Икону «Богоматерь Боголюбская» после 100-летней реставрации можно увидеть в центре имени Грабаря

Икону «Богоматерь Боголюбская» XII века можно увидеть после 100-летней реставрации

Фев 1 • КультураКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5,00 out of 5)

ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря совместно с Государственным Владимиро-Суздальским музеем-заповедником открыл экспозицию, посвященную итогам многолетней реставрации уникального памятника древнерусской иконописи, древнейшей отечественной реликвии — иконы «Богоматерь Боголюбская», написанной в XII веке.

Общий вид иконы, 2016 г.

Общий вид иконы, 2016 г.

Реставрация шедевра была начата в 1918 году Игорем Грабарём и длится уже почти столетие. Изначально она была нацелена на решение двух основных задач: сохранение на тот момент фактически утраченного памятника и раскрытие авторской живописи XII века. Дело в том, что за 858 лет своего бытования икона претерпела более 20 вмешательств (в среднем памятники древнерусской живописи поновляют и переписывают 3-4 раза) и многократно находилась в условиях, драматично сказавшихся на ее сохранности (в том числе, в 1722 году длительное время была под завалами обрушенной церкви). В результате всего пережитого памятник иконописи фактически превратился, по выражению ближайшего соратника Игоря Грабаря Александра Анисимова, в «археологическую руину», а авторская живопись оказалась «закованной» многократными поздними записями.

Общий вид иконы, 1918 г.

Общий вид иконы, 1918 г.

Лик иконы, 1918 г.

Лик иконы, 1918 г.

После снятия оклада, из архива ГТГ

После снятия оклада, из архива ГТГ

По словам Александра Горматюка, проводившего исследования и научно-реставрационные работы в период с 2009–2016 гг., «процесс раскрытия осложняли не только многочисленные позднейшие вмешательства, но и своеобразие авторского красочного слоя, особенно его необычайная тонкость на лике». Задача выведения древнего памятника из аварийного состояния порой ставила в тупик и опытных реставраторов; для разрешения спорных вопросов и неординарных проблем привлекались новейшие методы из области высокоточного машиностроения и медицинской диагностики.

Благодаря совокупной и последовательной работе нескольких поколений реставраторов, развитию реставрационных методик и появлению новых технических возможностей, удалось не только сохранить икону, но и освободить оставшуюся авторскую живопись от многовековых поновлений.

Икона в процессе реставрации, до раскрытия авторской живописи, 2009 г.

Икона в процессе реставрации, до раскрытия авторской живописи, 2009 г.

Сейчас подлинник иконы находится в реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в специально оборудованном помещении, с особым микроклиматом и современными приборами контроля. В настоящий момент доступ к ней имеют лишь двенадцать человек из числа научных сотрудников. Искусствоведам и реставраторам предстоит как минимум два года тщательного мониторинга состояния памятника после реставрации. Лишь убедившись, что состояние иконы стабильно и ее сохранности ничто не угрожает, специалисты начнут подготовку к ее экспонированию. На выставке в Центре имени Грабаря представлена высококачественная репродукция иконы после реставрации в натуральный размер.

Лик иконы, 2016 г.

Лик иконы, 2016 г.

Посетителям будет представлена реконструкция иконы, на которой восполнены фрагменты авторской живописи, утраченные на подлиннике, удалены следы позднейших сюжетных дополнений. Это дает возможность увидеть первоначальный замысел автора XII века, существенно отличающийся от традиционной, сложившейся в более поздний период иконографии образа Богоматери Боголюбской. Дополняют экспозицию уникальные фотографии и редкие документы из архивов ГЦХРМ-ВХНРЦ, Государственной Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Выставка проходит c 28 января по 26 февраля в выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Образ Боголюбской иконы знаменует важную веху в истории российского государства. В середине XII века (около 1158-1163 гг.) благоверный великий князь Андрей Георгиевич, предвидя крах Киевско-Новгородской Руси, решил перенести столицу из увядающего Киева в Ростово-Суздальскую Русь — предтечу Московского царства.

Церковное предание гласит, что на подъезде к городу Владимиру лошади княжеского поезда встали, и, как их ни понукали, они не сдвинулись с места. Князь разбил здесь шатер, улёгся на ночлег, и ночью было ему явление самой Царицы Небесной.

Князь Андрей, получивший прозвище Боголюбский, повелел написать икону, изобразив Пречистую Деву такою, какой Она ему явилась в ту ночь. На месте явления Богородицы князь Андрей построил свою резиденцию, монастырь с церковью, а поодаль на заливных лугах — церковь Покрова Богородицы на Нерли.

В ЧЕМ УНИКАЛЬНОСТЬ ЭТОЙ ИКОНЫ?

Икону «Богоматерь Боголюбская» XII века можно увидеть после 100-летней реставрацииСветлана Евгеньевна Мельникова, генеральный директор Государственного Владимиро-Суздальского  музея-заповедника:

«Вспомним, сколько у нас осталось памятников домонгольского периода? Единицы. Иконы, конечно, были, их в большом количестве привозили из Византии. Особое значение этого памятника состоит в том, что, во-первых, это икона, которая родилась на русской земле. На кипарисовой доске, написанная, вероятно, византийским мастером (мы никогда не сможем точно ответить на этот вопрос) — но эта икона уже русская. И эта Богоматерь, если можно так сказать, уже смотрела на мир русскими глазами.

Эта икона связана с удивительным периодом русской истории, когда князь Андрей Боголюбский принимает судьбоносное решение: понимая, что Киев, который раздирают внешние и внутренние противоречия, теряет свое значение как центр земли русской, он,  втайне от отца взяв знаменитую икону «Богоматерь «Умиление» (впоследствии названную Владимирской), отправляется в Ростовскую землю. И на этом пути случается чудо: лошади останавливаются, и князь понимает, что это предзнаменование. Он разбивает палатки, и ночью ему является Богородица, которая говорит о том, что икона, которую он вывез из Киева, должна жить во Владимире. С этой целью Андрей Боголюбский построил в этом городе чудный Успенский собор.

Князь заказал неизвестному мастеру изобразить Богородицу такой, какой Она ему явилась в ту ночь, чудесным образом показав, что Она берет эту землю под свое великое покровительство. Так родилась удивительной красоты икона, ставшая символом России. Так рождается новый центр, так появляется новая столица, которая впоследствии сыграла решающую роль в формировании государства Российского. Один из первых исследователей иконы, Никодим Кондаков, ровно 100 лет назад сказал: «Это русско-византийский памятник. Этим все сказано». Это та самая ниточка, связывающая исторически и духовно Византию и Русь». Это символ, который питал, сохранял, давал мужество и надежду почти девяти поколениям россиян. Это символ России — по-другому не скажешь».

Икону «Богоматерь Боголюбская» XII века можно увидеть после 100-летней реставрацииАлександр Анатольевич Горматюк, кандидат искусствоведения, художник-реставратор высшей категории ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря:

«Первоначальной задачей реставрации было выведение иконы из аварийного состояния. Икона находилась в страшном состоянии, был серьезный риск ее утраты. Первоначально наши усилия были направлены на поиск методов укрепления этого сложного памятника, чтобы спасти то, что есть. Постепенно исследования привели нас к тому, что это можно сделать только при помощи удаления части поздних наслоений. Это побудило сделать следующий шаг: удалить эти наслоения. Так была открыта более древняя, первоначальная живопись XII века — сначала одежды Богородицы, а затем нам открылся Ее лик. Это было, наверное, самым удивительным событием современного музейного, реставрационного мира, потому что это ожидали увидеть первые исследователи иконы еще в начале XX века. Они были глубоко разочарованы, наткнувшись на более поздние напластования, которые, по их мнению, говорили о том, что первоначальный вид иконы не сохранился, что он утрачен безнадежно.

Икона пережила около 20 поновлений, и практически каждое из них заканчивалось прописыванием иконы. Постепенно менялся рисунок, цвет, появлялись новые детали, и каждый слой визуально и колористически менял весь строй иконы. На выставке представлены фотографии, на которых видно, что, например, под синим цветом находится красный. Каждый иконописец так или иначе старался сохранить первоначальный образ, но в силу условий времени, в силу каких-то своих эстетических представлений он неизбежно менял и корректировал предыдущий облик иконы.

Можно ли сказать, что они навредили иконе? Тут нельзя однозначно говорить, что что-то было сделано плохо. Например, появление парафиновых и других вставок на иконе тоже связано с определенной традицией. Какой? Икона большую часть своего существования находилась в Боголюбском монастыре. В то время не было научного подхода к процессу реставрации. Воск в то время — это мера, которая способна хоть в какой-то мере удержать живопись. На тот момент это сделать удалось, а негативно на первоначальном слое живописи это стало сказываться позднее. Тем не менее, надо сказать, что многие иконописцы, поновлявшие икону, обладали очень высоким уровнем профессионализма. Например, если обратиться к древнерусским памятникам, содержащим руководство по поновлению икон, то мы увидим подробнейшее и очень точное описание этих процессов, напоминающих процесс работы современных реставраторов. Фактически, мы сейчас работаем над тем же самым, только на новом уровне.

С 1918 года с этой иконой работало 5 поколений реставраторов, и они не только делали все возможное, что было в их силах в существующих условиях, но и давали следующему поколению двигаться дальше, аккумулируя результаты работы предыдущего периода. Ведь, помимо прочего, это еще и очень обширная икона, в ней просто можно потеряться. Тем не менее, работа нескольких поколений реставраторов позволила получить результат, который мы видим сегодня.

Отсутствие подлинника иконы на выставке является ее интригой. Мы говорим о результатах столетней реставрации иконы, но на выставке представлена только копия реконструкции — то, какой икона могла бы быть. Это связано еще и с тем, что событие это столь важное, что было важно донести до широкого круга людей, любителей живописи и почитателей икон, что происходит с одной из самых почитаемых икон России — Богоматери Боголюбской. Сейчас ведь порой создается даже некая мифология: ходят слухи, что икона утрачена, что она заново переписана, — каждый развивает свою версию. Мы хотим показать, что реставрация — это очень сложный и трудоемкий процесс, часть его завершена, а дальше последует осторожное наблюдение за иконой в нынешнем состоянии и подготовка ее к тому, чтобы через какое-то время она без стресса увидела свет. Пока что период наблюдения определен в 2 года. Быть может, неслучайно, что икона сама открылась сейчас, что это произошло именно в этот момент.

Что касается ее места в древнерусской художественной традиции, то здесь мнения расходятся. У нас было общение с именитыми искусствоведами, например, Ольгой Сигизмундовной Поповой, которая, обсуждая этот вопрос, пошутила: «Делайте что хотите, но из Византии я ее не отдам». Но у меня все же несколько другое мнение: те детали и те факты, которые открылись в процессе последней реставрации, действительно позволяют осуществить некоторый пересмотр места этой иконы в древнерусской живописи. На нынешней выставке представлена, может быть, одна сотая тех материалов, которые были открыты в ходе реставрации, а большая часть требует дополнительного освещения, подготовки публикаций и нового осмысления.

Для меня домонгольская живопись связана с каким-то космическим монументализмом — настолько это величаво, возвышенно. Это ощущение действительно неземного, переданное через сам образ, через художественные средства. В дальнейшем происходит некоторое «скатывание» к любованию, к эстетизму. Даже живопись Дионисия, продолжателя традиций Андрея Рублева, представляет собой очень сложную эстетическую концепцию, а уже о XVII веке и Симоне Ушакове и говорить не приходится».

Елизавета Новикова, редактор научно-методического отдела ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря:

«У русского искусства всегда была глубинная связь с византийским искусством, особенно с иконописью. Если мы посмотрим на икону «Богоматерь Боголюбская», то увидим, что она очень похожа своим ликом на «Богоматерь Владимирскую», которая была написана греческим мастером в Константинополе в XII веке.

Домонгольская живопись на Руси совершенно самодостаточна, она яркая, у нее столь же роскошные и изысканные формы, как и у греческой живописи, которая, с одной стороны, была ей современна и, с другой, была ее родовым источником. Но из-за монгольского нашествия исчезли очень многие традиции декоративно-прикладного искусства, и икон стали писать намного меньше. Стиль икон тоже поменялся: он стал выражать не  константинопольские традиции, а в большей степени местные, русские. Тот стиль, к которому, собственно, принадлежит и икона Богоматерь Боголюбская, условно называется комниновским, по имени правящей династии Комнинов, и отличается особой утонченностью, аристократичностью.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »