thezis_picmini290614

Игра в классику

Июн 30 • Культура, РубрикиКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Мария Разгулина

Мария Разгулина

Искусствовед, сотрудник отдела научно-просветительской работы Государственной Третьяковской галереи

В современном искусстве можно всё: провоцировать, отрицать, ломать, переиначивать, цитировать, комбинировать и даже сооружать инсталляции и устраивать перформансы прямо посреди музейного пространства. Но художники не перестают писать картины. Их продолжает завораживать пространство холста, на котором из небытия, из ничего рождаются целые миры. И хотя живут эти художники в XXI веке, это роднит их с теми, кто в Италии XV века точно так же брал кисть в руки и забывал обо всём на свете, опуская её в краску.

Дмитрий Жилинский знает о XV веке очень многое. Он был дружен с Владимиром Андреевичем Фаворским, книжным графиком и теоретиком искусства, соратником самого Павла Флоренского. В эпоху, когда советское искусство влекло к новому и неизведанному, эти двое обратились к истокам. Фаворский искал в форме целостность, а в пространстве — плоскость, такой вот он был чудак. Роль плоскости — это казалось странной темой для исследования, и Фаворского не понимали.

На самом деле у этой теории было больше будущего, чем у самого смелого футуризма. Это потом уже современное искусство, которое мы зовём contemporary art, будет интересоваться прошлым и цитатами. А в 1960-е в советской стране едва ли не один Жилинский понял всю перспективность такого подхода. И написал своих «Гимнастов СССР» в белом, почти силуэтами на фоне красного ковра, и развернул пространство на нас, как отвыкли делать художники уже с XVI века. Этим он заслужил похвалу Фаворского.

Жилинского и дальше будут интересовать не современные ему течения, не поиски натурности, а цельность формы, выстроенность пространства и образы, населяющие картины с тех самых пор, как только появилось само понятие картины. Так искусство Жилинского, хотя это всего лишь живопись, а не видеоарт и даже не хэппенинг, стало весьма концептуальным и самым что ни на есть современным.

Современное искусство любит играть со своим зрителем, подкладывая ему ребусы и предлагая загадки. Такими замаскированными цитатами полна и живопись Жилинского. Игра становится своего рода проверкой на знание классики — узнаем ли мы в картине нашего современника цитату из итальянского кватроченто?

Жилинский, как хороший кулинар, добавляет всего понемногу: итальянских мастеров XV века, Северное Возрождение, вполне советское содержание и старые формы. Пишет он по старинке, темперой или масляной краской. Плотная живописная текстура, почти как у старых мастеров. Вместо рефлексов, которые ещё со времён импрессионистов принялись уничтожать целостность предмета, у Жилинского — контур и обобщённое цветовое пятно. Простота и ясность, присущая раннему Возрождению. Даже выбор формата нарочито традиционен: художник любит триптихи, хотя мода на них осталась далеко в XV веке.

Д. Жилинский. На новых землях. 1967 г.

Д. Жилинский. На новых землях. 1967 г.

«На новых землях» — так называется его триптих 1967 года из коллекции Государственной Третьяковской галереи. Название вполне логичное — в советской стране уже взялись осваивать целину, и полные энтузиазма молодые рабочие наводнили и кинематограф, и изобразительное искусство. Но и трёхчастная форма намекает нам на итальянский Ренессанс, и живописная манера вежливо напоминает о Флоренции XV века. Лужайка, на которой расположилась группа в центральной части триптиха — ни дать, ни взять зелёный луг под ногами боттичеллиевской Флоры из его картины «Весна», даром что вместо нимф и граций усталые рабочие. А звучание синего, красного и белого на тёмно-зелёном любили и Боттичелли, и Паоло Уччелло.

Сандро Боттичелли. Весна. 1482 г.

Сандро Боттичелли. Весна. 1482 г.

Паоло Учелло. Охота в лесу. Ок. 1460 г.

Паоло Учелло. Охота в лесу. Ок. 1460 г.

Строящийся дом слева и его деревянные конструкции воскрешают в памяти штудии, связанные с построением пространства и разработкой прямой перспективы у итальянских мастеров XV века. Перекрещивающиеся деревянные балки и фронтон домика на заднем плане — всё это так же выстроено и проанализировано, как перспективное сокращение руинированного хлева в «Поклонении волхвов» Сандро Боттичелли, ныне хранящемся в вашингтонской Национальной галерее.

Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. 1481-1482 г.

Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. 1481-1482 г.

В правой части триптиха — семья в недавно отстроенном доме, дверь которого предусмотрительно открыта, чтобы дать нам увидеть пейзаж. Здесь уже напрашивается сравнение и с северным Возрождением и, например, с Яном ван Эйком, которого Жилинский очень ценит. В его «Мадонне канцлера Ролена» окно становится границей между внутренним пространством и пейзажным фоном, в котором вся изощрённость ван Эйка-колориста служит для передачи свето-воздушной перспективы. У Жилинского не столь изысканный и проработанный пейзаж, но приём схож и цитирование явно присутствует.

Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. Ок. 1435 г.

Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. Ок. 1435 г.

Проверка на знание классического искусства всегда подспудно присутствует у Жилинского. В эпоху, когда из мастеров Возрождения все помнят разве что да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, Пьеро делла Франческа — выбор неочевидный. Итальянский художник XV века славился почти скульптурной монументальностью форм. Именно на него ссылается Жилинский, когда пишет портрет композитора Свиридова для Московского Международного Дома Музыки. Как и в портрете Федериго да Монтефельтро делла Франчески, разворот модели — в профиль. Чёткий силуэт читается на фоне пейзажа, и теряющийся в голубоватый дымке среднерусский ландшафт неуловимо схож с мягкими холмами и рекой в окрестностях Урбино. Но довершает сходство надвинутый на лоб берет композитора Свиридова. Его гордые очертания на фоне светлого неба, подозрительно напоминающие головной убор герцога, — образец блестящего художественного остроумия.

Д. Жилинский. Портрет композитора Свиридова. 2002 г.

Д. Жилинский. Портрет композитора Свиридова. 2002 г.

Пьеро делла Франческа. Портрет Федерико да Монтефельтро (фрагмент т.н. Урбинского диптиха). 1472 г.

Пьеро делла Франческа. Портрет Федерико да Монтефельтро (фрагмент т.н. Урбинского диптиха). 1472 г.

Можно было бы сказать, что и сам Жилинский в «Автопортрете в Испании» 1991 года похож на другую модель Пьеро делла Франчески, Сигизмондо Малатеста. Но тогда пришлось бы допустить, что и стрижётся Жилинский «под Малатесту», что было бы непростительной вольностью с нашей стороны.

Д. Жилинский. Автопортрет в Испании. 1991 г.

Д. Жилинский. Автопортрет в Испании. 1991 г.

Пьеро делла Франческа. Портрет Сигизмондо Малатеста. 1451 г.

Пьеро делла Франческа. Портрет Сигизмондо Малатеста. 1451 г.

Пожалуй, только однажды Жилинский решился на почти прямое цитирование. Взглянув на «Молодую семью» 1980 года не вспомнить «Портрет четы Арнольфини» ван Эйка невозможно. Молодые супруги в интерьере дома, где даже расположение досок на полу заботливо повторяет перспективные упражнения мастера северного Возрождения. Жест их рук, объединяющий две фигуры в единую композицию, — всё это повторено Жилинским. Пожалуй, только отсутствие церемониальной чопорности отличает молодую советскую семью, хотя супруга и отводит скромно взгляд.

Д. Жилинский. Молодая семья. 1980 г.

Д. Жилинский. Молодая семья. 1980 г.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434 г.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434 г.

Ряд сравнений можно было бы пополнять, вспоминая и «Воскресный день», и «Под яблоней». Жилинский продолжает играть со своим зрителем, зашифровывая всё новые ребусы в собственных картинах, как послание в бутылке, и комбинируя цитаты. Подтверждая в очередной раз, что современное искусство не обязательно должно ниспровергать устои, но может быть увлекательным и сложным. И непременно — театральным и ироничным, превращаясь зачастую в игру. В случае Дмитрия Жилинского — игру в классику.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »