Ошибки восприятия, искажающие реальность

Ошибки восприятия, искажающие реальность

Сен 10 • Общество, Рубрики1 комментарий

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 4,33 out of 5)
Татьяна Пищева

Татьяна Пищева

Политический психолог, МГУ имени М.В. Ломоносова

Как часто мы разочаровываемся в людях и ситуациях, чувствуем себя обманутыми и непонятыми. К сожалению, так или иначе, но мы все сталкиваемся с ситуациями, в которых реальность не соответствует нашим ожиданиям. Избежать этого искажения практически невозможно, так как мы видим мир не таким, какой он есть на самом деле, а через призму, которая называется восприятием. Восприятие — это процесс, в ходе которого в нашем сознании отражаются люди, предметы и явления окружающего нас мира. Точность этого отражения зависит от множества факторов и условий, учитывая которые мы можем снизить вероятность ошибки или искажения.

Окружающий нас мир переполнен информацией, и мозг человека просто не в состоянии обработать весь массив информации. Что он делает? Воспринимает информацию крайне избирательно, только ту, которую считает важной и нужной в данный момент времени. Представим, что вы едете в машине на пассажирском сиденье в незнакомом городе. Что вы видите? Дома, магазины, достопримечательности, людей? Да, а также многое другое. А если вы — водитель? Дорогу, светофоры, указатели? Так же происходит и в жизни. Мы видим то, что наш мозг считает первостепенным, на что направлено наше внимание. А это далеко не все, что нам нужно видеть.

thezis_pic10092014_3

В то же время мы видим мир целостным: смотрим на яблоко и видим лишь одну его сторону, но знаем, что есть другая. Мы придумываем себе реальность, вернее, достраиваем ее. По автомобилю мы определяем финансовое положение человека. А ведь автомобиль может быть служебным, купленным в кредит на 100 лет и так далее. Мы обладаем лишь доступной нам информацией, а судить пытаемся о человеке в целом. Часто галантные кавалеры, которые водят дам по кафе и ресторанам, дарят цветы и подарки, оказываются на деле весьма скупыми мужьями. Человек, который громко хвастается своей силой и смелостью, возможно в числе первых покинет «поле боя», когда придется эту силу доказывать.

ФАКТОРЫ ВОСПРИЯТИЯ

Какие факторы влияют на точность и правильность нашего восприятия?

Первая группа факторов связана с нашими представлениями о самих себе. Наше самовосприятие, самооценка и Я-концепция, то есть то, какими мы видим себя и как к себе относимся. Если мы не уверены в себе, то нам кажется, что все на нас смотрят и видят наши недостатки. В то же время люди с завышенной самооценкой чаще ошибаются в оценках других, так как большая часть их внимания концентрируется на самих себе. Более того, многие психологи утверждают, что в других мы видим свое отражение и обращаем внимание только на то, что для нас актуально в этот момент.

Вторая группа факторов — это специфика самого объекта восприятия. Люди часто стараются играть роли: навязанные родителями, обществом; а может просто хотят быть лучше/хуже того, кто они есть; стесняются и боятся раскрыться; пытаются прикрыть свои страхи, недостатки или переживания чрезмерной бравадой, хвастовством или красивым нарядом, косметикой. Вариантов может быть множество. Важно то, что встречаясь с таким человеком мы не можем быть уверены, что перед нами именно тот, за кого он себя выдает.

thezis_pic10092014_2

Третья группа факторов — это контекст, в котором информация воспринимается, а также опыт и знания, которыми мы уже обладаем. Самый лучший пример описан у Гоголя в комедии «Ревизор». Или другой пример, подслушанный мной случайно: пожилая женщина была уверена, что Вьетнам находится в Америке, так как «ну кто поедет воевать на другой конец света».

Ну и еще один фактор — это то, какая информация предшествовала нашему восприятию, или эффект ореола. В 1971 году в СССР был снят научно-популярный фильм «Я и другие», в котором была показана серия психологических экспериментов. В одном из экспериментов студентам показывали фотографию незнакомца. В первом случае говорили, что это фотография опасного преступника, а во-втором — крупного ученого. А затем просили студентов описать, что это за человек. В результате одни и те же черты лица были проинтерпретированы противоположным образом. В жизни происходит то же самое. Человек, которого мы встречаем в знакомом месте, кажется нам заслуживающим доверия, а не незнакомцем, которым на самом деле он и является. Мошенники этим часто пользуются.

КАК СНИЗИТЬ РИСК ОШИБКИ

В каких ситуациях риск совершить ошибку наиболее высок?

Очень сложно правильно оценить объект и принять взвешенное решение, когда времени на это практически нет. Мошенники часто пользуются этим, не давая времени подумать — решение принять нужно срочно, деньги принести немедленно и так далее. Так же поступает и реклама: «Скидка 50% только сегодня!», «Купите сейчас и получите еще два товара бесплатно!».

Как ни странно, но когда информации слишком много, правильно оценить и принять решение тоже довольно сложно. Вас забрасывают фактами, цифрами, цитатами, вам не дают говорить, а постоянно что-то рассказывают. Казалось бы, о чем еще спросить? Но нашему сознанию крайне сложно разобраться в этом хаосе информации и отделить правду от лжи, важную информацию от информационного шума. И мы легко поддаемся на уговоры и принимаем неверное решение.

Так же легко совершить ошибку, если информация постоянно на слуху, куда ни посмотри — всюду подтверждение! Такую информацию даже проверять не хочется — ведь и так все ясно и наглядно! Ну, например, облетевший социальные сети и интернет ролик, который снимали ребята в России и США. В ролике было отчетливо показано, что в Москве люди проходят мимо человека, которому стало плохо, а в США сразу первые же прохожие бросаются к нему на помощь. Создается впечатление, что в США люди более отзывчивые, чем в России. Но так ли это? Следом в интернете появился другой ролик, в котором к человеку, которому стало плохо на улице в центре Москвы, в первые же минуты поспешили на помощь как минимум 8 человек.

Еще один механизм, который может помешать точности восприятия — стереотипизация. Стереотип — сложный механизм, при помощи которого наше сознание защищается от лишней информации. Он упрощает восприятие, но в то же время лишает нас желания и возможности внимательно оценить новую информацию. Стереотипы заставляют нас судить о человеке лишь на основании его национальности, религии, внешности, манере одеваться.

thezis_pic10092014_1

Но самые большие ошибки мы совершаем, если нас захлестывают эмоции. Человек, испытывающий сильные эмоции (причем как негативные, так и позитивные), не способен трезво оценивать человека или ситуацию. В любовной эйфории или в порыве гнева человек совершает самые серьезные ошибки в оценке других людей и ситуаций. Обида, чрезмерная радость, грусть также мешают точному восприятию и способности правильно оценивать.

Избежать ошибок в восприятии невозможно, но можно свести их к минимуму, хотя бы в тех случаях, когда речь идет о чем-то очень важном. Поэтому никогда не принимайте решения, когда вас очень торопят, сообщают огромное количество не очень нужных подробностей, ссылаются на мнение большинства или «очевидность», а вы при этом испытываете эйфорию, обижены или угнетены.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »