Призвание женщины — дети, церковь, кухня?

Призвание женщины — дети, церковь, кухня?

Июн 2 • ЧеловекКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Дискуссионный вопрос о распределении ролей в семье комментируют православные священники.

Священник Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», отец девятерых детей:

Еще раз о распределении ролей в семьеЧасто можно услышать, что роль женщины исчерпывается воспитанием детей в благочестии и ведением домашнего хозяйства, то есть тремя немецкими «K» — Kinder, Kirche, Küche (дети, церковь, кухня), тогда как задача мужчины — быть главой семьи и ее кормильцем. Мне кажется, эта схема давным-давно устарела.

Все люди по природе своей очень разные, и стричь их под одну гребенку совершенно невозможно, да и не нужно. В традиционном обществе, если твой дед и отец были кузнецами, то не только тебе на роду написано пойти по их стопам, но и твой сын и внук тоже непременно унаследуют эту профессию. Разумеется, мы далеко ушли от патриархальных нравов. Человек пытается осознать природу талантов, которые Господь даровал ему, и реализовать их. И если он настоящий христианин, то реализовать во славу Божию.

То же самое в полной мере относится и к женскому служению. Все мы помним слова апостола Павла о том, что жена спасется чадородием, если пребудет в вере и любви (1 Тим. 2:15). Поэтому, если женщина просто не хочет рожать детей, она, безусловно, поступает вопреки замыслу Божию о ней. Однако никто не утверждает, что вся ее жизнь должна непременно сводиться к одному лишь чадородию. Конечно же нет! Другое дело, что любая деятельность — не повод слагать с себя действительно первостепенные обязанности.

Нередко юным девочкам, выходящим замуж, неизбежные хлопоты, связанные с вынашиванием, рождением и вынянчиванием детей, представляются настолько невыносимыми, что они заранее объявляют себя не созданными для материнства. Конечно же, это не так. Женщина непременно должна рожать, если Господь посылает ей детей, ведь именно в этом состоит ее главное призвание.

Одна из моих знакомых студенток, многодетная мама, родила троих детей, не уходя в академический отпуск. При этом она написала и защитила диплом так, что ее научный руководитель — президент Академии образования цитировал его во время публичного выступления. Мне доводилось встречать женщин, которые погружались в заботы о семье и доме на полтора десятка лет, а потом вдруг находили в себе желание и силы для занятия общественной, публичной и творческой деятельностью. Женская натура настолько многогранно и тонко организована, что зачастую оказывается гораздо богаче и плодотворнее мужской. Не бойтесь того, что два или три декретных отпуска поставят крест на вашем образовании или профессии! Такие опасения совершенно беспочвенны!

За последние десятилетия трансформировалась и роль мужчины в семье. В наше время, когда женщине доступно получение любого образования, когда она получает не меньшую, а порой и бóльшую заработную плату и вполне может достичь сколь угодно высокого положения в обществе, традиционная схема, представлявшаяся нашим предкам единственно возможной, претерпела серьезные изменения.

Само понимание главенства в доме, которое некоторые мужчины понимают как безусловную реализацию установки: «Как я сказал — так и будет!» — также должно быть переосмыслено. В государстве при введении военного положения начинает действовать боевой армейский устав, когда командир всегда прав. В мирное время такая система управления заменяется сложной системой комиссий и коллегий. Действительно, в кризисных и критических ситуациях, когда бывает не до компромисса, мужское главенство становится определяющим. Во всех остальных случаях на передний план должны выходить коллегиальность, равноправное партнерство и совместный поиск компромиссов, порождающий равную ответственность за принимаемые решения.

Женщина давно уже распрощалась с положением подчиненной домохозяйки, которая неделями не выходит на улицу и узнает новости только от мужа. При взаимном уважении, при искреннем желании жены слушаться мужа, при трепетной любви мужа к жене они непременно выработают оптимальную для них модель взаимоотношений.

Мы ведь часто только делаем вид, что живем чуть ли не по «Домострою». На самом деле в православной среде царит скрытый матриархат: провозглашая на словах главенство мужчины, женщина тем не менее оказывается реальной главой семьи. Мне кажется, надо просто выстраивать отношения таким образом, чтобы мнение каждого супруга уважалось и учитывалось. Остальное — детали. В одних семьях муж принимает на себя ответственность за все, в других — проблемы разрешаются совместно, в третьих — муж делегирует свое лидерство жене, утверждая принимаемые ею решения, подобно конституционному монарху. Все может происходить по-разному, и никакой регламентации извне в данном случае быть не должно.

Священник Петр Коломейцев, клирик храма Косьмы и Дамиана в Шубине, декан психологического факультета РПУ Иоанна Богослова:

Призвание женщины — дети, церковь, кухня? В гармоничной семье нет места жесткому распределению ролей: ты делаешь то и то, а твоя обязанность — сделать это и это. Распределение функций происходит свободно; всегда есть готовность служить и помогать родным людям, подменять их, а в случае необходимости и перераспределить обязанности. В семье всегда есть место для радости, развлечений и отдыха, причем как вместе, так и порознь.

Не ошибается только тот, кто ничего не делает, но очень важно, как мы относимся к своим промахам. Ошибки и супругов, и детей осознаются и прощаются, более того, на них учатся. В гармоничной семье не существует страха попросить прощения, потому что есть уверенность в том, что нас здесь любят и всегда поймут правильно. Родители не боятся уронить свой авторитет в глазах детей, поскольку он не устанавливается волевым решением, а завоевывается терпением и любовью.

Конечно, семья без правил — все равно что корабль без руля. Определенные правила жизненно необходимы, но они должны быть гибкими и обсуждаемыми, в них могут быть исключения, в них могут вноситься изменения. Главное — знать и помнить, что все эти неписаные законы существуют для блага каждого члена семьи, а не наоборот.

Из книги «Ты и я. Любовь и влюбленность. Христианский взгляд», 2-е издание которой вышло в издательстве «Никея» в 2015 году. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »