3690682051_ef43f5d62c_b

Одиночество — внутренний выбор

Май 26 • Рубрики, ЧеловекКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)

О причинах и путях преодоления одиночества мы побеседовали с протоиереем Алексием Уминским, настоятелем храма Святой Троицы в Хохлах.

Отец Алексий, как Вы думаете, почему люди чувствуют себя одинокими?

УминскийТрудно дать однозначный ответ на этот вопрос. Человек может быть одиноким по собственной субъективной оценке. Скука, невостребованность, нереализованность его любви, несостоятельность в жизни — это далеко не полный комплекс ощущений, которые могут заставлять человека думать, что он одинок.

Но в конечном итоге одиночество — это скорее проблема нашего внутреннего состояния. Когда человеку чего-то недостает, он чувствует это как ущербность: меня не поняли, не приняли, недолюбили, я остался одинок.

Если одиночество — это проблема внутреннего состояния, то что в чем именно заключается внутренняя проблема?

Одиночество — это следствие определенной установки, когда человек настроен только на то, чтобы его понимали, ему внимали, за ним ухаживали. В таком случае одиночество практически неизбежно.

Одиночество — внутренний выбор

Чувство одиночества разрешается именно тогда, когда человек решает служить другому, не ожидая, что послужат ему.

Если же внутренняя установка такова: мне должны больше, чем я кому-то (по сути, это эгоизм), то человек будет себя чувствовать одиноким и никогда не удовлетворится тем, что ему дают. Его общение с людьми всегда будет общением пользователя. И эти люди рано или поздно от него отдалятся, он будет их терять — и не понимать, почему это происходит, обижаться. Неполнота всегда будет ему сопутствовать. Эта неполнота, это одиночество может быть восполнено только при условии правильного внутреннего настроя, то есть только тогда, когда человек хочет другому послужить. Когда человек искренне служит другому, то он начинает чувствовать радость, и проблема одиночества уходит.

СПРАВИТЬСЯ С ОДИНОЧЕСТВОМ. НО КАК?

Изменение установки — процесс небыстрый. Как победить угнетающее чувство одиночества, ведь оно может поселить в душе человека ощущение безнадежности еще до того, как он начнет какую-то работу над собой?

Человек не должен ставить перед собой цель: победить одиночество. Постоянно говорить себе: «Я одинокий человек» — и ждать, когда же это кончится. Нужно сделать так, чтобы это чувство не доминировало. Доминирует оно потому, что человек увлечен собой и сам себя на это чувство ориентирует. Не стоит одиночество делать центральной проблемой своей жизни и постоянно решать, какими путями справиться с ней. Ведь даже и дружат не для этого! Надо просто жить, и это чувство уйдет само.

Не надо концентрироваться на мысли: «Как мне с этим справиться?» Тогда никогда с этим не справишься! Убери эти мысли как искушение! Просто сегодня, прямо сейчас, попробуй жить по-другому. Сегодня есть этот мир, люди, книги, события — живи ими, без мысли, что ты одинок. Просто — живи!

Может ли человек, придя в Церковь, к Богу, решить проблему одиночества?

Мне трудно сказать. Церковь — это ведь не технология, не методика, по которой человек живет, это прежде всего личный опыт. Если человек в этом нуждается, то тогда он может это обрести. Другое дело, что когда человек хочет от Церкви вещей чисто функциональных, скажем, воспринимает Церковь как кабинет психотерапии, то тут его, конечно, может ждать разочарование. Он может этого здесь не найти. В этом смысле Церковь использует огромное число людей — то есть приходят в Церковь, чтобы попользоваться определенной функцией. Но Церковь — это не функция.

Когда человек относится к Церкви как к функции, тогда он проходит мимо самого главного. Получается, что ему нужен какой-то результат от Бога, а не сам Бог. И поэтому человек всегда может ошибиться, пойти не в ту сторону, искать того, что в данной ситуации ему никак не может помочь.

Человек — если он по-настоящему приходит к Богу — приходит к Нему не за тем, чтобы решить проблему одиночества, проблему поиска работы или поправить плохое здоровье. Но когда человек приходит именно к Богу, когда человек обретает хоть какую-то связь с Богом, его жизнь становится другой. И поэтому, во-первых, сама проблема одиночества начинается восприниматься по-другому. Во-вторых, человек находит пути для ее разрешения. И не потому что он об этом, как о самом главном, хотел попросить, и только этого хотел, а именно потому, что когда человек встречается с Богом, все становится на свои места. Не сразу, но постепенно — да.

Может ли одиночество быть не мучительным, а благотворным для человека?

Вы знаете, очень многие люди ищут одиночества. Многие люди были бы счастливы найти хоть минутку одиночества.

Мне недавно пришлось навещать заключенных в колонии строгого режима, разговаривать с ними. Так вот, один из них сказал: «Вы знаете, самая большая проблема — в том, что я никогда не могу остаться один. У меня нет возможности уединиться, побыть с самим собой наедине».

И действительно, какие-то самые важные вещи рождаются в тишине и одиночестве. Скажем, творчество. Оно не может быть в толпе, в коллективе, среди постоянного шума и гама. Творчество рождается в моменты очень глубокого одиночества. В тишине, в одиночестве рождается молитва. Это состояние, когда человек находится один на один с самим собой и Богом. В самых хороших дружеских отношениях, в самой замечательной семье, в самом благоприятном окружении должно оставаться маленькое место для одиночества. И, что характерно, это место для одиночества может расцвести как присутствие полноты.

Одиночество — внутренний выбор

Из жизни святых мы знаем, что многие из них уходили в пустыню — для того чтобы через одиночество, самопознание, молитву обрести некую полноту, радость чистоты и видения Бога.

Постоянная занятость современного человека — будь то работа, будь то домашние дела или те же соцсети — это своеобразное бегство от одиночества, а значит от попытки жить творческой жизнью?

Человек таким образом может постоянно имитировать в своей жизни присутствие полноты. И, так получается, человек очень часто заполняет пространство своей жизни пустотой. Эта пустота может быть громкой, шумной, блестящей, гламурной — какой угодно. И поскольку этот фонтан все время бьет, и человек все время находится в состоянии фейерверка, то ему кажется, что жизнь кипит, все замечательно.

Но как только фонтан перестает бить, а фейрверк затихает, и человек остается наедине с самим собой, то ему становится очень-очень не по себе, очень страшно. Именно потому страшно, что человек никогда не понимал и не искал самого себя. А поиск, понимание самого себя — это возможно только в тишине, когда человек один.

И только потом может начаться поиск собеседника, поиск друга — того, с кем ты хочешь себя разделить. Очень многие люди не хотят себя делить. Индивид — это тот, кто неделим, не хочет с тобой делиться. Отсюда и одиночество.

Но как только человек остается в настоящем, глубоком, благом одиночестве и начинает собой заниматься, о себе размышлять, ему очень хочется либо поделиться с кем-то, либо чтобы с ним кто-то поделился. Для этого человек должен быть открыт, обнажен, очень доступен.

Мы это видим на примере талантливых людей, на примере святых.

Музыкант, поэт, художник творят в одиночестве, и только затем то, что получилось в результате творческого акта (музыкальное произведение, стихи, картина) становится достоянием всех.

Отшельничество святых кончалось выходом в мир. Та полнота, которую человек приобретал в одиночестве, требовала излияния. Человек обретал такую полноту, что ему хватало и на себя, и на других.

Читайте также: Лекарство от одиночества

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »