Ф. Малявин Вихрь. 1906 г. ГТГ

Сокровища музеев. Встреча девятая

Ноя 29 • Культура, Популярные темыКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Мария Разгулина

Мария Разгулина

Искусствовед, сотрудник отдела научно-просветительской работы Государственной Третьяковской галереи

Его биография могла бы послужить сюжетом для фильма: ещё юношей он отправляется в Грецию, на гору Афон, шесть лет живёт в монастыре и учится на иконописца, но волею судеб оказывается в Петербурге. Там наш герой поступает в Академию художеств вольнослушателем и уже очень скоро становится одним из лучших учеников Ильи Репина. Обласканный на всемирной выставке 1900 года в Париже, он неожиданно для всех селится в деревне под Рязанью. А уже после революции и гражданской войны уезжает из России навсегда.

Но и в Европе его настигает следующее великое историческое потрясение XX века — Вторая мировая война. Простой русский крестьянин, он уходит из занятого немцами Брюсселя и пешком идёт на юг, в Ниццу. В декабре 1940 года художник умирает в Ницце — изнурённый дорогой семидесятилетний старик, всеми забытый и никому не нужный в военной Франции. Его картины могли бы стать воплощением русского духа в искусстве, но советская власть настойчиво подавляла всё самобытное и уникальное. Так имя Филиппа Малявина оказалось забытым на долгие годы. Так кто же он был — загадочный Филипп Малявин, и почему сейчас невозможно представить себе залы Третьяковской галереи без его «Вихря»?

Малявин не оставил после себя воспоминаний, всю жизнь как будто нарочито сторонился общественного внимания и уж точно не принадлежал ни к одному из направлений бурлившей на рубеже веков российской художественной жизни. Его творчество существует само по себе, точно так же, как в мастерской Репина в Академии художеств он отчётливо не вписывался в обстановку. Когда-то у Репина учился юный вундеркинд Валентин Серов, сын известного композитора, и вот вдруг — крестьянин Самарской губернии, без всякого образования, о чём почти с ужасом писал в одном из своих писем Нестеров. Нетипичный случай. И тем не менее — ещё одна странность — его талант замечают абсолютно все, начиная с Репин—а, который яростно сражается за ученика на всевозможных заседаниях и комиссиях, и заканчивая тогдашней «молодёжью» — Грабарём и Остроумовой-Лебедевой. Слишком велико и необычно было дарование этого «сына земли», как удачно окрестил его Нестеров.

Ф. Малявин. Автопортрет. 1927 г.

Ф. Малявин. Автопортрет. 1927 г.

Картина Малявина «Вихрь» — ещё один нетипичный случай, особенно учитывая тот факт, что написана она была в 1906 году. Художники рубежа XIX и XX веков — будь то Серов, Коровин или Головин — тщательно разводили станковую и монументальную живопись. Почти все они работали в театре, и что такое гигантский холст, к примеру, задника, прекрасно знали. Но картины писали небольшие, особенно в сравнении с эпическими полотнами своих предшественников Сурикова и Репина. Филипп Малявин, то ли в силу крестьянского происхождения, то ли потому что попал в Академию художеств волей случая, больших холстов не боялся. Он легко брался за масштабную станковую картину, даже если совсем не планировал нагружать её сюжетными подробностями, как это делали представители старшего поколения. Мало того, Грабарь со смесью ужаса и восторга вспоминал, что Малявин мог начать писать вообще без подготовительного рисунка, сразу красками по холсту, да ещё и «с глаза одной из этих баб»!

Смелость Малявина иногда граничит с безрассудством. Для монументального в лучшем смысле этого слова (сейчас оно держит на себе целый зал Третьяковской галереи) полотна он берёт почти декоративный мотив. Деревенские бабы танцуют. Где-то на заднем плане буквально двумя мазками краски обозначена деревня. На переднем взгляд сначала замечает только разметавшиеся по холсту юбки сарафанов. Красные — от слова красивый. Всполохами рдеют розовый, жёлтый и зелёный, цветастые юбки переходят одна в другую. Среди всего этого колористического безумия возникают лица: вот на заднем плане смеющаяся молодая крестьянка, а справа — сосредоточенно-отрешённая. Самое удивительное здесь — точка зрения, горизонта совсем не видно, как будто мы смотрим сверху, но фигуры при этом заполняют собой всё пространство и очевидно возвышаются над нами.

Ф. Малявин Вихрь. 1906 г. ГТГ

Ф. Малявин Вихрь. 1906 г. ГТГ

Бывают картины, которые затягивают нас в своё внутреннее пространство, уводят в иллюзорный мир. У Малявина не так. Заполнив холст фигурами до краёв, он выплёскивает этот вихрь или даже ураган на нас. В этом хаотическом движении и бурной весёлости есть доля отчаяния, как предчувствие грядущей катастрофы. Ведь и она тоже облечётся в красный цвет. Красно-тревожный, как здесь, предельно насыщенный и усиленный.

Представьте себе, что красный — это мелодия. Она многократно повторяется, и разные оттенки — это её вариации. А вместе с зелёным, дополнительным цветом по отношению к красному, она образует мощные аккорды. Но только пишет Малявин дробным, почти мозаичным мазком. Мазок в таком случае — ритм. Чем он более дробный, тем напряжённее ритм. И ритм здесь обострён до предела. В этом гениальность Малявина, сумевшего изобразить слитый с музыкой танец — в живописи.

Танец появлялся в живописи разных столетий. Появлялся и исчезал, потому что нет, наверное, искусств настолько же несовместимых. Танец длится во времени, а живопись вневременна. Танец — это движение, а живопись неподвижна. Поэтому Дега интересуется скорее балеринами как готовыми произведениями искусства, нежели танцем как таковым. Даже если он изображает их в движении, невозможно отделаться от ощущения, что они застыли в позах из учебника классического танца. В этом есть что-то очень французское: абсолютная закрытость, внешне идеальная форма и спрятанное содержание, как опущенный занавес, из-за которого почти не пробиваются живые человеческие эмоции. Малявин же — цветом, ритмом, почти безумной экспрессивностью своего живописного языка — смог поймать момент, когда движение неистово и неостановимо, как вихрь. Родившись где-то внутри, оно уже не знает границ. Как искра перерождается в пламя, танец у Малявина превращается в стихию.

Движение передано в красках отчасти буквально: краски с большим количеством венецианского терпентина, который Малявин использовал в качестве связующего, очень долго почти не сохли, продолжали жить своей внутренней жизнью уже в музейных стенах и разве что не бурлить и плавиться в жаркие дни. В чинной обстановке Третьяковской галереи «Вихрь» существовал сам по себе, с полыхающими красками, меняющимися на глазах. Высвобождение внутренней энергии — вот что отличало и живопись Малявина, и русский танец, в котором сквозь внешнюю форму всегда прорывалась сама душа.

Оказавшись в эмиграции, он будет верен своей теме. Смеющиеся и танцующие бабы в цветастых сарафанах станут воспоминанием, которое Малявин ни на что не захочет променять. И в этом тоже проявилась упрямая самодостаточность, когда-то заставлявшая его идти наперекор течениям, шокировать преподавателей петербургской Академии художеств и поражать коллег своим интуитивным умением передавать настроение одним штрихом. Он оставил после себя замечательно точные и тонкие портретные образы и рисунки, сделанные мягким грифелем и иногда — цветными карандашами, всегда с натуры, которую Малявин мог видеть и чувствовать как никто.

Ф. Малявин. Бабы. 1905 г.

Ф. Малявин. Бабы. 1905 г.

Ф. Малявин. Эскиз фигуры в пейзаже.

Ф. Малявин. Эскиз фигуры в пейзаже.

Сейчас над его могилой в Ницце потемневшая от времени скромная каменная плита. Можно смело сказать, что карьера Малявина так и не сложилась, хотя Нестеров пророчил ему славу нового Веласкеса и нового Милле. Важно ли это? Думаю, что нет. В конце концов, творчество не измеряется похвалами критиков и почётными званиями. Малявин навсегда останется в истории русского искусства немного маргиналом, «сыном земли» и человеком уникальной мощи творческого темперамента. А его «Вихрь» будет продолжать врываться в музейное пространство, сметая все картинные условности на своём пути.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »