Василий Кандинский: о природе абстрактного искусства

Василий Кандинский: о природе абстрактного искусства

Апр 20 • Без рубрикиКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Павел Алёшин

Павел Алёшин

Кандидат искусствоведения, поэт, переводчик

В Третьяковской галерее открылась удивительная выставка, на которой представлены всего две картины, — это «Композиция VI» и «Композиция VII» Василия Кандинского, два безусловных шедевра абстрактного искусства, одним из основоположников которого является художник. Но писать я буду не о выставке (которую, безусловно, всем настоятельно рекомендую посетить), а о том важном вопросе, с которым столкнется любой ее посетитель, — о природе абстрактного искусства.

Несмотря на то что абстрактное искусство существует уже целый век, оно остается сложным для понимания. И непонятно оно примерно так, как современные физические теории. То есть, все о них слышали, все знают, что такие есть, но объяснить, в чем их суть, могут единицы.

Интересно слушать то, что говорят посетители, глядя на эти картины: почти все пытаются различить какие-то предметы, увидеть какие-то образы. Это естественно: мы живем среди вещей и пытаемся найти какие-то аналогии изображенным на картинах формам. Это интересно, идти этим путем и можно, и нужно, но он не единственный, и он не откроет нам всего, чем хотел поделиться с нами художник.

Абстрактное искусство очень разнообразно, и, пожалуй, принятый термин может сбить с толку неподготовленного зрителя. Примечательно, что сам Кандинский, говоря о своих абстрактных произведениях, предпочитал использовать другой термин — беспредметная живопись. В самом деле, при слове «абстрактное» сразу думаешь о чем-то неживом, рассудочном, схематичном, бесстрастном. Но искусство Кандинского иное — оно живое и эмоциональное. Кандинский писал: «Никогда я не был в силах применять формы, возникавшие во мне путем логического размышления, не путем чувства».

Не зря я вначале сравнил абстрактное искусство с современной наукой. В самом деле, до какого-то момента физика Ньютона объясняла существующий мир, но потом множились и усложнялись наблюдаемые учеными явления, и в XX веке потребовалась новая физика. Так появилась теория относительности Эйнштейна, так теперь появляются иные новые теории. Так же с абстрактным искусством — оно требует иного, нового видения, иных законов восприятия, нежели те, что были применимы до его появления. Только если в случае с наукой можно говорить о прогрессе идей (каждая следующая научная парадигма как бы заново объясняет все), то в случае с искусством это не так: новое не отменяет старое, но дополняет его, сосуществуя рядом с ним. Кандинский писал, что «беспредметная живопись не есть вычеркивание всего прежнего искусства, но лишь необычайно и первостепенно важное разделение старого ствола [искусства] на две главные ветви, без которых образование кроны дерева было бы немыслимо».

В. Кандинский. Композиция VI. 1913 г., Государственный Эрмитаж

В. Кандинский. Композиция VI. 1913 г., Государственный Эрмитаж

Итак, как же понимать эту новую ветвь искусства, как рассматривать ее, что в ней нужно видеть? О чем, в частности, могут поведать «Композиции» Кандинского? Как всегда в случае с настоящим искусством, единого правильного ответа нет, и каждый будет искать его самостоятельно при встрече с этими гениальными произведениями… Но все же ключи для постижения их непостижимой тайны есть, и оставил эти ключи сам художник.

Кандинский был пишущий художник, рефлексирующий в слове, и его тексты — как теоретические трактаты, так и стихи (он был еще и поэтом) — помогают понять, что было важным для него (при этом надо подчеркнуть, что сам художник исходил не из теории, но его теория стала результатом осмысления личного творческого опыта), а это, в свою очередь, может дать каждому зрителю не ответ, но подсказку, не привести к окончательному пониманию, но указать направление к размышлению.

«Первые цвета, впечатлившиеся во мне, были светло-сочно-зеленое, белое, красное кармина, черное и желтое охры. Впечатления эти начались с трех лет моей жизни. Эти цвета я видел на разных предметах, стоящих перед моими глазами далеко не так ярко, как сами эти цвета», — так начинается автобиографическая повесть Кандинского «Текст художника. Ступени». Обратите внимание: цвета мыслятся им отдельно, не только как характеристика предметов. А их материальное воплощение — краски — Кандинский воспринимает как живые существа: «И до сего дня меня не покинуло впечатление, точнее говоря, переживание, рождаемое из тюбика выходящей краской. Стоит надавить пальцами — и торжественно, звучно, задумчиво, мечтательно, самоуглубленно, глубоко серьезно, с кипучей шаловливостью, со вздохом облегчения, со сдержанным звучанием печали, с надменной силой и упорством, с настойчивым самообладанием, с колеблющейся ненадежностью равновесия выходят друг за другом эти странные существа, называемые красками, — живые сами по себе, самостоятельные, одаренные всеми необходимыми свойствами для дальнейшей самостоятельной жизни и каждый миг готовые подчиниться новым сочетаниям, смешаться друг с другом и создать нескончаемое число новых миров».

В. Кандинский. Композиция VII. 1913 г., Государственная Третьяковская галерея

В. Кандинский. Композиция VII. 1913 г., Государственная Третьяковская галерея

Или вот начало стихотворения Кандинского «Видеть»:

Синее, синее поднималось, поднималось и падало.
Острое, тонкое свистело и втыкалось, но не протыкало.
Во всех углах загремело.
Густо-коричневое повисло будто на все времена…

Краски — синяя и густо-коричневая — являются активными действующими лицами, они, в самом деле, живые существа. Комментируя свою «Композицию VI», Кандинский писал: «…Чтобы смягчить слишком драматическое воздействие линий, т.е. скрыть слишком назойливо звучащий драматический элемент (надеть ему намордник), я позволил разыграться в картине целой фуге розовых пятен различных оттенков. Они облачают великое смятение в великое спокойствие и придают всему событию объективность. Это торжественно спокойное настроение, с другой стороны, нарушают разнообразные пятна синего, которые дают внутренне впечатление теплоты. Теплый эффект цвета, по природе своей холодного, усиливает драматический элемент, однако способом опять-таки объективным и возвышенным. Глубокие коричневые формы (особенно слева вверху) вносят уплотненную и абстрактно звучащую ноту, которая напоминает об элементе безнадежности. Зеленый и желтый оживляют это душевное состояние, придавая ему недостающую активность».

Вновь цвета — живут, действуют. В этой цитате важно и другое: она подсказывает, что еще становится действующей силой абстрактной живописи. Это основные художественные элементы любой живописи — точка и линия. «Небольшие формы в этой картине требовали чего-то дающего эффект одновременно очень простой и очень широкий («largo»). Для этого я использовал длинные торжественные линии, которые уже употреблял в « Композиции 4». Я был очень рад увидеть как это, уже раз использованное средство дает здесь совершенно иной эффект. Эти линии соединяются с жирными поперечными линиями, рассчитано идущими к ним в верхней части картины, и вступают c последними в прямой конфликт».

Таким образом, необязательно представлять себе «Композиции», как своеобразные ребусы, которые скрывают какие-то предметы. Кандинский предостерегает от этого: «Все, в том числе и взаимно противоречащие элементы, уравновесились, так что ни один из них не берет верх над другими, а исходный мотив картины (Потоп) был растворен и перешел ко внутреннему, чисто живописному, самостоятельному и объективному существованию. Не было бы ничего более неверного, чем наклеить на эту картину ярлык первоначального сюжета. Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой».

Нужно просто разрешить себе увидеть на этих картинах то, что на них изображено, — линии, точки, цветовые пятна, и почувствовать их живыми.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »