sovremennij_student

Так ли страшен современный студент, как его малюют?

Янв 18 • Авторская колонка, Общество, Популярные темы, РубрикиКомментарии (2)

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Григорий Прутцков

Григорий Прутцков

Доцент факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова

Часто приходится слышать: мол, студенты сейчас уже не те, что раньше, они мало знают, ещё меньше учат, много развлекаются и бездельничают, «берут от жизни всё». Появилось даже выражение «поколение большого пальца» — те, кто нажимает большим пальцем на кнопки гаджетов.

Так ли обоснована критика современного студента? Давайте попробуем разобраться.

Честно говоря, меня всегда смущает, когда ругают молодёжь. Критиковать тех, кто моложе и менее опытен, чем ты, — это, если хотите, признак невысокого уровня культуры. Человеческая природа не меняется в течение веков и даже тысячелетий. Вспомним, внутри одной из египетских пирамид сохранилась примерно такая надпись, датированная, если не ошибаюсь, двадцать вторым веком до Рождества Христова: «Теперь дети уже не слушают родителей, как раньше, и всё хотят делать по-своему».

Наши выпускники, навещая свою alma mater, нередко спрашивают меня: отличаются ли сегодняшние студенты от тех, которые учились на журфаке десять, пятнадцать, двадцать лет назад? Сложно ответить на этот вопрос. Сложно потому, что любой студент, даже самый средний, — индивидуален. Но в то же время разные студенческие фишки (как обмануть преподавателя на экзамене, как получить допуск к зачёту, если не сданы рефераты и т.п.) остаются в целом прежними. Студент как был находчивым, так и остался таким, несмотря на смену веков и политических режимов. В качестве иллюстрации позвольте рассказать две истории, которые произошли с реальными студентами и которые как нельзя ярче характеризует студента — любой эпохи.

Первая история поражает смелостью и дерзостью её героя. Это был студент-сирота, который учился у нас на журфаке. Все его жалели: в профкоме давали ему талоны на бесплатное питание, в учебной части назначали его на повышенную стипендию, преподаватели на экзамене старались задавать ему самые лёгкие вопросы. Так прошёл год. Однажды в деканат зашёл бравый полковник в мундире — поинтересоваться, как учится его сын. Каково же было удивление инспектора, когда он назвал фамилию того самого юноши, которого все считали сиротой!

— Он же сирота, — удивлённо сказали ему.
— Сирота? — вскипел полковник.
— А я тогда кто, как не его отец?!
— Может быть, вы живёте отдельно от сына, — робко предположила инспектор курса.
— Да вы что, с ума сошли! — побелел от гнева отец «сироты». — Да я его каждый день пинками отправляю на занятия! Зовите его сюда!

Через несколько минут в деканат заходит этот самый парень. Он увидел отца, пару секунд стоял как вкопанный, потом бросился к нему с радостным криком:

— Папа, ты нашёлся!

Но отец не разделил оптимизма сына, снял с себя офицерский ремень и отхлестал его по попе прямо в деканате.

Герой второй истории был не столь дерзок, как студент-лжесирота (хотя это, согласитесь, несложно!), но тоже пострадал из-за своей дерзости. Дело было в сессию. Их группа сдавала экзамен по русскому языку. Для допуска требовалось выполнить домашнее задание — контрольную работу, а также написать диктант. Результаты должны были объявить в день экзамена. И вот подходит наш герой брать билет. Экзаменатор смотрит в ведомость (там отмечено, что всё сдано, а оценок нет), потом перебирает стопку тетрадей и говорит:

— Не могу найти ваши контрольную работу и диктант, зачту вам их автоматически. Берите билет.
— Как это не можете найти?! — возмутился студент. — Я хочу свои оценки узнать!

Экзаменатор махнул рукой на огромную кипу бумаг на одном из столов:

— Молодой человек, если очень хотите, то попробуйте сами поискать.

Студент рылся в бумагах минут десять. Наконец, нашёл. Экзаменатор смотрит: в контрольной работе четыре задания из пяти сделаны неправильно, а в диктанте — около двадцати ошибок.

— Вот что, дорогой мой, — говорит экзаменатор, — вы сначала контрольную переделайте, а на каждую ошибку из диктанта правило выучите. Когда это всё мне сдадите, тогда и до экзамена вас допущу.

Итак, психология студентов за десятилетия не изменилась: они как были, так и остались напористыми, вплоть до дерзости, надеющимися не только на знания, но и на удачу. Как не вспомнить здесь многочисленные студенческие поверия, которые не меняются от эпохи к эпохе, связанные с достижением успеха на экзамене! Вот некоторые из них: во время сессии якобы нельзя мыться, стричь волосы, ногти, отвечать надо приходить в одной и той же одежде, не стирать её до начала каникул. А главное – накануне экзамена, ровно в полночь, открыть окно, высунуть туда зачётную книжку и что есть силы закричать: «Халява, ловись!».

Но что же изменилось? Прежде всего, мы стали жить в другую эпоху, и выросло, перефразируя слова Герцена, первое непоротое поколение, которое не знает комсомольских собраний, авральных поездок на картошку вместо лекций и семинаров, зачётов по политэкономии капитализма и истории КПСС, диамату и научному коммунизму. Раньше разбушевавшегося студента можно было легко припугнуть комсомольским выговором с занесением в учётную карточку, постановкой на вид или отрицательной характеристикой по месту будущей работы. Сегодня такие прещения, к счастью, ушли в прошлое, и современный студент — человек свободный от идеологического прессинга. Ему не надо вставлять в рефераты и курсовые работы цитаты из трудов Ленина и материалов очередного съезда КПСС.

Кстати, о рефератах и курсовых. Теперь, чтобы собрать материал для них, необязательно сидеть вечерами в научной библиотеке, и тексты не надо больше печатать на машинке. Благодаря развитию интернета открылись принципиально новые возможности подготовки к занятиям и экзаменам. Хотя и здесь далеко не все студенты дифференцированно подходят к источникам. Одно дело — скачивать себе книги и статьи, другое дело — копипастить ответы на вопросы, выложенные неизвестными двоечниками и троечниками на сомнительных сайтах. Опытный экзаменатор, слушая ответ студента, сразу понимает, по каким источникам он готовился.

Значит, современный студент в значительной мере зависит от электронных носителей информации. И здесь таится опасность: довериться этим носителям больше, чем своей голове. Поэтому на экзаменах опытный преподаватель требует не столько знания текстов, дат или фамилий (натренировать можно и говорящего попугайчика), сколько умения анализировать факты и делать собственные выводы.

Иногда студенты просто поражают своей любознательностью и разносторонними интересами. Наверное, одно лишь перечисление студенческих увлечений займёт объём больший, чем эти заметки. Речь даже не о стихотворчестве или фотоискусстве — редкий молодой человек, редкая девушка не пишет стихи и не ищет с фотокамерой красивые ракурсы. Многие студенты занимаются благотворительностью: ездят в детские дома, опекают больницы, а когда в университете проходит День донора — от желающих сдать кровь нет отбора. Сколько раз приходилось утешать расстроенных до слёз девушек, когда врачи давали им отвод из-за недостаточного веса или низкого гемоглобина!

Пару лет назад один студент журфака начал учить узбекский язык, чтобы проповедовать Евангелие среди гастарбайтеров. Его однокурсница засела за арабский и когда освоила разговорную речь, тайно пересекла границу одной из арабских стран, где шла гражданская война, чтобы своими глазами увидеть ситуацию и по возвращении рассказать о ней соотечественникам. Ещё один студент организовал общество «Студенты как профессора»: ребята собираются после занятий и обсуждают какую-либо научную, литературную или историческую тему. Один-два человека заранее готовят доклады, зачитывают их, а потом начинается дискуссия. Но все эти и многие другие интересы не замыкают студентов в своих мирках, они продолжают оставаться добрыми и отзывчивыми людьми. Когда у одного второкурсника умерла от рака мама, и он остался сиротой с более чем полумиллионными долгами за неудачное лечение, студенты за неделю собрали ему эту сумму и заплатили за него долги.

Таким образом, сегодняшний студент — конечно же, свободный от идеологического давления, но в то же время зависимый от гаджетов человек. И всё же не будем ругать его: ведь несмотря на технический и технологический прогресс, в душе своей студент остался таким же, какими были его предшественники десятилетия и даже столетия назад.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

  • Ви Ши

    Очень увлекательная статья!

  • Эмми

    Как преподаватель, могу согласиться со всем, что сказано. Студенты по-прежнему «веселый, удивительный народ»… И не всегда задумываются о том, что Википедия — не истина в последней инстанции :)

« »