Миниатюра-Обыкновенная женская гениальность

Обыкновенная женская гениальность

Мар 27 • Культура, РубрикиКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Екатерина Люльчак

Екатерина Люльчак

Журналист, обозреватель, кандидат политических наук

Недавно обсуждали с супругом тему женской гениальности. Я заняла позицию дарвинистов, отрицая женскую гениальность — как явление, табуированное природой. Гениальными (не талантливыми, одаренными и так далее, а именно гениальными) могут быть только мужчины. Барышень природа охраняет от таких стрессов, дабы не мешали нашему главному и не менее гениальному предназначению. Женщина может быть сколь угодно способной, творчески одаренной, но путь наш срединный, гениальность, как состояние пограничное, в нас генетически невозможна.

Муж с этой комплиментарной для сильной половины человечества точкой зрения не согласился. «Женщина тоже может быть гением, — сказал он. — Только 99,99% из тех, у кого эта искра есть, останутся нереализованными, потому что дети, кухня, быт, опять же, уход за мужьями-гениями. Если бы женщины имели столько же свободного времени и возможностей, как мужчины, среди них гениев было бы на порядок больше».

Этот разговор я вспомнила на выставке Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее. Моя позиция потерпела окончательный и бесповоротный крах. Женщина может быть гением. Причем без всяких оговорок вроде уймы времени, полной свободы и независимости. Более того, женщина может быть гением, не отказываясь при этом от своей женственности. Как была гением Зинаида Серебрякова — мама четырех детей. Правда, одно условие для существования женской гениальности все же необходимо — научиться реализовывать свой Божий дар «на коленке»…

Одни из самых интересных и живых рисунков художница делала пастелью. Легкие, быстрые, прорисованные в главном и схематичные по фону сюжеты создают впечатление, что художник действовал по наитию, не вымучивая композицию, а схватывая то, что в следующую секунду безвозвратно исчезло. Женский взгляд — без лишней рефлексии, эмоциональный, схватывающий настроение и видящий в этом суть. И при этом такое трепетное, внимательное отношение к характерам персонажей на картинах.

Марокканские зарисовки — целая серия портретов пастелью, где хочется разобрать на цветовые кусочки игру света-тени, понять, как смелыми штрихами розового, желтого, охры Серебрякова создает почти тактильное ощущение нежной, чуть маслянистой кожи марокканских детишек; как работает с объемом и выгодно оттеняет непрорисованностью фона главное — лица. Улыбающиеся, пугливые, серьезные, задумчивые, хитрые, схваченные первым впечатлением и пастелью лица — главные герои картин.

Но как бы прозаично это ни звучало, женская гениальность рождается не из запредельных желаний, а из имеющихся возможностей. И выбор пастели в качестве базовой техники завораживающей «поздней» Серебряковой был продиктован не столько творческой симпатией, сколько относительной быстротой и дешевизной. Художник, конечно, должен быть голодным. Но если этот художник — мама четырех детей, то наваристый суп и хорошие зимние сапоги кажутся не такой уж мещанской ценностью.

И как с таким обширным семейством найти свободное время на регулярные многочасовые пленэры? Значит писать приходится попутно с уходом за многочисленными домочадцами, находить фактуру в вылазках на семейные пикники, в гости, за продуктами на рынок, использовать виды из окон дома. Отсюда столько замечательных бытовых сюжетов: портреты детей и друзей, зарисовки с прогулок и путешествий, домашние натюрморты. И эта обыденность сюжетов гениально раскрыта женскими глазами, для которых в простых, каждодневных вещах сосредоточена и красота, и соль жизни.

Серебрякова смотрит на вещи по-матерински — без надрыва, мягко, с любовью. Ее гениальность не будоражащая, не раскалывающая душу. Она умиротворяет и создает ощущение света и чистоты. Вечной женственности. Да и отношение к своим картинам у Серебряковой материнское, снисходительное. Она называла их этюдами. А свой дар преподносила скорее как возможность запечатлеть интересное, новое, необычное, поймать моменты взросления детей, не забыть впечатления.

В ее творчестве нет «МОЕГО-ГЕНИАЛЬНОГО-Я-ВОСПРОИЗВОДЯЩЕГО-МИРОВУЮ ГЕНИАЛЬНОСТЬ-В-МОЕМ-ГЕНИАЛЬНОМ-Я». Нет мужской завоевывающей, рушащей границы, переворачивающей представления, выворачивающей душу революционности. Гениальность Серебряковой ненавязчивая, тихая, бытовая, не кричащая, обволакивающая — такая обычная женская гениальность. «На коленке».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »