Суррогатное материнство: мнение специалиста по биоэтике

Суррогатное материнство: мнение специалиста по биоэтике

Янв 16 • ОбществоКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)

Как обсуждалось в этой статье, суррогатное материнство — сложнейшая биоэтическая проблема. Каковы мнения философов, специалистов по биоэтике на этот счет?

Тищенко Павел Дмитриевич, заведующий сектором гуманитарных экспертиз и биоэтики ИФ РАН:

pdt«Вопрос о суррогатном материнстве достаточно частный. С моей точки зрения, его нужно видеть в перспективе радикальных преобразований сексуальности человека, которые я назвал «сексуальной революцией XXI века». Небольшую статью на эту тему можно прочитать по ссылке.

В отношении суррогатного материнства (СМ) можно выделить такие позиции: а) СМ как технология, включающая серьезный риск для будущего ребенка и вынашивающей плод женщины, должна рассматриваться как крайний случай при решении проблем продолжения рода; б) если вынашивающей плод женщиной выступает мать женщины, чья яйцеклетка оплодотворена, то следует оценить риски на уровне идентичности всех людей, включенных в ситуацию, поскольку в результате возникают гибридные идентичности — рожденный ребенок будет иметь две матери, одна из которых будет его сестрой, а другая бабушкой и т.д. Если в эту комбинаторику ввести «доноров» яйцеклетки или спермы — все будет еще сложнее. В любом случае, под угрозой оказываются концепты «материнства» и «отцовства», на которых строятся эксклюзивные отношения между детьми и родителями.

Если вынашивает «чужая» женщина, то возникают сложнейшие проблемы, связанные с превращением материнства в коммерческую «услугу». С моральной точки зрения, это грубое попрание человеческого достоинства. Важно и то, что практически повсеместно матерью новорожденного считается та женщина, которая его родила. Он получает других родителей только после отказа от него этой женщины. Отказа от своего материнства.

Далее, если говорят о желании родить «своего» ребенка, то «свойскость» не определяется (или определяется незначительно) «геномом». Любовь, зачатие, беременность и роды — важнейшие этапы рождения «своего» ребенка.

Важнейшая проблема — должен или не должен ребенок знать о тайне своего рождения? Я придерживаюсь точки зрения, что со временем он должен об этом узнать. Особенно если были еще и доноры яйцеклетки или спермы. При современном развитии генетики знать свою наследственность будет очень полезно. Но как это сделать, чтобы не навредить?

Таким образом: лучше не прибегать к суррогатному материнству, а делать это лишь в крайних случаях, при полном осознании всех сложностей и рисков и готовности ответственно встретить возможные негативные последствия разного толка.

Каждое общество должно само решить, что для него приемлемо, а что нет. Решить после обстоятельных гуманитарных обсуждений. То, что в нашей стране слишком часто решения принимаются без обсуждений, — плохо (и с моральной точки зрения). Но, обсуждая этот вопрос, нужно не упустить тот факт, что счастье детей и семей напрямую не зависит от того, насколько морально или аморально (с чьей-то точки зрения) кто-то поступает.

Читайте также:

Суррогатное материнство: за или против?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »