thezispic4_1

Путешествие в эпоху Возрождения

Май 5 • Культура, РубрикиКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Павел Алёшин

Павел Алёшин

Кандидат искусствоведения, поэт, переводчик

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылась замечательная выставка — «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо».

Академия Каррара — небольшой, но уникальный по составу своей коллекции музей, заслуженно пользующийся всемирной славой. Сейчас бергамский музей закрыт на ремонт, в связи с чем его собрание путешествует по разным городам мира. Москва будет принимать гостей — 58 полотен эпохи Возрождения — в течение трех месяцев (выставка продлится до 27 июля).

Экспозиция, расположенная в 17 и 18 залах главного здания Пушкинского музея, включает в себя три раздела.

В первом разделе представлены произведения первой половины XV века — периода, когда в творчестве художников сочетаются черты интернациональной готики, долгое время господствовавшей в Европе, и черты новые, предвещающие завоевания ренессансного искусства.

Жемчужиной этого раздела является знаменитый портрет маркиза Феррары Леонелло д’Эсте (1441 г.) кисти Антонио Пизанелло.

Антонио Пизанелло. Портрет Леонелло д'Эсте

Антонио Пизанелло. Портрет Леонелло д’Эсте

Художник, вдохновляясь античными медалями, изобразил Леонелло в профиль. Фигура его, изображенная по плечи, занимает почти все пространство картины, четко выделяясь своим чеканным силуэтом на темном нейтральном фоне, украшенном побегами диких роз. Верный натуре, художник правдиво передает облик маркиза с его высоким лбом, тонким длинным носом, чуть выдающейся нижней губой, острым подбородком. С необычайным мастерством и тщательностью выписана одежда Леонелло: благодаря разным способам наложения мазков, художник так умело передает различные фактуры тканей, что их словно осязаешь взглядом.

И как, глядя на этот портрет, не воскликнуть вслед за феррарским поэтом Тито Веспасианно Строцци, написавшем о Пизанелло:

Что бы ты ни рисовал, доказательство то, что с природой
Может всевластной сравниться божественный ум человека.

Второй раздел выставки сияет именами Якопо и Джованни Беллини, Витторе Карпаччо, Антонелло да Мессина, Сандро Боттичелли — в нем представлены произведения второй половины XV века, являющие собой примеры уже заявившего о себе в полную силу ренессансного искусства, научившегося видеть божественное в самых простых вещах, разглядевшего бытие в повседневной жизни, вечное — в мимолетном.

Центральное место в этом разделе занимает «Мадонна с Младенцем» (ок.1485–1486 г.) Джованни Беллини.

Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем

Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем

Сложно подобрать слова, чтобы описать те ощущения, которые испытываешь, созерцая эту картину. Внешне образ, созданный художником, мало чем отличается от многочисленных мадонн, которых писали в то время: на первом плане изображена Мадонна с младенцем, на дальнем плане — уходящий вдаль пейзаж, в котором можно разглядеть двоих беседующих под деревом и всадника, едущего в поле, и совсем вдалеке — город.

Но сколько неподвластной слову проникновенности в образах Мадонны и младенца Христа, нежно смотрящих друг на друга, явленной благодаря тончайшему чувству цвета и формы, свойственного мастеру! Верно сказал о Джованни Беллини П.П.Муратов, что «никто другой не умеет так, как он, соединять все помыслы зрителя на какой-то неопределенной сосредоточенности, приводить его к самозабвенному и беспредметному созерцанию».

Третий раздел выставки, расположенный в отдельном зале, посвящен искусству Венеции и ее провинций в XVI веке (Высокое и Позднее Возрождение), и главное место в нем занимают творения одинокого гения Лоренцо Лотто и великолепного портретиста Джованни Баттиста Морони. Этот зал — праздник цвета и света, умением передать которые так славятся мастера венецианской школы живописи. Настоящее пиршество красок являет собой полотно Лоренцо Лотто «Мистическое обручение св.Екатерины» (1523 г.), любоваться которым можно бесконечно.

Лоренцо Лотто. Мистическое обручение св.Екатерины

Лоренцо Лотто. Мистическое обручение св.Екатерины

Выставка в полной мере воплощает замысел кураторов, согласно которому «внимательный зритель сможет открыть для себя глубокие пласты истории искусства».

В самом деле, благодаря тому, что выставлены произведения мастеров различных регионов Италии, экспозиция позволяет увидеть сложный и неравномерный путь становления искусства Возрождения в Италии, увидеть не прямое поступательное развитие художественного стиля, а живой процесс его изменения, увидеть, как по-разному происходили поиски нового живописного языка, как постепенно художники осваивали законы линейной и воздушной перспективы, как они все больше внимания уделяли реальному окружающему их миру: так, на картине Витторе Карпаччо сцена рождества Богоматери помещена в интерьер современного художнику венецианского дома.

Витторе Карпаччо. Рождество Богоматери

Витторе Карпаччо. Рождество Богоматери

С одной стороны, эта выставка — словно учебник по искусству Возрождения. Благодаря хронологическому принципу расположения материала перед зрителем раскрывается история формирования и развития ренессансного портрета — от профильного (уже упомянутый «Портрет Леонелло д’Эсте») к более сложному в передаче человеческого облика портрету в трехчетвертном обороте («Портрет Джан Франческо Гонзага» Франческо Бонсиньори), от портрета, стремящегося к типизации и выполнявшего, в первую очередь, репрезентативную и мемориальную функции («Портрет дворянина» Витторе Карпаччо, «Портрет Джулиано Медичи» Сандро Боттичелли) к портрету, стремящемуся к индивидуальной характеристике модели, к передаче неповторимого психологического облика конкретной личности (портреты кисти Джованни Баттиста Морони).

Перед зрителем раскрывается история развития религиозной живописи — переход от иконных образов (полиптих Бартоломео Виварини) к религиозной картине, которая могла предназначаться не только для церкви, но и для частного дома («Рождество Христово» Пьетро Перуджино).

Зритель может наблюдать, как появляются произведения на светские темы, и как все более важную роль в искусстве эпохи Возрождения начинает играть изображение природы, предвещая тем самым возникновение в европейском искусстве пейзажного жанра. Если в живописи Раннего Возрождения пейзаж второстепенен по отношению к изображению человека, то в период Высокого Возрождения его роль возрастает, что особенно видно на примере искусства Венеции: венецианские мастера придают изображению природы самодовлеющее поэтическое звучание, делают ее неотъемлемой частью художественного целого, имеющей большое значение в образном строе произведения («Святой Иероним» Бартоломео Монтаньи).

В сложной проблематике искусства Ренессанса, находящей отражение в представленной экспозиции, помогают разобраться подробные пояснительные тексты. Однако такой (безусловно, нужный и важный) подход к выставке — как к своеобразной иллюстрации истории ренессансного искусства — не должен быть единственным, и желание понять пути развития этого искусства не должно оттенять то главное, ради чего стоит идти на эту выставку, — ради непосредственного созерцания красоты. Об этом постоянно напоминает тот факт, что наряду с произведениями мастеров, чьи имена всемирно прославлены, выставка включает картины и мало или вовсе не известных широкой публике художников (Скьявоне, Пезеллино, Бергоньоне, Винченцо Фоппы, Альтобелло Мелоне, Джованни Карьяни, Андреа Превитале и др.).

Когда имя художника ничего или почти ничего не говорит зрителю, он не может закрыться от его произведения с помощью разума, каким-либо знанием, и потому он начинает внимательно изучать и созерцать это произведение, готовое открыть ему свой неповторимый мир.

Как необычно на фоне других картин, изображающих Деву Марию с младенцем Христом, исполненных умиротворения, выглядит «Мадонна с Младенцем» основателя феррарской школы живописи Козимо Туры!

Козимо Тура. Мадонна с Младенцем

Козимо Тура. Мадонна с Младенцем

Беспокойные, запутанные, причудливые, но при этом четко разграничивающие формы линии, странные, искривленные и застылые фигуры, резкие складки одежды — все это придает образу внутренний драматизм и напряженность, нехарактерные для этой иконографии. И завораживающей экспрессивностью «Мадонна с Младенцем» Туры сравнима на выставке разве что с поздним творением Боттичелли «Благословляющий Спаситель».

Такая внимательность взгляда, требующаяся от зрителя при знакомстве с неизвестными ему художниками, позволяет ему по-новому, забыв о своих знаниях, взглянуть на творения знакомых мастеров – и тогда сколько разнообразной красоты открывается перед ним!

Выставка «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» — уникальная возможность проникнуться творческим духом эпохи Возрождения. Не упустите эту возможность!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »