядом в арийской «пищевой цепочке» (кроме евреев и цыган, конечно). Но в Советский Союз они же пришли убивать, уничтожать, сжигать, душить, резать… Целью гитлеровцев был геноцид русского, украинского и белорусского народов, вообще всех славян, а за ними должна была настать очередь всех остальных народов СССР.

Вот только одна фраза Гитлера: «В русские города мы не пойдем, они должны полностью вымереть… Есть только одна задача: проведение онемечивания посредством завоза немцев, а прежних жителей надо рассматривать как индейцев». Поэтому, когда сравнивают людские безвозвратные потери СССР и Германии, то почему-то не хотят уточнить: основная часть погибших в годы войны наших соотечественников это мирные люди. А это почти 18 миллионов человек. Фронтовые же потери вполне сравнимы: на полях сражений, в госпиталях от ран и болезней, в фашистском плену погибли 8,7 млн советских солдат и офицеров; Германия на Восточном фронте потеряла 7,2 млн своих солдат.

Да, цена Победы была очень велика. Но, помня все просчеты и ошибки руководства СССР, давайте все-таки предъявим счет в другую сторону фашиствующей в те годы Европе.

Какие у Вас самые любимые книги и фильмы о войне?

Вряд ли я оригинален. Хотя… Вот в детстве очень любил польский фильм «Четыре танкиста и собака». Говорят, его нынче запретили в Польше. Бедные Гуслик с Янеком… Потом «В бой идут одни старики». А еще «Освобождение» Юрий Озеров снял великолепный многосерийный фильм о войне и по масштабам, и по идеям, и по качеству актерской игры. Один Михаил Ульянов в роли Георгия Константиновича Жукова чего стоит! Из фильмов последних лет «В августе 44-го». А вот остальные современные фильмы о войне меня не воодушевляют. К сожалению, в них сплошной натурализм. В советских фильмах главным было совсем другое нравственный подвиг, нравственные вопросы.

Мне кажется, нынешним фильмам именно этого и не хватает нравственной ответственности. Видимо, этого нет у самих современных режиссеров и актеров, да и время вроде бы диктует нравственную всеядность. А с таким подходом снять серьезный фильм о войне нельзя, ибо там нравственный выбор лежит в основе: есть враг, и его надо убить, есть друг, и его надо спасти.

Из книг о войне очень ценю «прозу лейтенантов», к примеру, повести Юрия Васильевича Бондарева «Батальоны просят огня» и «Горячий снег». Из «монументальной» прозы «Живые и мертвые» Константина Симонова. Из военно-приключенческой «Момент истины (В августе 44-го)» Владимира Богомолова. Современных хороших книг о войне не знаю, может, просто не читал.

Как Вы сами будете отмечать 9 мая? 

Как все. Обычно мы с семьей ходим к Большому театру, где собираются ветераны, песни поют, танцуют, радуются, плачут. Вот и мы порадуемся и поплачем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »