В деревню, в глушь, в Саратов!

В деревню, в глушь, в Саратов!

Июл 28 • Культура, ПутешествияКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Евгения Савинкина

Евгения Савинкина

Искусствовед, научный сотрудник ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря

Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее от этих хватов.
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.

Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова 

В начале июля, когда в Москве стояла прохладная погода, и шли проливные дожди, я оказалась по рабочим делам в жарком Саратове. В этом уютном городе я впервые побывала десять лет назад, будучи еще ребенком, поэтому мало его помнила. Поскольку многие мои друзья родились и выросли в Саратове и рассказывали мне о городе много интересного, то я была очень рада возможности его посетить.

За два дня в Саратове мы с коллегой должны были многое успеть: нам нужно было посетить многотысячные запасники двух музеев — краеведческого и художественного, чтобы отобрать предметы на реставрацию. За это я и люблю свою работу: я могу увидеть и прикоснуться к искусству, сокрытому от других людей, искусству, которому не хватает места в залах музея и которое словно ожидает момента, когда кто-нибудь придет на него посмотреть. Помимо этого, мы хотели успеть искупаться, погулять, насладиться архитектурой классицизма и модерна, отдохнуть от московской суеты. За два дня мы успели так проникнуться атмосферой города, что мне очень захотелось о нем написать.

Саратовцы любят свой город. Это я поняла уже в поезде. С нами в купе ехали приветливая дама-архитектор, которая чертила нам планы города, советовала, что посмотреть и с чего начать, и молчаливый мужчина, который, изредка отвлекаясь от чтения газеты, вставлял короткие, но емкие комментарии. В Саратове мы познакомились и встретились со многими интересными людьми, которые любят свой город и хорошо знают его историю.

Остановились мы на набережной Волги в здании речного вокзала, в гостинице «Волна». Номера там обставлены довольно скромно, но красивый вид из окна это с лихвой компенсировал.

На набережной также расположен замечательный Саратовский музей краеведения, где нам предстояло поработать, с богатой коллекцией исторических артефактов: это и археологические, и этнографические коллекции, и старопечатные книги, и предметы быта, и редкие фотографии. В фондах музея в общей сложности хранится порядка 400 тысяч предметов. Коллекция музея действительно чрезвычайно богатая. Поскольку я с детства неравнодушна к фольклору, то меня больше всего заинтересовало обширное собрание народных костюмов и предметов быта. Моя коллега не могла оторваться от зала, посвященного  монголо-татарскому игу.

Напротив здания музея, на Музейной площади находится старейший храм города — Собор во имя Живоначальной Троицы, яркий образец московского барокко, уникального для Саратовского края. Храм хорошо отреставрирован и выглядит совсем как новый.

В деревню, в глушь, в Саратов!

 

Я вспомнила разговор с одной моей коллегой, в котором мы обсуждали реставрацию архитектурных памятников. Речь шла преимущественно о русской усадьбе. Коллега сказала: «Жаль, что усадьба — не храм, никто не заинтересован в ее реставрации». С одной стороны, приятно осознавать, что храмы и монастыри России сейчас активно реставрируются, на их содержание выделяется немало средств. С другой стороны, состояние многих усадеб на сегодняшний день огорчает не меньше, чем радует состояние многих храмов и монастырей. В сохранении усадьбы или доходного дома в Саратове, впрочем, как и во многих других городах, мало кто заинтересован. В этом я убедилась не единожды, гуляя по Саратову: состояние некоторых городских особняков критическое, к нескольким из них вплотную пристраиваются многоэтажные новостройки. Средства на строительство новостроек найти гораздо легче, чем на долгую, кропотливую реставрацию старинного особняка.

После посещения Саратовского музея краеведения мы прогулялись по центральной Московской улице. Здесь со скоростью примерно 10 км/ч ходят автобусы, причем скорость их передвижения никак не зависит от наличия пробок. Причину этого нам долго никто не мог объяснить, пока один приветливый таксист не поделился своими мыслями: дело в том, что автобусы, следующие по центру города, останавливаются не только на специальных остановках, а в любом месте по требованию пассажира. Такие автобусы работают по принципу маршрутного такси, поэтому ездят очень медленно, чтобы не пропустить ни одного клиента. Впрочем, все основные достопримечательности Саратова легко обойти пешком, поэтому общественный транспорт можно и проигнорировать.

По Московской улице мы дошли до улицы Радищева и повернули в сторону парка «Липки», одного из старейших парков Саратова. Вокруг парка располагается множество интересных памятников архитектуры. Например, особняк Шмидта с гротом, являющийся одним из ведущих образцов стиля модерн в Саратове в характерном региональном классицистическом виде. К сожалению, грот, находящийся за высокой оградой, посмотреть вблизи нам не удалось: особняк находится под охраной, и на его территорию нельзя пройти без специального письма.

В деревню, в глушь, в Саратов!

В деревню, в глушь, в Саратов!

Рядом с особняком Шмидта находится многоквартирный жилой дом, который был построен в начале 20-х годов XX столетия на средства местных рабочих. Рядом с ним расположен храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — яркий образец архитектуры модерна, построенный известным саратовским архитектором П. Зыбиным.

В деревню, в глушь, в Саратов!

 

П. Зыбин много строил в Саратове: на улице Советской, например, он создал ансамбль для местного инженера Л. Пташкина, состоящий из трех доходных домов. Квартиры в этих домах были снабжены и паровым отоплением, и телефоном, и электричеством, и газом. Дом №5 интересен не только необычными скульптурами на фасаде, но и тем, что именно здесь появился первый в Саратове лифт. Надо сказать, что этот дом меня очень впечатлил: он не является образцом «чистого» модерна, а соединяет в себе модерн и традиции архитектуры классицизма. Вообще, классицизм и модерн — излюбленное архитектурное сочетание многих городов Поволжья, в том числе и Саратова. Говоря о том, что состояние многих усадеб и доходных домов в Саратове критическое, я имела в виду, в первую очередь, именно дом №5. В нем еще живут люди, но состояние дома настолько критическое, что вскоре этих людей могут расселить по другим квартирам, а сам дом признать аварийным и снести.

С другой стороны парка «Липки», на Соборной площади, располагается особняк купца К. Рейнеке, напоминающий особняк С. Рябушинского в Москве.

В деревню, в глушь, в Саратов!

Это сходство не случайно: оба дома были построены Ф. Шехтелем, архитектором, который провел свои ученические годы в Саратове, а затем переехал в Москву, где продолжил карьеру. Фасад особняка К. Рейнеке украшен изразцами высочайшего качества, выполненными в Москве, в легендарной гончарной мастерской «Абрамцево». Этот дом, пожалуй, один из немногих образцов «чистого» модерна в Саратове.

В деревню, в глушь, в Саратов!

Центральная улица Саратова — проспект Кирова, а Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, пожалуй, самое яркое здание проспекта. Она была построена в начале XX века в неоготическом стиле: «готичности» зданию добавили высокие башенки и горгульи на фасаде.

В деревню, в глушь, в Саратов!

 

До революции напротив консерватории (на месте современного кафе «Лира») располагалась немецкая кирха. На территории проспекта долгое время жили немцы, приглашенные еще Екатериной Великой для освоения Поволжья, поэтому улица носила название «Немецкая». Проспект Кирова заканчивается перекрестком улицы Чапаева и одноименной с проспектом площадью Кирова. На этом перекрестке стоит небезызвестный саратовский крытый рынок со стеклянной крышей, построенный в 1916 году, а напротив рынка —первый в России стационарный цирк, носящий имя братьев Никитиных, цирковых артистов и предпринимателей, благодаря которым цирк и был построен.

Большой популярностью как среди туристов города, так и среди самих саратовцев пользуется Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, хранящий богатую коллекцию живописных и графических работ зарубежных и отечественных авторов, а также обширное собрание предметов быта и декоративно-прикладного искусства. Именно в этот музей мы и отправились на второй день нашей командировки.

Музей ведет активную культурную жизнь: ежегодно в его стенах проходит до двухсот выставок. Мы успели посетить сразу три или четыре. Эти выставки маленькие, но очень хорошо спланированы и продуманы. В музее мне особенно понравился зал с работами известного художника-мариниста А. Боголюбова. Боголюбов знал флот изнутри: он окончил Морской кадетский корпус в звании мичмана и даже служил у вице-адмирала А. Дурасова, а живопись для него была вначале лишь увлечением. Работы Боголюбова, на мой взгляд, даже более правдивы, чем работы И. Айвазовского. Интересно и то, что в этом зале сотрудники музея воссоздали старинную «ковровую» развеску картин: произведения на стенах находятся вплотную друг к другу, в несколько рядов.

К сожалению, мы были ограничены во времени и не успели посетить филиалы музея: дом-музей П. Кузнецова, музей-усадьбу В. Борисова-Мусатова, музей-квартиру К. Петрова-Водкина в Хвалынске. Саратов всегда славился высоким уровнем подготовки художников, вел активную культурную и выставочную жизнь. Здесь жили и творили многие именитые мастера, создавались известные художественные объединения, издавались важные журналы.

Любителям музыки советую посетить Саратовский академический театр оперы и балета. Репертуар театра весьма разнообразен: здесь ставят и оперу, и балет, и оперетту, и мюзикл, а цены более чем демократичны. Вот уже на протяжении двадцати лет каждый год в конце мая здесь проводится знаменитый Собиновский фестиваль, на который съезжается публика из разных уголков России.

В деревню, в глушь, в Саратов!

В Саратове очень красивая многоуровневая набережная, по которой с самого утра прогуливаются влюбленные парочки и мамы с колясками. Особое внимание привлекает большой автомобильный мост через Волгу, соединяющий два города — Саратов и Энгельс. На момент открытия в 1965 году этот мост являлся самым длинным в Европе, его протяженность составляет практически 3 километра. Под мостом располагается хорошо оборудованный пляж, до которого можно добраться на любом автобусе, идущем в сторону Энгельса. Также для тех, кто хочет окунуться в прохладную чистую Волгу в жаркий летний день, могу посоветовать пляжи Энгельса: платный работает до восьми вечера, бесплатный открыт круглосуточно. Несмотря на то что пляжи Саратова производят очень благоприятное впечатление, местные жители советуют выбирать пляжи за мостом, в Энгельсе.

В деревню, в глушь, в Саратов!

Поздним вечером, когда первый день командировки подходил к концу, а спать совсем не хотелось, мы с коллегой решили прогуляться по набережной. Там мы встретили местных жителей, которые любезно вызвались показать нам город. И хотя мы уже гуляли по городу днем, нам очень хотелось узнать о Саратове больше. Еще раз пройдясь по центру, услышав множество историй о памятных зданиях города, о его проблемах, о важных событиях, о людях, которые сделали его знаменитым, мы еще больше полюбили Саратов, эту милую «глушь», о которой писал Грибоедов.

Заглавное фото: saratovstudio.ru

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »