Впечатления историка от выставки «Рюриковичи»

Время собирать камни

Ноя 17 • Культура, РубрикиКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Николай Щипков

Николай Щипков

Студент историко-филологического факультета РПУ, публицист

«История не учительница, а надзирательница… она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»
В.О. Ключевский

О разрозненности и рассеянности нашего исторического сознания в последнее время говорят много: любая дискуссия о «белых пятнах» отечественной истории неизменно перетекает в разговор о необходимости выработки единого подхода к её пониманию. Очевидно, что без этого единства метода и методологии невозможно даже начинать обсуждать проблемы современности и тем более будущего. Другое дело, что сделано на этом необъятном поприще пока не так много.

Русская православная церковь в этом отношении старается занять роль и ведущего, и одновременно арбитра общественного дискурса. «Рюриковичи» — это второй блин комом (в отличие от первого, «Романовых», время и обстановка для проведения которых были подобраны несравненно лучше). Но обо всем по порядку.

Эмоциональный, нравственный посыл выставки «Романовы», которая проводилась в год четырехсотлетия императорской фамилии, был четким и ясным: в начале XVII столетия российская государственность погибла в огне Смутного времени, но затем воскресла благодаря народу и его воле, который выбрал себе определенную обновленную систему ценностей и идей, с которыми стал идентифицироваться. Эта неуловимая «русская идея», новая, но наследовавшая всей предшествовавшей истории, неизменная в своей субстанции, но подвергавшаяся впоследствии реформации и реставрации, смогла пройти сквозь три сотни лет истории романовской России. И все-таки в начале XX века что-то подкосило эту идею — и государство снова практически мгновенно было разрушено изнутри, сгорело в пламени двух революций.

Выставка прямо заявляла: романовская русская идея проиграла историческую схватку, а новая — еще до конца не сформировалась. При помощи ярких цитат из творчества русских и зарубежных мыслителей, современной мультимедийной оболочки и практически театральной постановки «Романовы» заряжали эмоциональной энергией, жаждой действия, фактически окончательно легитимировали поиск и провозглашали зарождение новой исторической идентичности — и тем самым «собирали камни» нашего исторического сознания.

«Рюриковичи», без всякого сомнения, пытаются наследовать «Романовым», причем не только в плане постановки, идей и смыслов, но и в эмоциональном наполнении. Правда, сделаны они на порядок слабее. Схема «от революции — к революции», «от возрождения — к гибели» и «через гибель — к новому возрождению» заменена на несколько бессвязный (без чёткого начала и конца) рассказ о династии, которая Романовым предшествовала. Эта «доромановская» история где-то там, так далеко, что почувствовать настоящей живой связи практически невозможно. Всё как в школьном учебнике: один князь сменяет другого, дежурными, заезженными фразами перечисляются его многочисленные заслуги, значимость для истории — а затем всё повторяется вновь по уже известной схеме.

Впечатления историка от выставки «Рюриковичи»

Единственный зал, пытающийся внести связность в этот рассказ, к самой династии Рюриковичей, как ни странно, имеет весьма косвенное отношение — он посвящен преподобному Сергию Радонежскому. Великий святой оказывается единственным реальным созидателем и собирателем земли русской: кроме него, никто из великих князей и царей не выражал так ясно уникальной сути русского духа, насквозь пронизанного и во многом сформированного восточным христианством.

Однако, раз промелькнув, идея о православии как основе «русскости» и русской идеи быстро снова сходит на нет. Выставка заканчивается пространным описанием противоречивой фигуры Ивана Грозного и «информационных войн» XVI века — мол, немецкое der Schreckliche и французское le Terrible искажают меткое русское народное определение.

Отсутствие общей темы выставки, которая связывала бы набор исторических фактов в единую концепцию, не спасают даже отличные цитаты из работ классиков исторической науки и современных историков. В отличие от прекрасной предыдущей выставки «Рюриковичи» не собирают камни рассеянного исторического сознания, а аккуратно раскладывают их стройными красивыми рядами.

Жаль, что этого недостаточно.

Сергей Вячеславович ПеревезенцевКомментирует Сергей Вячеславович Перевезенцев, доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова:

Мне кажется, рецензия Николая Щипкова на выставку «Моя история. Рюриковичи», несомненно, имеет право на существование, тем паче, что она вполне доказательна, логична, толково написана, но тем не менее, на мой взгляд, несколько максималистская. Впрочем, в студенческие годы я и сам был такой: помню, как мы, студенты-историки, рьяно критиковали книгу Ф. Нестерова «Связь времен», причем на встрече с самим автором и за какие-то небольшие фактические ошибки, недочеты, даже за собственное его, авторское, мнение. А теперь я понимаю, насколько мы были неправы в той своей студенческой рьяности!

Выставка «Рюриковичи» все же не настолько плоха, тем более, что в ней есть одна важная линия, которая последовательно проводится через всю многовековую историю России — духовное взросление нашего народа в ходе его исторического бытия. Потому и центральный зал посвящен преподобному Сергию, ибо явление Русскому миру преподобного Сергия Радонежского есть главный контрапункт всей отечественной истории. Он — духовный наставник и небесный покровитель всего нашего народа на все времена, он — молитвенник за наш народ. Это и есть главная идея выставки: Русь-Россия созидалась православным духом. Иначе говоря, выставка предлагает посетителям не знакомство с редкими артефактами (для этого есть музеи), но очень серьезный разговор о смыслах — о смысле истории, смысле бытия, смысле тех или иных исторических явлений. Поэтому я с Николаем не соглашусь — концепция выставки вполне ясная и понятная.

Конечно, как историк, я вижу многие недостатки: некоторая зауженность и одноплановость трактовок тех или иных событий, фактов; несколько тенденциозный подбор тех же фактов, чтобы они укладывались в определенную концепцию и другие частности. Но ведь выставка «Рюриковичи» — это и в самом деле «интерактивный учебник», следовательно, изначально предполагает упрощенную интерпретацию истории, как в любом ином учебнике. Однако недостатки вполне компенсируются иными качествами: любовью к русской истории, к Отечеству, к духовной традиции, гордостью за родную историю, искренним сопереживанием горестям и радостям, испытанным нашим народом за свою тысячелетнюю историю. Именно этого так не хватает нынче нашим современникам! И именно поэтому на выставку каждый день такие огромные очереди (сам видел, как за 15 минут образовался длиннющий «хвост»). Значит, такой подход востребован сегодня, очень востребован. Так что простим недостатки и порадуемся достоинствам! А Николая Щипкова я хочу поблагодарить за то, что он от этой выставки хочет еще большего, нежели она сейчас дает посетителям — это здорово, Николай, по-настоящему здорово!

Выставка «Моя история. Рюриковичи» продлится до 20 ноября. Сайт мероприятия: http://www.rurikexpo.ru/.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »