Самые свободные штаты? Особенности централизации по-американски

Самые свободные штаты? Особенности централизации по-американски

Сен 22 • Наука, ПолитологияКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Игорь Шарапов

Игорь Шарапов

Кандидат политических наук

Среди большинства наших соотечественников, как ученых-гуманитариев, так и неспециалистов, бытует мнение, что справедливее и демократичнее государственного устройства, чем в США не найти. Причем относится это ко всем сторонам жизни американцев: начиная от взаимоотношений в семье и заканчивая принципами формирования высших органов государственной власти. Особо пристальное внимание обычно обращают на территориально-политическое устройство США, отмечая, что такой широкой автономии у регионов нет больше ни в одном государстве мира. Однако если взглянуть на данную проблему чуть шире и профессиональнее, окажется, что подобная точка зрения — не более, чем набор стереотипов.

Действительно, США — государство федеративное, состоит из двух уровней территориальной организации: федерального центра и регионов (штатов). Кроме того, в США действует система трех компетенций: центра, регионов и конкурирующая. Те же самые основные атрибуты федеративной государственности имеются во всех федеративных государствах мира. Отличаются они друг от друга, помимо определенных национальных характеристик, степенью централизации государственной территории. Как раз этот момент и является наиболее дискуссионным: считается, что в США централизация минимальна, следовательно, это государство может считаться эталоном федерации.

В действительности, США — одно из самых централизованных в мире государств. Американская политическая история, начиная с конца XVIII века и до наших дней — это история усиления федерального центра и снижения роли штатов как самостоятельных полугосударственных образований в рамках единого союза.

Самые свободные штаты? Особенности централизации по-американски

Процесс централизации в США шел тремя основными путями. Первый путь связан с тем, что Конгресс США (американский парламент) активно пользовался и пользуется доктриной так называемых «скрытых полномочий» («implied powers»). Она гласит, что у Конгресса имеются некие «скрытые полномочия», которые, будучи не записанными в конституции, следуют из ее текста. Прямым подтверждением положений данной доктрины является статья 1 (раздел 8) Конституции США, которая дает Конгрессу право «издавать все законы, которые будут необходимы и уместны для осуществления полномочий, предоставленных настоящей Конституцией правительству Соединенных Штатов, или какому-либо его департаменту, или должностному лицу».

Второй путь, позволивший центральной власти США существенно расширить свои полномочия, заключается в использовании Верховного Суда США как единственной инстанции, способной определять конституционность законов, издаваемых конгрессом и легислатурами штатов. Как правило, данное положение Основного закона использовалось только наполовину, то есть в той его части, которая касается ограничения законодательной деятельности штатов. Более того, Верховный Суд имеет право не только определять конституционное соответствие тех или иных законов, но и толковать Конституцию США. Данное толкование носило и носит расширительный характер и направлено на увеличение полномочий федеральной власти.

Примером такого толкования является отнесение навигации в сферу контроля со стороны центрального правительства в 1826 году под предлогом включения ее в состав мер, направленных на регулирование торговли между штатами; в 1877 году под тем же предлогом к центру была подчинена телеграфная связь. Впоследствии подобные меры коснулись налогообложения жалования чиновников штатов, деятельности служащих центрального правительства, почтовых перевозок, права штатов на выход из Союза и т.п.. Во всех перечисленных случаях компетенция штатов сокращалась за счет увеличения соответствующих прав центрального правительства.

Последний способ централизации полномочий связан с предоставлением федеральной помощи отдельным штатам из государственной казны. Более того, подобные субсидии выделяются не только штатам, но и городам и графствам на их территории. Таким образом, создается возможность исключить администрацию штатов процесса распределения финансовых средств и направлять их непосредственно с центрального на местный уровень. Это не только ослабляет власть отдельных штатов на собственной территории, но и создает возможность перекройки территориального пространства страны в сторону его укрупнения, путем ликвидации отдельных штатов как образований, мешающих установлению эффективных хозяйственных связей. Об этом уже сейчас заявляет ряд исследователей американского федерализма.

Федеральное правительство не просто осуществляет субсидирование территориальных образований в рамках США, но и четко указывает условия и цели растраты выделяемых денежных средств. Это создает условия непосредственного вмешательства центра в дела штатов и отдельных территорий, и чиновники штатов, непосредственно участвующие в освоении федеральных денег, обязаны подчиняться всем указаниям, которые поступают из соответствующего центрального контрольного органа. Нарушение условий предоставления помощи влечет за собой немедленное свертывание указанных программ, поэтому штаты вынуждены подчиняться, поскольку продолжают остро нуждаться в денежных средствах.

Стоит отметить, что концентрация полномочий центральным правительством осуществляется в тех сферах, которые являются стратегическими и жизненно важны для существования единого государства: речь идет, прежде всего, о части экономических полномочий и политических правах. Во всех остальных сферах штаты достаточно самостоятельны. Например, они могут заключать между собой различные соглашения неполитического характера, связанные с решением экономических, экологических, социальных и иных проблем; налогообложением, продолжительностью рабочего дня, размером заработной платой, ценами. Однако это не исключительные полномочия, они есть у регионов в любом другом федеративном государстве, в том числе и в России.

Следовательно, США — централизованная федерация, и централизованы они ровно настолько, насколько это необходимо для функционирования сильного и самостоятельного государства. В свою очередь, тезис о том, что «США — самое децентрализованное федеративное государство в мире» — не более, чем либеральный миф, необходимый для поддержания отношения к данному государству как к мировому эталону демократии. Зачем это нужно — отдельный вопрос, который находится вне плоскости данной статьи.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »