О выставке работ Фриды Кало в Петербурге

Превозмогая боль

Фев 17 • КультураКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)

3 февраля в Петербурге, в музее Фаберже открылась выставка-ретроспектива «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики», на которой представлены 34 работы известной художницы, более 100 фотографий и фильм о ее жизни и творчестве.

Вот что сообщают о Фриде Кало и ее творчестве сопроводительные материалы к выставке.

Творчество Фриды Кало (1907–1954) субъективно и центростремительно: биография художницы — основа ее работ. Ее первые произведения появились в самых трагических обстоятельствах. 17 сентября 1925 года автобус, в котором она ехала, врезался в трамвай. Фрида получила переломы позвоночника, ключицы, таза, костей правой ноги, а также многочисленные вывихи. Металлические перила, словно копье, проткнули ей живот. «Это было странное происшествие, — говорила потом Фрида. — В нём не было жестокости, оно было медленным, тихим, изуродовало людей. А меня — больше всех».

На восстановление потребовался целый год. После аварии она начала рисовать: ее отец, Гильермо Кало, чтобы развлечь и поддержать дочь, соорудил для нее подрамник и прикрепил к кровати зеркало. Первыми работами стали автопортреты. Они стали повествованием о боли, отчаянии, надежде, разочаровании, любви.

Три главные темы Фриды Кало — инвалидность, невозможность иметь детей и отношения с мужем, мексиканским художником Диего Риверой. После аварии 1925 года Фриде пришлось перенести более тридцати различных операций, а повреждения внутренних органов оказались такими сильными, что она, несмотря на отчаянное желание, так и не смогла выносить ребенка. В Диего Фрида влюбилась, когда ей было двадцать, в 1927 году. В 1929-м они поженились. Эта любовь — к человеку, который был на двадцать лет старше, коммунисту, неудержимому бабнику, отчаянному лгуну, «слону», «людоеду» — перевернула всю ее жизнь. А картины стали дневником, в котором она описывала повороты своей судьбы. Потеря ребенка — «Больница Генри Форда» (1932), измена — «Несколько царапин» (1935), мечта о любви — «Диего и я» (1944), горькая правда о физической боли и изменах мужа — «Сломанная колонна» (1944), отчаяние и одиночество — «Без надежды» (1945).

Комментирует Надежда Жиденко, сотрудник выставки «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики»:

Почему так популярна выставка работ Фриды Кало? Спустя две недели после открытия уже можно говорить о некотором ажиотаже вокруг нее.

Фрида была знаменита при жизни, в 1954 году она умерла, затем было небольшое затишье после ее смерти, и, наконец, снова большой бум популярности в 1980-е годы. Тогда же ее картины стали покупать многие звезды. Это было связано с тем, что она, во-первых, женщина-художник, во-вторых, женщина-революционерка, в-третьих, женщина с весьма свободными взглядами на сексуальные отношения, плюс мексиканский колорит — все это вместе создает некий особенный образ, который сегодня очень притягателен, потому что современное общество культивирует идеи свободы, борьбы за свои права и тому подобные. В последнее время про Фриду много говорят, был снят голливудский фильм, ставший очень популярным.

Основные темы творчества Фриды Кало связаны с ее биографией: это авария 1925 года, в связи с которой пострадала сильно пострадало ее здоровье, в частности детородная функция. Это встреча Фриды с Диего, который занимал в ее жизни огромное место. В своем дневнике она писала: «Диего — начало. Диего — создатель. Диего — мое дитя. Диего — мой суженый. Диего — моя мать. Диего — мой отец. Диего — вселенная». И, наконец, проблема деторождения: многочисленные болезни, связанные с этим, аборты, выкидыши. Главное в ее работах — не техника, а сюжет, основной посыл которого — «через боль, превозмогая себя, встать и идти».

На мой личный взгляд, в ее работах очень много эгоцентризма: на выставке в основном представлены автопортреты и ключевые моменты ее биографии. Намеренной демонстративностью это не назовешь, поскольку ее жизнь все-таки была тяжелой. Но жизнь у многих тяжелая. Тут же она специально вывернута на публику, чтобы привлечь внимание. Она как будто говорит: «Посмотрите, мне так больно». И это, естественно, многих привлекает, как все необычное и эмоционально сильное. Но, повторюсь, мое личное впечатление от ее работ — что это слишком срежиссированный спектакль и несколько надуманная, переходящая из одной работы в другую символика, которая легко считывается. Но это мейнстрим, поэтому и популярно.

Фрида Кало. Цыпленок. 1945 г.

Фрида Кало. Цыпленок. 1945 г.

К примеру, этот натюрморт с цыпленком — это двойной портрет ее самой и Диего: напыщенный цыпленок — это Диего, а насекомое, которое ползет по букету, это Фрида. Это насекомое из отряда привиденьевых, которые в природе мимикрируют, прикидываясь листиками и палочками. И вот, она ползет сквозь эту паутину, среди этих цветов, ее никто не понимает, гусеницы едят последние листья, в которых она сможет скрыться. Тоже своеобразная режиссура и игра на публику.

Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944 г.

Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944 г.

Фрида Кало. Больница Генри Форда, 1932

Фрида Кало. Больница Генри Форда, 1932

Знаковыми и самыми известными работами на этой выставке считаются «Автопортрет с колонной» — это манифест боли, жизни через боль, и «Несколько царапин», посвященная переживанию супружеской измены. Да, болезни были у нее постоянно, и поэтому от темы страдания ей было отойти тяжело. У нее много работ об этом, это была главная составляющая ее жизни. Другой вопрос, как это нужно было изображать.

Фрида Кало. Натюрморт с попугаем.

Фрида Кало. Натюрморт с попугаем. 1951 г.

Фрида Кало. Натюрморт. 1951 г.

Фрида Кало. Натюрморт. 1951 г.

Эти натюрморты она рисовала своему другу и дантисту и, собственно, ими расплачивалась за его медицинские услуги. Это одни из последних ее работ, над которыми она работала достаточно скрупулезно: в этот период времени она уже начала принимать сильные обезболивающие, смешивая их с алкоголем, и потеряла способность работать в филигранной технике.

Фрида Кало. Маска (безумия). 1945 г.

Фрида Кало. Маска (безумия). 1945 г.

У Фриды Кало много работ, отсылающих к древней Мексике, к истории страны. Она была патриоткой и пропагандировала это даже своим нарядом (хотя отчасти это было связано с особенностью внешности — в шестилетнем возрасте Фрида перенесла полиомиелит, из-за которого ее правая нога иссушилась и стала короче левой). Отсылка к древней Мексике есть и в работе «Маска», где по прическе мы угадываем, что это автопортрет, где лицо Фриды прикрыто маской Малинче, наложницы Кортеса, завоевателя Мексики.

Фрида Кало. Моя сиделка и я. 1937 г.

Фрида Кало. Моя сиделка и я. 1937 г.

Идею этой картины интерпретируют по-разному. Когда Фриде было 11 месяцев, у нее родилась младшая сестра, и мать отняла ее от груди и начала кормить новорожденную сестру. Позже Фрида говорила, что у нее вечный разрыв с матерью, полное отсутствие единства, что, собственно, отражено на картине. А кто-то интерпретирует так: здесь изображен мексиканский древний идол, она вскармливает Фриду, которая одновременно и ребенок, и взрослый. И, продолжая эту мысль, на этой благодатной почве вырастает ее гений и художественный талант.

Фрида Кало. Без надежды. 1945 г.

Фрида Кало. Без надежды. 1945 г.

Если говорить об организационных аспектах, эта выставка в каком-то смысле стала сюрпризом: в действительности она была запланирована в Санкт-Петербурге через несколько лет, а в эти месяцы должна была проходить за рубежом. Но по ряду технических причин европейский музей отказался от проведения выставки, и ее привезли к нам. Те работы, которые здесь представлены, выездные. Многие работы Фриды Кало, которые находятся в Мексике, за ее пределами вообще не могут экспонироваться. Таким образом, на выставке представлена только малая их часть.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »