Под знаком Караваджо

Под знаком Караваджо

Сен 20 • Культура, Популярные темыКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

На этой неделе в ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась новая выставка произведений итальянской живописи эпохи барокко — «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда  Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина».

Нынешний выставочный проект позиционируется музеем как тематическое продолжение нашумевшей персональной выставки работ Караваджо из итальянских собраний, с большим успехом прошедшей несколько лет назад. Но при этом между ними есть одно существенное отличие. Если в 2011 году публике были представлены исключительно картины самого художника, то сейчас зрителю дается возможность в какой-то мере увидеть панораму европейской живописи этого периода, наглядно познакомиться с явлением «интернационального караваджизма», оценить то огромное и несомненное влияние, которое живший на рубеже XVI и XVII веков Караваджо оказал на своих современников и последователей по всей Европе. В экспозиции, к слову, всего одна его оригинальная работа — авторское повторение знаменитого «Мальчика, укушенного ящерицей» (1593-1594) и одна более поздняя копия с его несохранившейся картины 1592 года «Мальчик, очищающий фрукт», скорее всего созданная еще при жизни автора. Но все это ни в коей мере не умаляет художественной ценности выставки ввиду высокого уровня остальных представленных на ней работ.

Караваджо. Мальчик, укушенный ящерицей. Авторская копия. 1593-1594 гг.

Караваджо. Мальчик, укушенный ящерицей. Авторская копия. 1593-1594 гг.

В трех залах музея выставлено более 50 картин, 30 из них — из собрания Лонги, остальные же — из коллекции самого ГМИИ. Как всегда в случае подобных совместных проектов, экспозиция дает возможность не только оценить привезенные картины, но и увидеть давно знакомые произведения из нашего собрания под другим углом, открыть в них для себя что-то новое или вообще впервые обратить на них свое внимание.

Среди выставленных картин — произведения итальянских, испанских, французских и голландских художников. И все они неслучайно объединены фигурой «великого и ужасного» Караваджо — влияние его живописных светотеневых приемов, его смелой, экспрессивной и динамичной манеры письма, его ракурсов и композиций ощущается везде. Ведь те новаторские и революционные художественные принципы, которые он выразил в своем искусстве, оказались настолько убедительными, что после его смерти распространились по всей Европе, получив в каждой стране свои национальные черты. С полным правом можно утверждать, что вся первая половина XVII века в европейской живописи прошла под знаком Караваджо, и все мастера, работавшие в это время, так или иначе, испытали на себе его влияние.

Все это выставка демонстрирует в полной мере. Однако неверным будет утверждать, что кроме влияния Караваджо, в представленных картинах нет ничего своего. Напротив, самым интересным в них является как раз то, как в каждом конкретном случае художник индивидуально трактует и интерпретирует караваджистские приемы, приспосабливая их для собственных живописных целей и задач.

Экспозиция не имеет четко выстроенного — хронологического или географического — принципа расположения картин, но в каком-то смысле это даже хорошо: зритель может свободно перемещаться во времени из одной страны в другую. Если же пытаться как-то классифицировать выставленные произведения, то можно разделить всю экспозицию на несколько разделов.

Во-первых, это работы последователей и продолжателей Караваджо в разных регионах самой Италии, которые дают зрителю возможность увидеть и сравнить, как были восприняты и усвоены художниками различных итальянских школ уроки караваджизма. В этом разделе — произведения живших в Риме Ораццио Борджанни и Томаззо Салини, картины венецианца Карло Сарачени и представителей неаполитанской школы Маттиа Прети и Анджело Карозелли. К примеру, на выставке представлено впечатляющее полотно Борджанни «Оплакивание Христа» (1610 г.), являющее собой прямую реплику знаменитой картины Андреа Мантенья «Мертвый Христос» (между 1466 и 1500 гг., Милан, Галерея Брера), но выполненную уже в новой стилистике, с использованием новейших живописных завоеваний и открытий.

Ораццио Борджанни. Оплакивание Христа. 1610 г.

Ораццио Борджанни. Оплакивание Христа. 1610 г.

Фигуры выступают из тьмы и словно окутаны прозрачной дымкой, их плоть будто светится изнутри, а простертое тело Христа, наполненное световыми рефлексами, кажется гораздо более естественным и живым, чем у Мантеньи.

Необыкновенная, сразу привлекающая к себе внимание работа Маттиа Прети «Концерт» (1630-е гг.) выполнена в сумрачной и изысканной цветовой гамме и фокусирует внимание зрителя на пустом пространстве между тремя пребывающими в тени и застывшими музицирующими фигурами с мертвенно-бледными зеленоватыми лицами.

Маттиа Прети. Концерт. 1630-е гг.

Маттиа Прети. Концерт. 1630-е гг.

Популярный и широко распространенный в живописи того времени мотив музыкантов переосмыслен здесь в почти пугающем и потустороннем ключе: музыка перестает звучать и сменяется холодным напряженным молчанием, а единственным средством общения друг с другом и со зрителем для персонажей картины становятся молчаливые взгляды.

Итальянская школа на выставке также представлена именами мастеров более позднего периода, работавших уже во второй половине XVII века, в эпоху так называемого «высокого барокко». Среди них — прославленный представитель болонской школы живописи Гвидо Рени с картиной «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» (1640 г.) а также работавший в Риме Джачинто Бранди и ученик Аннибале Карраччи Джованни Ланфранко.

Гвидо Рени. Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем. 1640 г.

Гвидо Рени. Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем. 1640 г.

На картине  Гвидо Рени Христос и Иоанн Креститель изображены маленькими детьми, один из которых символически передает другому голубя — знак мира и символ Святого Духа. Мадонна поддерживает делающего шаг навстречу Крестителю младенца, ее одеяние прихотливыми и эффектными складками ниспадает на пол. Все это происходит в светлом и спокойном условном интерьере, и сама сцена наполнена поэтическим чувством переживания момента.

Еще одно запоминающееся произведение этого раздела — «Плачущий картезианский монах (Св. Бруно)» (около 1662 г.) Джачинто Бранди.

Джачинто Бранди. Плачущий картезианский монах (Св. Бруно). Ок. 1662 г.

Джачинто Бранди. Плачущий картезианский монах (Св. Бруно). Ок. 1662 г.

Полный барочного «веризма» и экстатического религиозного переживания образ, по замыслу, должен оказывать на зрителя в какой-то мере шоковое воздействие. Обнаженное и выставленное напоказ страдание персонажа, несмотря на всю свою «поверхностность» (чего стоят одни крупные слезы, зависшие в покрасневших и запавших глазах!), затрагивает какие-то глубоко личные и искренние чувства.

Влияние Караваджо можно проследить в итальянском искусстве вплоть до начала XVIII века, что также продемонстрировано на выставке произведениями художников, названных Роберто Лонги «живописцами реальности» («pittori della realtà») . В их числе — неаполитанец Гаспаре Траверси, портретист из Бергамо Витторе Гисланди и миланский живописец Джакомо Черути.

Среди их работ обращает на себя внимание блистательный «Портрет юного художника в красном берете» (1730 г.) Витторе Гисланди, прозванного фра Гальгарио.

Витторе Гисланди, прозванный фра Гальгарио. Портрет юного художника в красном берете. 1730 г.

Витторе Гисланди, прозванный фра Гальгарио. Портрет юного художника в красном берете. 1730 г.

Выполненный в тонкой и безупречно выверенной красочной гамме с высочайшим техническим мастерством (которое особенно заметно в передаче различных фактур ткани), он сразу же подкупает своей непосредственностью. Данная в момент мгновенного, неожиданного оборота фигура и обращенный прямо на зрителя взгляд складываются в такой образ, который позволяет говорить с ним без посредников, глубоко и открыто.

Как уже было сказано, кроме итальянской художественной школы, представители которой закономерно занимают большую часть экспозиции, на выставке присутствуют также произведения мастеров других европейских школ. И здесь, пожалуй, ярче и заметнее всего (уже хотя бы в количественном отношении) представлена Испания. Состоящая из пяти работ серия «Апостолы» (1610-е гг.), недавно отнесенная к  творчеству Хусепе Риберы, являет собой показательный пример перенесения приемов караваджизма на национальную почву. Театральные, почти «плакатные» образы апостолов написаны на условном нейтральном фоне и тем еще более подчеркнуты их внутренняя сила и монументальность. Силой своего воздействия они обязаны удачному соединению в них классической пластики все с теми же выигрышными приемами Караваджо.

Хусепе Рибера. Святой Фома. 1612 г.

Хусепе Рибера. Святой Фома. 1612 г.

Северный караваджизм представлен в экспозиции работами французских (Симон Вуэ, Валантен де Булонь) и голландских  художников, так называемых «утрехтских караваджистов» (Дирк ван Барбюрен, Геррит ванн Хонтхорст, Маттиас Стомер). Друг Пуссена, француз Валантен де Булонь представлен на выставке двумя вариантами «Отречения Петра», которые позволяют с большим интересом проследить, как менялся замысел художника и видение им этой композиции с течением времени. Кисти Симона Вуэ принадлежит чудесное изображение «Любовной пары» (1617-1618) — картины с завораживающим колоритом, на которой двое влюбленных обмениваются полными томного желания взглядами. Произведения голландских художников являют собой любопытный пример сочетания чувственных итальянских приемов Караваджо с чисто северным натурализмом, демонстрируя взаимопроникновение стилей двух столь различных регионов друг в друга.

Таким образом, новая выставка в Пушкинском музее в очередной раз доказывает, что влияние Караваджо на европейскую живопись той эпохи было огромно, повсеместно и неисчерпаемо, и так или иначе косвенно подтверждает за ним заслуженное место первого живописца эпохи барокко. Некоторые произведения  были совсем недавно приобретены музеем для своего собрания и впервые предстанут перед публикой, другие же специально для выставки были отреставрированы, чтобы дать зрителю возможность увидеть их в новом качестве.

Выставка продлится до 10 января следующего года.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »