К 150-летию со дня рождения Елизаветы Федоровны Романовой

Верная себе

Ноя 1 • Популярные темы, РелигияКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Жизнь и судьба великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой пронизана удивительной цельностью. Удивительной особенно потому, что в каждый период своей жизни — во времена беззаботной юности принцессы, в бытность российской княгиней, будучи настоятельницей Марфо-Мариинской обители, и даже перед лицом смерти — она оставалась верной себе. Самому лучшему в себе. Ее жизнь, по сути, это подтверждение того, как во времена тяжелейших испытаний и трагических поворотов судьбы можно не только сохранить человеческое достоинство, благородство души, но и стяжать святость.

Но обо всем по порядку.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская родилась в 1864 году в семье великого герцога Людвига IV и английской принцессы Алисы. Девочка приходилась родной внучкой английской королеве Виктории.

К 150-летию со дня рождения Елизаветы Федоровны Романовой

Детство Эллы, как ее называли домашние, не было похоже на жизнь избалованной принцессы из сказки. Воспитанная в протестантской традиции, с самого детства она научилась делать всю домашнюю работу, вместе с матерью часто посещала больницы, приюты и дома инвалидов. Мать принцессы Алиса сама очень любила заниматься благотворительностью и заботиться о бедных и даже свою дочь назвала в честь святой Елизаветы Тюрингской, прославившейся делами милосердия. Одежда и еда в семье были самыми простыми.

К 150-летию со дня рождения Елизаветы Федоровны Романовой

Детство принцессы было очень счастливым, проходило в окружении любящих и заботливых родных, но было омрачено тяжелым событием в семье: когда Элле было 14 лет, от дифтерии умерли ее мать и младшая сестра. После смерти матери большое участие в воспитании Эллы принимала бабушка, королева Елизавета.

ЗАМУЖЕСТВО И ВЫБОР ВЕРЫ

Элла выросла и стала одной из самых красивых невест Европы. В 1884 году она сочетается браком с великим князем Сергеем Александровичем, сыном императора Александра II. Ее семья была давно тесно связана с российским августейшим семейством, а в 1894 году сестра Эллы Аликс, после принятия православия — Александра Федоровна — стала супругой последнего российского императора Николая II. Немецким принцессам в России традиционно давали отчество Федоровна — в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

К 150-летию со дня рождения Елизаветы Федоровны Романовой

Этот брак был заключен по любви, и, принимая во внимание разную конфессиональную принадлежность брачующихся, венчание было совершено и по православному, и по протестантскому обряду. Княгиня практически в совершенстве выучила русский язык, восхищалась Россией и в одном из писем даже писала Николаю II, что ощущает себя «в большей степени русской, чем многие русские».

Первые семь лет супружеской жизни, которые были счастливейшими для них обоих, Елизавета Федоровна обдумывала важное решение — переходить ли в православную веру или оставаться протестанткой. Согласно принятым тогда правилам, иностранки, вступающие в брак с русскими гражданами православного вероисповедания, должны были переходить в православие, но на членов императорской семьи это не распространялось.

Сергей Александрович, сам отличающийся чрезвычайной набожностью, оставлял своей супруге свободу в принятии решения. Как писала сама княгиня, муж «никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести». В 1888 году они вместе совершили паломничество на Святую Землю (надо сказать, что великий князь внес огромный вклад в развитие русского паломничества в Палестину, строя храмы, подворья Русской Православной Церкви на Святой Земле, организуя духовно-просветительские занятия и т.д.).

Наконец, в очень искреннем письме отцу, прося его благословения, княгиня пишет: « … Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной Церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж». Письмо вызвало бурное негодование отца, но решение уже было принято. Впервые за семь лет супруги причащались вместе из одной Чаши.

К 150-летию со дня рождения Елизаветы Федоровны Романовой

НЕПОКАЗНОЕ ДОБРО

Полученное воспитание, детский опыт участия в благотворительности, а затем и пережитые страдания, научившие глубоко ценить жизнь и утешать других в горе — все это помогло Елизавете Федоровне уже в России инициировать и организовать множество различных благотворительных мероприятий и дел. Так, в 1892 году она создала Елисаветинское благотворительное общество с целью «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных».

Во время русско-японской войны Елизавета Федоровна организовала склад пожертвований в пользу воинов, где на благотворительных началах шили воинскую одежду, собирали медикаменты, готовили походные церкви для богослужений на фронте. Во время Первой мировой войны она активно помогала раненым и даже организовала передовую для тех времен протезную мастерскую. Сегодня бы сказали, что у нее были выдающиеся менеджерские способности: она умела заразить идеей, организовать процесс, распределить права и обязанности, оперативно решать кризисные ситуации, делать свои проекты максимально эффективными. За ангельской внешностью проявлялся сильный, целеустремленный характер. Княгиню прозвали «ангелом-хранителем Москвы».

Благотворительность, которой активно занимались супруги, не была внешним исполнением долга или прихотью высшего сословия. Об этом говорят дневниковые записи и свидетельства современников, в которых речь идет об образе жизни княжеской чаты. Они были постоянно, практически все время заняты делами, скрупулезно вникая во все детали, до мелочей продумывая все мероприятия и проекты. Даже на отдыхе они принимали просьбы о помощи, решали текущие вопросы, не чураясь никаких, даже самых мелких прошений от простых людей.

К 150-летию со дня рождения Елизаветы Федоровны Романовой

В 1891 году Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Вопреки марксистской историографии, выставлявшей его ретроградом и деспотом, он навел в Москве образцовый порядок и чистоту, наладил бесперебойную работу коммунальных служб и электрическое освещение улиц, построил новое здание Консерватории, открыл первый общедоступный театр и, помимо прочего, инициировал открытие Музея изобразительных искусств на Волхонке, пожертвовав ему шесть своих коллекций.

ТРАГЕДИЯ

Но в обществе искусственно подогревались радикальные настроения. На великого князя, как и на императора Николая II и его семью, выливалось огромное количество клеветы. Для радикально настроенной молодежи он был олицетворением деспотизма власти и — наряду с другими членами императорской семьи — виновником социальных бед, постигших город и страну.

Один из таких радикалов-идеалистов, террорист-эсер Иван Каляев и осуществил страшный замысел — 4 февраля 1905 года он метнул в карету, где ехал Сергей Александрович, ручную бомбу. Взрыв был огромной силы, великого князя разорвало на части. В результате смертельного ранения погиб и его кучер. Великий князь знал, что ему грозит опасность, поэтому старался не брать в свои поездки жену. Елизавете Федоровне пришлось пережить самое страшное — своими руками собирать на месте взрыва останки любимого мужа. Современники писали, что тогда она не проронила ни слезинки — один Бог знает, о чем она молилась в эти минуты.

Карета великого князя вскоре после взрыва

Карета великого князя вскоре после взрыва

Спустя несколько дней княгиня нашла в себе силы посетить тюрьму, где содержался убийца. Историки описывают эту встречу так: «…Когда он увидел ее <…>, он спросил: «Кто вы?» «Я его вдова, — ответила она, — почему вы его убили?» «Я не хотел убивать вас, — сказал он, — я видел его несколько раз в то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть». «И вы не сообразили того, что вы меня убили вместе с ним?» — ответила она…».

Елизавета Федоровна передала Ивану Каляеву прощение от имени мужа, оставила в камере Евангелие и икону. И хотя убийца не раскаивался в содеянном, будучи убежденным в собственной правоте, она написала императору прошение о его помиловании (которое, впрочем, не было удовлетворено).

После смерти мужа в жизни Елизаветы Федоровны изменилось все.

МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ

Спустя два года после трагедии княгиня продала свои драгоценности и на треть от вырученных денег (другие две трети великая княгиня передала в казну и ближайшим родственникам) купила на Большой Ордынке усадьбу с несколькими строениями и садом. Здесь она основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, которая существует в этом месте и поныне.

Марфо-Мариинская обитель была необычной: это не был монастырь в полном смысле этого слова, скорее, это был центр благотворительной и медицинской работы, построенной на евангельских принципах. Евангельский рассказ о практической Марфе и созерцательной Марии вдохновил княгиню на создание учреждения, в котором эти два занятия — молитва и социальное служение — не противоречили друг другу, а органично сочетались.

Сестры обители не принимали постриг и могли по истечении определенного срока выйти из нее и создать семью. Им читали лекции и обучали лучшие специалисты того времени — врачи и священники. Главной формой деятельности сестер Марфо-Мариинской обители было посещение бедных «на местах» — то, что в современном мире называют социальной работой.

Сама княгиня оставила светскую жизнь, стала настоятельницей обители и вплоть до своей кончины вела подвижнический образ жизни, часто работая до полного изнеможения. Она часто ухаживала за тяжелобольными, читала Псалтирь над умершими, помогала в трудоустройстве и устройстве в больницы. Нередко княгиню видели в самом гиблом районе Москвы того времени — возле Хитрова рынка, куда она приходила перевязывать больных, вызволять из преступной среды малолетних детей, находить места безработным. Сестры обители любили ее как родную мать. Даже преступники признавали и уважали ее за достоинство, благородство и отсутствие высокомерия. Основным мотивом ее деятельности, как писала сама княгиня, было желание продолжить дела мужа и «быть достойной его водительства».

К 150-летию со дня рождения Елизаветы Федоровны Романовой

АРЕСТ И СМЕРТЬ

После революции 1917 года и прихода к власти большевиков Елизавета Федоровна отказалась покинуть страну, которая стала ей второй Родиной. Спустя полгода, в мае 1918 года, она была арестована чекистами по личному распоряжению Дзержинского и выслана из Москвы в Пермь. В дороге Елизавета Федоровна написала сестрам обители последнее предсмертное письмо, утешая их, призывая вручить свою судьбу в руки Божьи и хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней по своему желанию поехала ее верная келейница Варвара Яковлева, не покинувшая ее до самого смертного часа. «Нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

В ночь на 5(18) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Федоровна вместе с другими ссыльными узниками императорской крови и своим верным другом Варварой Яковлевой были  избиты прикладами ружей и сброшены большевиками в шахту Новая Селимская в 18 километрах от Алапаевска. Когда впоследствии их тела были извлечены из шахты, обнаружилось, что некоторые жертвы получили тяжелые травмы, но были живы еще какое-то время после падения. При этом рана князя Иоанна Константиновича была перевязана частью апостольника (монашеского головного убора) Елизаветы Федоровны. И даже тут она не изменила себе.

После кончины настоятельницы Марфо-Мариинская обитель просуществовала еще 8 лет. В 1918 году Покровский собор был закрыт большевиками. Возрождение обители началось уже в 90-е годы XX века, но в полном виде, как при «великой Матушке», деятельность обители до сих пор не восстановлена.

***

В 1921 году состоялось погребение великой княгини возле храма равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманском саду (ее тело было перевезено сюда при помощи белогвардейцев). Елизавета Федоровна Романова была канонизирована в 1992 году. Ее мощи в настоящий момент пребывают в храме Марии Магдалины в Иерусалиме.

К 150-летию со дня рождения Елизаветы Федоровны Романовой

Что почитать о жизни великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой:
1. Миллер Л.П. Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Федоровна. М., 1994.
2. Кучмаева И.К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. М., 2004.
3. Рычков А. Святая преподобномученица Елисавета Федоровна. М., 2007.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »