Разумное потребление: как не стать рабом вещей

Разумное потребление: как не стать рабом вещей

Мар 31 • Разговор по душамКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)

Вопрос: Какое отношение к вещам, собственности можно считать здоровым, трезвым? С одной стороны, человек — не ангел, а в том числе материальное существо, которое нуждается в вещах, с другой — сейчас много говорят об обществе потребления, в котором желание «иметь» затмевает желание «быть». В наших домах множество техники, каких-то гаджетов, одежды, зачастую ненужных. Стоит ли вообще стремиться к материальным благам? И где грань между разумным и избыточным потреблением?

Отвечает отец Алексий Уминский, священник, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах:

Отец Алексий УминскийВо-первых, как мне кажется, тут важно правильно употреблять слова. Если мы называем материальные вещи словом «благо» или «добро», то тогда и отношение к ним мы формируем исходя из их предполагаемой высокой ценности. Но зададимся вопросом: что можно назвать подлинным благом для человека?

Мы называем добром и благом вещи сугубо материальные, придавая им тем самым нравственный статус. Эта ситуация, конечно, сложилась не сегодня — у нее давняя и трагическая история. Тем не менее, с человеком это случилось: считая благом мир, любовь, радость, взаимопонимание, самые радостные чувства, оценивая других людей главным образом по критерию «добрый-недобрый», человек вдруг странным образом те же самые мерки переносит на материальные вещи.

Конечно, мы не можем жить без воздуха, воды, хлеба. Конечно, нам нужно во что-то одеваться. Но можно ли сказать, что одежда делает человека добрее? Или автомобиль делает его благороднее? Поэтому я думаю, что нужно называть вещи своими именами. Когда мы материальные вещи называем благом, а их наличие — благополучием, уже в этом, как мне кажется, заложено некое искажение, искривление.

Надо называть благом подлинное благо. В этом смысле Евангелие благим называет только Бога. А материальным нужно называть материальным — тем, что рано или поздно исчезнет. Если человек всерьез считает, что деньги и комфорт — это благо, что одежда, которая покупается в дорогих магазинах с какими-то фирменными лейблами, его облагораживает больше, чем другая, более простая, что пища, которая выше по качеству или как-то по-особому приготовленная, делает его более утонченным, — это просто самообман. И это очень печально.

Но это вещи очевидные, и, пожалуй, любой человек с этим согласится. А вот трезвость в этом вопросе наступает тогда, когда человек начинает правильно употреблять слова. Ведь можно сказать: «У него много добра», а можно — «У него много барахла». И все станет на свои места.

О том, где грань между разумным и избыточным потреблением, сказал еще апостол Павел в одном из своих посланий: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Когда я пользуюсь вещью — это нормально. А вот когда вещь начинает пользоваться мной, тогда наступает беда.

Еще один критерий — задать себе вопрос: без какой вещи я не могу обойтись — обычной или класса «люкс»? Если я не могу без самой вещи, потому что она мне необходима в определенный момент, то это одно. Например, я священник, и мне часто приходится навещать тяжелобольных людей по домам и в больницах, расположенных в разных концах Москвы. Я могу откуда-то с Преображенской площади ехать на Профсоюзную, потом в Медведково, а после этого в Химки. И чтобы вовремя встретиться с людьми, которые меня ждут, мне нужна машина. В данном случае машина мне нужна, чтобы передвигаться по городу, чтобы каким-то образом везде успеть. Но для этих целей мне не нужен мерседес — мне нужна любая машина, которая заводится и едет. Но если я себе поставлю цель, что мне нужна машина престижной марки, и ради нее я откажу себе в питании, одолжу денег у друзей, наберу кредитов и потом буду ухаживать за ней лучше, чем за любимой женой — вот тогда понятно, что это вещь, которой я служу, вещь, рабом которой я стал.

Очень богатые люди живут в своем собственном кругу, среди таких же богатых людей. И у них есть какие-то вещи, по которым они друг друга узнают с полувзгляда: какой-нибудь ремешок на часах из крокодиловой кожи или зажигалка, которая стоит, как моя старенькая квартира. Для них это важно. Это такой своеобразный пароль: «Это человек нашего мира».

Но для меня это мир почти нереальный. И мы все понимаем, что это мир людей, которые сами для себя его создали, потому что они имеют много денег. И сами эти деньги так сплотили этих людей вокруг себя, что по другим правилам они уже жить не могут.

Но если, например, мне предложат такую жизнь, лично я откажусь. Мне этого не хочется, потому что я хочу быть свободным человеком. Свобода моя в том, что да, я чем-то владею, но это мной не обладает. «Ничто не должно обладать мною», помните?

Я должен уметь в любой момент от всего отказаться, потому что иначе меня можно очень легко купить. Если человек слишком ценит свой комфорт и то, что называют благополучием, его действительно очень легко купить. Таким человеком очень легко манипулировать, управлять при помощи того, рабом чего он является. А я хочу быть рабом Христа — и ничьим больше.

Фото: Flickr

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »