Рубенс — Гомер живописи

Рубенс — Гомер живописи

Июн 25 • Культура, Популярные темы, РубрикиКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Павел Алёшин

Павел Алёшин

Кандидат искусствоведения, поэт, переводчик

Пушкинский музей продолжает радовать посетителей замечательными выставками.

Еще не успели покинуть музей шедевры ренессансного искусства из Академии Каррара в Бергамо, а в соседних залах уже во всю мощь зазвучало жизнеутверждающее, полнокровное и виртуозное фламандское искусство эпохи Барокко, представленное великолепными произведениями из собрания князя Лихтенштейнского.

Задумывалось ли сотрудниками музея соседство подобных выставок, или же это просто воля случая (хотя, как говорил Пушкин, случай — это мощное орудие Провидения), но соседство это оказалось весьма удачным и наглядно являет зрителям разность двух эпох, одна из которых сменила другую. Это проявилось, в том числе, и в различных способах организации выставок.

Выставка ренессансного искусства постепенно и спокойно погружает зрителя в атмосферу эпохи, позволяя вдумчиво проследить пути ренессансного развития на протяжении двух столетий. Здесь каждое произведение — замкнутый в себе, цельный мир — требует внимательного, медленного созерцания, требует того, чтобы зритель шел ему навстречу.

Выставка фламандского искусства сразу же врывается в сознание зрителей могучей и красочной симфонией произведений главы фламандской живописной школы Питера Пауля Рубенса и, организованная как настоящее театральное представление, не отпускает его, каждым своим разделом удивляя по-новому.

Согласно духу эпохи Барокко, экспозиция, сохраняя свою цельность, строится на контрастах. Зритель, пораженный звучанием искусства Рубенса, этого «Гомера живописи», может немного прийти в себя после его безудержной энергии, любуясь утонченным аристократизмом портретов Антониса ван Дейка (как хорош, как изыскан портрет Марии де Тассис! — сразу чувствуется, с каким наслаждением сам художник писал портрет этой прекрасной дамы) и затем вглядываясь в бескрайние умиротворенные пейзажи нидерландских мастеров конца XVI — начала XVII века. Обратите внимание на «Пейзаж с металлоплавильней» Херри мет де Блеса, по прозвищу Чиветта (сова), и обязательно найдите подпись художника — маленькое изображение совы).

Антонис ван Дейк. Портрет Марии де Тассис. Ок. 1629

Антонис ван Дейк. Портрет Марии де Тассис. Ок. 1629

Но среди этих пейзажей, которые относятся еще к эпохе Позднего Возрождения, один выделяется совершенно особенным восприятием природы. Речь идет о картине Гиллиса ван Кининксло 1598 года, стоящей у истоков пейзажа XVII века. Если у того же Херри мет де Блеса или Иоса II де Момпера («Горный пейзаж с путниками») природа — величественная, но спокойная, изображает гармоничный мир, то в пейзаже ван Кининксло все находится в беспокойном движении: воздух, деревья, трава, и даже сама земля. Художник не являет бескрайние дали, как это любили делать нидерландские мастера XVI века, но, изображая лишь маленькую часть леса, он передает безграничность природы, ее стихийную мощь, ее вечное движение. Этот пейзаж знаменует переход в мировоззрении людей — переход от ренессансных «представлений о гармонически устроенном мире с героем-человеком в центре … к утверждению человека как частицы огромного, бесконечно разнообразного и подвижного мира».

Картина словно готовит зрителя к следующему разделу выставки, на котором представлены работы Жака Йорданса, Франса Снайдерса и еще нескольких менее знаменитых фламандских мастеров. Вновь, как у Рубенса, изображения словно сами идут навстречу зрителю, желая вырваться за пределы картины, являя собой яркое изобилие и избыточность окружающего мира. Центральное положение здесь занимает огромное полотно «Дары моря», исполненное совместно Йордансом и Снайдерсом: многочисленные морские божества презентуют еще более многочисленные дары водной стихии.

Жак Йорданс, Франс Снейдерс. Дары моря. 1640

Жак Йорданс, Франс Снейдерс. Дары моря. 1640

И, наконец, переполненный впечатлениями, зритель завершает свое путешествие небольшим разделом, на котором представлены произведения XVI века, в том числе и работы двух Брейгелей, Бархатного и Адского, и произведения XVII века барочных мастеров (Корнелиуса де Бальер и Иеронимус Янсенса), сохранявших во многом традиции нидерландского искусства XVI века с его любовью к мельчайшей проработке деталей. Этот раздел служит доказательством того, что, несмотря на различия эпох — Возрождения и Барокко — сохранялась определенная преемственность национальных художественных традиций.

Безусловно, ярчайшее впечатление на выставке производят произведения Рубенса, для которых был выделен отдельный зал, представляющий, по сути, самостоятельную выставку внутри этой большой экспозиции.

Есть в истории искусства такие прославленные мастера, что, даже если никогда не видел живьем их произведений, думаешь, что имеешь достаточное представление об их творчестве. Что, как правило, приходит в голову каждому при упоминании Рубенса? Огромные полотна с мифологическими или религиозными сюжетами, на которых изображены пышные, крепкие, обнаженные тела, исполненные одухотворенной чувственности и неисчерпаемой жизненной силы…

Однако гений на то и гений, что он всегда удивляет, и невозможно его ограничить какими-то четкими рамками своих представлений. Питер Пауль Рубенс — безусловно, один из величайших художников эпохи Барокко, многогранный по своему дарованию гениальный мастер, что и отражено на выставке в Пушкинском музее. Сам художник говорил о себе: «… Как бы огромна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил…», и эти слова подтверждают 19 отобранных для выставки работ, относящихся к разным периодам творчества художника и к разным жанрам. Творчество Рубенса — некая квинтэссенция фламандского искусства.

При входе в зал первое, что видит зритель — искренний, пропитанный нежным отцовским чувством погрудный портрет дочери художника, пятилетней Клары Серены Рубенс. Фон и одежды едва намечены, все внимание мастера сосредоточено на румяном, милом лице девочки: столь правдиво изображение, что, кажется, ему не хватает только дыхания.

Питер Пауль Рубенс. Портрет Клары Серены Рубенс, дочери художника. Ок. 1616.

Питер Пауль Рубенс. Портрет Клары Серены Рубенс, дочери художника. Ок. 1616.

На выставке присутствует ранняя работа художника — «Обращение Савла», написанная еще в духе позднего маньеризма, что видно и по сложной, запутанной композиции, и по характерному колористическому решению. Но уже следующее произведение – «Оплакивание Христа» — уже пример настоящего барочного искусства, с его патетикой, торжественностью, осязательностью, непосредственно взывающей к чувству зрителей, с его открытостью окружающему пространству: тело мертвого Спасителя, написанное в сложном ракурсе, словно прорывает границы полотна.

Есть на выставке и великолепный «Этюд головы бородатого мужчины», показывающий интерес мастера к правдивой, непосредственной передаче натуры, есть и огромная аллегорическая композиция «Победа и Доблесть», напоминающая образы любимого мастером Тициана, и небольшая религиозная картина «Святой Франциск перед Распятием», фон которого — трепетное, зеленое, написанное широкими и быстрыми мазками небо — поразительным образом вызывает воспоминание об Эль Греко.

Есть и удивительная небольшая картина «Сатир и девушка с корзиной фруктов», в которой так явственно сказалась «языческая», народная основа фламандского искусства — с такой сочностью и пластической мощью выписаны в теплой красочной гамме фигуры и фрукты, и эскиз росписи «Вознесение Психеи на Олимп», который позволяет понять дар Рубенса-монументалиста, умеющего объединять в единое колористическое целое многофигурные композиции.

Питер Пауль Рубенс. Сатир и девушка с корзиной фруктов. Ок. 1615

Питер Пауль Рубенс. Сатир и девушка с корзиной фруктов. Ок. 1615

К какому бы жанру Рубенс ни обращался, какой бы формат ни выбирал для своих произведений, всегда удивляет его непревзойдённое мастерство, особенно поражающее своей сложной, но гармонизированной колористической оркестровкой. Рубенс буквально заражает зрителя своей жизнерадостностью, своей безграничной верой в силу человеческого духа, явленной им в своей живописи.

Выставка «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» будет открыта до 19 октября 2014 года.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »