Почему люди любят фильмы ужасов?

Почему люди любят фильмы ужасов?

Авг 27 • Авторская колонкаКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)

История взаимоотношения человеческих эмоций и движущихся картинок на экране начинается с самого возникновения понятия кинематограф. Первый показ «Прибытия поезда» братьев Люмьер в 1895 году вселил истинный ужас в его зрителей. Движущиеся картинки сами по себе пугали первых зрителей, предвещая фундаментальные изменения в человеческом обществе.

Кино лучше других видов искусств пользуется технологией передачи эмоций, манипулирует эмоциями и эксплуатирует их. Но более важной  функцией кинематографа с самого момента его возникновения стала способность быть «омолаживающим источником», путем к объективному бессмертию. Умершие люди оживают молодыми на экране, а поезд, на который, верно, кто-то опоздал, вновь и вновь приходит на станцию.

Саспенс, основанный на эмоциях метод вовлечения зрителя в происходящее на экране, живет в самой природе кино. Режиссеры всех времен стремились удивлять, возбуждать, смешить или пугать своих зрителей, но рассказать интересную историю с помощью кинокамеры можно лишь в случае использования киноязыка, умелого построения связи образов и актеров.

ИСТОКИ ЖАНРА

Оформление языка жанра хоррор приходится на 20-30-е годы прошлого века. В первую очередь, это связано с эстетикой немецкого экспрессионизма в кино. Лотте Айснер, главный исследователь раннего немецкого кино, утверждает, что в немецких классических фильмах 20-х годов живет дух тревоги и ирреальности жизни. Душевные переживания и сны воплощаются во внешнем мире, окутывают его безумием героев.

Действительно, первые немые картины экспрессионизма, такие как «Кабинет доктора Калигари», «Голем» или «Пражский студент», создают тягостное ощущение непобедимого зла вокруг человека. Эти картины стали зеркальным отражением исторических процессов, в частности, потерянной в ходе войны немецкой национальной идентичности.

И хотя первые картины экспрессионизма были наполнены пугающими сценами и общей атмосферой страха, главным фильмом, который, кроме прочего, впервые содержал в названии слово «ужас», стал великий «Носферату: Симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау 1922 года. Именно «Носферату», многогранность и чарующая красота которого сделала его бессмертным шедевром, стоит у истоков фундаментального направления в кинематографе — фильма ужасов.

Параллельно снимавшиеся американские фильмы ужасов, начиная с немых картин с Лоном Чейни, тяготели к готической культуре. Готическая литература, возникшая в конце XVIII века в Европе, во многом представляла собой реакцию на господствующий рационализм и просвещение. Мистический роман тех лет — от откровенно провокационного «Монаха» М.Г. Льюиса до романа «Виланд, или Превращение» Ч.Б. Брауна — становился проводником запретных тем, к примеру, встречи с потусторонним. Главный герой, мучимый духами прошлого, — основная тема американской культуры по сей день.

По сути, романтизируя утраченный аристократический мир, чудовища кинофильмов студии Universal демонстрировали архетипы переживаний американского общества. Дракула и Мумия — образы потревоженного прошлого: они и палачи, и жертвы, в новом мире им нет места. Но сложнее других существо Франкенштейна, в осознании своего несовершенства разрываемое между благодарностью и обидой на своего создателя.

ХОРРОР КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Киновед Робин Вуд отмечает, что фильм ужасов позаимствовал у литературной готики стремление к рефлексии по поводу современных ему социально-политических реалий. Психоаналитическая концепция хоррора основана на том, что объективное зло олицетворяет возвращение социально вытесненного, чудовище или убийца нарушают условный общественный порядок. Но с течением истории вытесненное меняется, равно как и его объекты. Появляются новые табу, за разрушение которых берется кинематограф ужасов. Как чудовище Франкенштейна перестало волновать зрителей после ужасов войны, так и пришельцы эпохи ядерной гонки, замыслившие, подобно сверхдержавам, уничтожить Землю, сменились маньяками, режущими подростков из американской мечты.

Основа хоррора всегда связана с тем, что человек не знает, как он умрет. Страх хаоса и смерти есть базовый страх всякого человека. И страх этот не меняется с течением времени, меняются лишь образы его проявления.

Хоррор всегда актуален своему времени. Сама жизнь преподносит новые предметы страха. Фильм ужасов умело этим пользуется, вскрывая потаенные процессы, происходящие в обществе; с помощью объективных образов добра и зла фильм говорит о том, что реально беспокоит его современников. Классическим примером можно назвать «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро. Фильм снят в 1968 году и содержит в себе не только кровавые и жуткие сцены, но и явные аллюзии на проблемы расизма и шовинизма, актуальные для тогдашнего американского общества. Картина положила начало череде малобюджетных ужасов, говорящих о войне и ущемлении прав посредством изображения жестокого насилия над людьми.

ЭФФЕКТ ПСИХОТЕРАПИИ

Современного зрителя сложно напугать оборотнями и демонами. Сегодня все большую популярность находит поджанр found footage («найденная запись»), как наиболее реалистичный и приближенный к жизни. К нему относится и недавний фильм «Убрать из друзей», эксплуатирующий зависимость от интернета. По сюжету, покончившая с собой девушка врывается в скайп-конференцию бывших друзей.

Здесь вновь противопоставляется рациональное и иррациональное, человеческий мир сталкивается с неизведанным и по всем признакам проигрывает ему, обычный человек чувствует тревогу, бессилие и неспособность защититься от неизведанного даже в собственном доме. Именно эту идею снова и снова стремятся донести современные фильмы ужасов.

Однако хоррор — это не только возможность высказаться о запретном, но и объективация первородного страха перед жизнью и будущим. Режиссер «Техасской резни бензопилой» Тоб Хупер на вопрос о социальном подтексте его картины отвечал, что, в первую очередь, он снимал кино о своих детских страхах. По его словам, путем воплощения их на экране он стремился от них избавиться.

Таким образом, хоррор предстает подобием психотерапии. Кинематограф умело воскрешает наши страхи, потаенные в бессознательном, даже если это обычные детские страхи темноты и шороха под кроватью. Эксплуатируя их, фильм становится ночным кошмаром, от которого не просыпаешься, пережитый страх прорывает психологическую защиту и, оголенный, предстает прямо перед зрителем. Хороший фильм ужасов — это маленькое возвращение к самому себе для одинокого зрителя, познание себя через страхи и желания.

Зло, воплощенное на экране — всегда часть нас самих, и фильмы ужасов необходимы нам, чтобы преодолеть или примириться с ним. Абсурдность происходящего в хорроре, ирония над фатализмом человеческого существования позволяет нам принять темноту в самих себе, стоически обратиться к вопросам жизни и смерти. И потому жанр ужасов навечно останется в истории кино, так как более других жанров сочетает в себе социальную мифологию и интимные переживания отдельного человека. Тень вампира Носферату будет снова и снова поражена лучами света, воплощая прошлое и будущее, жизнь и смерть в потоке вечного возвращения к самим себе.

***

В качестве дополнения к тексту я нахожу уместным приложить список из десяти, на мой взгляд, важнейших фильмов ужасов в истории. После их просмотра вас будет очень трудно удивить другими хоррорами:

1. Носферату: Симфония ужаса (1922)

2. Уродцы (1932)

3. Невеста Франкенштейна (1935)

4. Люди-кошки (1942)

5. Психо (1960)

6. Ночь живых мертвецов (1968)

7. Кровь для Дракулы, или Дракула Энди Уорхола (1974)

8. Суспирия (1977)

9. Сияние (1980)

10. Зловещие мертвецы-2 (1987)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »