Как менялась детская мода в России

Как менялась детская мода в России

Авг 4 • Авторская колонкаКомментарии (3)

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Практически все родители в наше время хотят нарядно одевать своих детей. Производители модной детской одежды изо всех сил стремятся угодить придирчивым мамам и папам: витрины магазинов модной одежды буквально пестрят многообразием детских нарядов, среди которых можно найти и яркие штанишки любой длины, и ажурные платьица на любой вкус и цвет, и яркие футболочки и даже строгие костюмы. Современные родители обладают уникальной возможностью — выбором. Почему же уникальной? Потому что подобный выбор среди огромного разнообразия детской одежды был не всегда.

КАК ВЗРОСЛЫЕ

Буквально два с половиной века назад в Европе и России детской одежды как самостоятельного направления в моде не существовало. То есть дети одевались так же, как и взрослые. Длина платьев, декольте, напудренные парики: детская мода была точной уменьшенной копией взрослых уборов.

Д. Веласкес, Инфант Дон Карлос. Музей Прадо, Мадрид.

Д. Веласкес, Инфант Дон Карлос. Музей Прадо, Мадрид.

Г. Терборх, Портрет Елены фон дер Шеке. Государственный музей, Амстердам.

Г. Терборх, Портрет Елены фон дер Шеке. Государственный музей, Амстердам.

Появление самостоятельного направления моды — детского костюма — исследователи связывают с самыми разными причинами, в частности, например, с воспитательными идеями, высказанными Жан-Жаком Руссо  в трактате «Эмиль, или О воспитании», который вышел в свет во второй половине XVIII в. В этом произведении Руссо рассуждает о ценности периода детства, говорит о том, что тугое пеленание младенцев и ношение жесткого детского корсета вредно для здоровья. Эта мысль ученого и стала основой для создания первых образцов детской одежды.

Как менялась детская мода в России

Интересный факт: как известно, императрица Екатерина II была большой поклонницей просветительских идей Ж.-Ж. Руссо и, прислушавшись к его мнению о вреде корсетов и громоздкой одежды для детей, сконструировала для своего любимого внука Александра I собственный вариант детской одежды — нечто похожее на комбинезон. Таким образом, Екатерина II, по существу, была первым дизайнером детской одежды в России.

Первый детский костюмчик, о котором сохранились сведения, был придуман в Англии в 1770–1780-е гг. и получил название «скелетон» («skeleton suit»). Состоял он из коротенькой курточки, поверх которой пристегивались длинные штанишки — так, что, по мнению Ч.Диккенса, «создавалось впечатление, будто ноги у мальчика растут прямо из подмышек».

Костюм для мальчика скелетон. Россия, начало XIX в.

Костюм для мальчика скелетон. Россия, начало XIX в.

Вероятнее всего, нечто подобное сконструировала и Великая императрица, но, к сожалению, сие творение до наших дней не дошло.

В отношении костюма для девочек мода оказалась гораздо более консервативной. В связи с распространенным в то время понятием о подчиненном положении женщины и о том, что смысл ее существования — замужество и последующая семейная жизнь, девочка с самых юных лет должна была уметь нравиться и привлекать к себе внимание. А, по мнению того же Руссо, «…материальная сторона искусства нравиться заключается в наряде…».  Поэтому, в то время, как мальчики уже щеголяли в более-менее удобном «скелетоне», девочки по-прежнему «наслаждались» мертвой хваткой корсета, сделанного из китового уса.

МОДА «ЖЕЛЕЗНОГО» ВЕКА

В течение последующих ста лет детская одежда все более и более упрощалась в соответствии с принципом «свободы движения» и, наконец, к концу XIX века детская мода окончательно оформилась в самостоятельную отрасль и достигла своего наивысшего расцвета.

Интересным является тот факт, что в России вплоть до начала Первой мировой войны маленькие дети в возрасте до четырех лет одевались в платья независимо от своего пола. Такие платья, принадлежавшие детям из императорской семьи, сейчас можно увидеть в коллекции Государственного Эрмитажа.

Платье для грудного младенца из собрания Эрмитажа, 1904 г.

Платье для грудного младенца из собрания Эрмитажа, 1904 г.

По достижении ребенком четырехлетнего возраста его одевали в универсальный «матросский» костюм. Этот костюмчик появился в Европе и России в середине XIX века и остается модным и популярным до сих пор. Существует несколько гипотез о происхождении костюма этого типа: по наиболее правдоподобной  из них, особую популярность он приобрел после того, как английская королева Виктория нарядила в матроску своего сына, принца Уэльского, чтобы подчеркнуть связь монархии с военно-морским флотом. К 1860-м годам эта английская мода пришла на континент и в течение следующих двадцати лет приобрела массовый характер. С середины XIX  века костюмчики-матроски носили мальчики из семей с разным уровнем достатка, начиная с  трехлетнего возраста и до периода юношества. Помимо синих и белых цветов для матросок употребляли и темно-красные в сочетании с белым. Обязательными были галстук и изображение якоря. Из всех мальчиков, когда-либо носивших матроску, самым известным в истории России остался цесаревич Алексей.

Цесаревич Алексей Николаевич на палубе яхты "Штандарт", 1910-е гг.

Цесаревич Алексей Николаевич на палубе яхты «Штандарт», 1910-е гг.

Матросский костюм стал универсальным потому, что наравне с мальчиками его вскоре начали носить и девочки. Девичий костюм состоял из строгого матросского жакета и плиссированной юбки, а также коротеньких платьиц с отложным «матросским» воротником. К такому костюму полагалась либо бескозырка с ленточками, либо широкополая соломенная шляпа с низкой тульей. Девочка в «матросском» костюмчике выглядела очень привлекательно и, вместе с тем, скромно.

Наследник Алексей Николаевич и его сестры великие княжны в матросских костюмах, 1906 г.

Наследник Алексей Николаевич и его сестры великие княжны в матросских костюмах, 1906 г.

Девочка в матроске. Россия, 1887 г.

Девочка в матроске. Россия, 1887 г.

Морская тема в одежде, причем как в детской, так и во взрослой сохраняется до сих пор. Причина необыкновенной популярности таких костюмов в том, что в  матроске соединились удобство, функциональность и элемент романтики. Интересен тот факт, что с конца XIX века и до сегодняшнего дня матроска — распространенный вид школьной формы для девушек в Японии. Ввела такую моду ректор университета Fukuoka Jo Gakuin Элизабет Ли. Она, будучи еще юной девушкой, училась по обмену в Великобритании и была восхищена удобством и красотой формы британского Королевского флота того времени.

Школьная форма в Японии

Школьная форма в Японии

Матроска была самым популярным, но не единственным костюмом для мальчиков. Также с конца XIX века в России был распространен бархатный костюмчик «паж»: «Жаркий, жгучего бархата, костюм мальчика. Мальчик, которого так одевают, называется паж», — вспоминает Марина Цветаева. Состоял такой костюмчик из бархатной курточки и панталон, дополнялся отложным кружевным  воротником и носился с высокими чулками. В Европе такой костюм носил название «маленького лорда Фаунтлероя» — в честь главного героя повести Ф.Э. Бернетт.

Мальчик в нарядном костюме "паж". Россия, 1898 г.

Мальчик в нарядном костюме «паж». Россия, 1898 г.

Обращаясь к описанию модных нарядов для девочек, актуальных и в наши дни, следует упомянуть платье фасона «принцесса». Свое название фасон получил в честь принцессы Александры Датской — будущей королевы Англии. Этот фасон сегодня остается популярным в свадебной моде, а также в длинных вечерних нарядах. Но если во взрослой моде платье всегда имело длинную юбку, то в детской, напротив, юбка едва доходит до колена. Единственная общая деталь, присутствующая и в платьях мамы и в платьях дочки — это заниженная талия, причем в детских платьях заниженная линия талии подчеркивалась широким кушаком или лентами, завязанными сбоку в бант.

Фасон "принцесса". Фотооткрытка конца XIX - начала XX вв.

Фасон «принцесса». Фотооткрытка конца XIX — начала XX вв.

МЕТАМОРФОЗЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

Современная нам детская мода очень красочна, можно сказать, даже чересчур. Яркие насыщенные цвета и самые причудливые цветовые сочетания стали нормой в детской моде последних лет. Считается, что ребенок лучше себя чувствует в цветных костюмчиках, нежели в бледных или темных. В начале XX века, напротив, девочек любили наряжать в белое. Помимо того, что этот цвет во все времена считался цветом чистоты и невинности, он великолепно сочетается с ровной и свежей детской кожей. Легкие белые платьица из батиста и хлопка, принадлежащие девочкам из обеспеченных семей можно увидеть в коллекции Государственного исторического музея.

Платье летнее детское, 1900-е гг. Ныне находится в собрании ГИМ.

Летнее детское платье, 1900-е гг. Ныне находится в собрании ГИМ.

Интересно, что в ту же эпоху в Англии девочки из аристократических семей также носили батистовые платья светлых тонов, украшенные вышивкой белой гладью — вероятно, российская мода на такие платья пришла как раз оттуда.

В начале 1910-х гг. вновь намечается тенденция «овзросления» детской моды. Многие фасоны и ткани, бывшие в обиходе у взрослых, становятся элементом детского гардероба. В годы Первой мировой войны ужесточился режим экономии, и даже в богатых семьях были вынуждены перешивать и переделывать детские платья, удлиняя юбочки и дополняя их кокетками.

После большевистского переворота в России, в связи с национализацией промышленности, в частности швейных фабрик, ткани и готовые детские вещи были в дефиците, что вынуждало родителей перекраивать детскую одежду из поношенной взрослой. В Стране Советов дети перестали быть ангелочками, они превратились в младших товарищей (исключением был короткий период НЭПа). Одежда детей находилась под строгим контролем учебных заведений. Блеклая, сдержанная одежда была призвана  поддерживать социальную идею о всеобщем равенстве. Одинаковость костюмов для детей привела к тому, что донашивать их после старших братьев стало привычным делом малышей. В этот период уже не было речи ни о какой моде: прекрасные модели детской одежды оказались забытыми, а детская мода пришла в упадок, в котором и находилась вплоть до развала СССР.

Форменная детская мода СССР

Форменная детская мода СССР

Форменная детская мода СССР

Форменная детская мода СССР

После развала Советского Союза российскую детскую одежду полностью заменили китайские и турецкие товары. Детскую моду 90-х годов все хорошо помнят: это синтетические кофты и лосины всех цветов радуги, теплые разноцветные вещи из ангорки, перенасыщенный декор любого вида одежды.

Как менялась детская мода в России

После кризиса 1998 года многие семьи экономили на покупке одежды и обуви, так как дети из них быстро вырастали. Можно с полным правом утверждать, что возрождение российской детской моды после советского периода началось только в XXI веке. Какой она будет — интереснейший вопрос, ответ на который даст время.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

  • Jane Samsonova

    Очень интересно!

    • Thezis

      Мы рады :)

  • Марина

    Странно, никогда не задумывалась над тем, что детской моды когда-то не было вовсе. А наша Екатерина, вообще можно сказать, первый дизайнер детской одежды. Любопытно.

« »