Постимпрессионисты. Тулуз-Лотрек, Ван Гог, Гоген

Постимпрессионисты. Тулуз-Лотрек, Ван Гог, Гоген

Июл 15 • Темы неделиКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Постимпрессионисты. Поль СезаннМы продолжаем начатый в прошлом материале разговор о коллекции постимпрессионизма в ГМИИ им. А.С. Пушкина с сотрудником музея, лектором-искусствоведом Яной Певень.

АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК

Анри де Тулуз-Лотрек — ещё один гениальный художник-одиночка из плеяды постимпрессионистов. Он происходил из аристократического рода, ведущего свою генеалогию со времен Карла Великого, и, видимо, страдал генетической болезнью из-за близкородственных браков, которые заключались в его семье. После нескольких переломов в юности у него перестают расти ноги; уже во взрослом возрасте рост художника не будет превышать 152 сантиметра; кроме того, у Лотрека были проблемы с речью — говорил он очень невнятно. Блестящая будущность, которую прочила ему семья, — жизнь, полная развлечений, балов, охоты и других аристократических занятий, была закрыта для Лотрека из-за его физической неполноценности. Для своего отца он фактически не существовал.

Художник ясно осознавал собственную непривлекательность и еще во время ученичества любил рисовать мелкие недостатки внешности, например, морщины или бородавки, пытаясь утрировать их и довести до гротеска. Отчасти поэтому он так симпатизировал миру социальных низов, где от него не требовалось сохранение лица, где он мог не стесняться своего некрасивого облика. Некоторое время он даже жил в одном из публичных домов, в среде опустившихся людей. Среди певичек, танцоров кабаре и посетителей злачных мест Лотрек чувствовал себя гораздо более комфортно, чем среди людей высшего света, к которому он принадлежал по рождению. Фактически, он был обречён на трагичную судьбу и не получил при жизни признания: очень ценились его афиши и другие графические работы, тогда как живопись вызывала неприятие современников.

Тулуз-Лотрек. Мулен Руж, Ла Гулю. 1891 г.

Тулуз-Лотрек. Мулен Руж, Ла Гулю. 1891 г.

Среди всех художников-импрессионистов Анри Тулуз-Лотрек особенно выделяет Дега. Как и для Дега, для Лотрека была очень важна композиция, опирающаяся на изучение японской гравюры. Пространство на его полотнах «вздыбленное», с очень резкими ракурсами, важную роль играет линия, контуры, которые он заполняет локальным цветом, либо закрашивает выразительными штрихами.

Как и Дега, Лотрека интересовал не столько пейзаж, сколько человек и движение. Но Дега интересовало движение как таковое, для него было непринципиально, рисовать ли лошадей или танцовщиц. У Лотрека несколько иначе: он обращается к миру маргиналов ради поиска сюжетов и передачи эмоционального состояния своих моделей. Иногда, например, он изображал танцоров «Мулен Руж» яркими и эффектными, а иногда в тех же моделях он изображает желание закрыться от мира. И если у Ван Гога эмоциональная составляющая проявляется скорее через цвет, через сами подвижные живописные мазки, то у Лотрека в этом задействован сюжет. Если Дега выступает в своих картинах как сторонний наблюдатель, то Лотрек сопереживает своим персонажам.

Тулуз-Лотрек. Марселла Лендер, танцующая болеро в кабаре Шильперик. 1895 г.

Тулуз-Лотрек. Марселла Лендер, танцующая болеро в кабаре Шильперик. 1895 г.

Портрет певицы Иветт Гильбер, который находится в Пушкинском музее, производит впечатление незаконченной работы, поскольку Лотрек часто писал свои картины не на холстах, а на картоне. Цвет и фактура картона для него становились иногда фоном, иногда просто важным элементом произведения как такового.

Тулуз-Лотрек. Певица Иветт Гильбер в момент исполнения песенки LINGER, LONGER, LOO. 1894 г.

Тулуз-Лотрек. Певица Иветт Гильбер в момент исполнения песенки LINGER, LONGER, LOO. 1894 г.

Певица Иветт Гильбер исполняла отнюдь не оперные арии в Гранд-Опера, а песенки, близкие к шансону и предназначенные для более непритязательной публики, но мы, увы, не знаем, какой у нее был голос, поскольку в XIX веке еще не так часто делали записи песен. На картине платье певицы подчеркнуто белым контуром, очень подробно написано ее лицо, высвеченное искусственным светом. Иветт Гильбер показана в очень характерной позе, которую она, видимо, принимала во время исполнения своих песен: немного согнувшись вперед, положив голову на свои руки, обтянутые черными перчатками, широко раскрыв рот. Этот желто-зеленый цвет, который довольно часто встречался у Лотрека, а также ярко раскрашенный красным рот создают ощущение маски.

Кстати, у Лотрека есть серия литографий, посвященная Иветт Гильбер, и она там предстает отнюдь не красавицей, чему, конечно, сама певица была не очень рада. Однако парадокс состоит в том, что очень многие знаковые персонажи богемной жизни того времени (Джейн Авриль, Валентин Дезоссе (Бескостный), Аристид Брюан, Ла Гулю) остались в истории во многом благодаря тому, что сохранились их изображения, сделанные Тулуз-Лотреком.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ

Линия жизни

Как известно, у Ван Гога была необычная и трагическая судьба. С детства он отличался способностями к языкам, с 16 лет служил в художественно-торговой фирме, которую держали его родственники, и где он начал свое знакомство с произведениями искусства. Из-за своего вспыльчивого характера Ван Гог нигде долго не задерживался. Он был учителем, потом решил стать проповедником и готовился к экзаменам в богословскую школу. Экзамены он не сдал, но в то время можно было стать проповедником и без теологического образования. Для этого нужно было обладать, во-первых, знанием Писания, во-вторых, рвением, которого ему как раз было не занимать. И будущий художник становится миссионером.

Вообще, Ван Гог любую свою деятельность воспринимал как некое служение. Выбрав для себя весьма отдаленный приход в шахтерском городке, он полностью погружается в ту жизнь, которой живут местные рабочие: недоедает, спит на голом полу, чуть ли не физически себя истязает. Ван Гог проповедовал идеи всеобщего равенства, причем с такой силой, что даже немного отпугнул от себя прихожан. В итоге он был обвинен церковным начальством в религиозном фанатизме и отстранен от этой деятельности.

И тогда Ван Гог принимает решение стать художником. Фактически только за 10 лет до смерти он начинает рисовать, причем поначалу он именно рисовал, довольно долго не переходя к цвету. Особенно его интересовали социальные темы, он часто писал крестьян. Одним из ориентиров для Ван Гога был французский художник Жан-Франсуа Милле, работы которого он впоследствии часто копировал. Милле говорил сам о себе: «Я крестьянин и ничего больше», и эту его идею о труде как служении проповедовал отчасти и Ван Гог.

Ван Гог. Сеятель. 1889 г.

Ван Гог. Сеятель. 1889 г.

Например, живя в Гааге, Ван Гог вступил в связь с проституткой Син, у которой на тот момент был ребенок и она ждала еще одного. Ван Гог стремился создать подобие семьи с этой женщиной и рассматривал свой поступок как способ ее спасти, дать возможность вернуться к новой жизни. Впрочем, подобное самопожертвование не было поддержано ни его семьей, ни окружением.

Надо сказать, что отнюдь не все любят творчество Ван Гога: некоторые считают его безумцем. Существует много версий о характере заболевания художника, и можно назвать несколько вещей, поспособствовавших ее проявлению. Так, с самого детства ему была присуща вспыльчивость, он часто совершал эксцентричные, противоречащие правилам поступки. В юности он предпринял несколько неудачных попыток ухаживаний за вдовствующей родственницей, которая в испуге попыталась от него отстраниться. Брат Ван Гога Тео пишет в письмах сестре, как он радовался, когда Ван Гог приехал к ним в Париж, и как спустя короткое время понял, что жить с ним порой практически невыносимо. Тео мог уйти из дома, оставив Ван Гога в очень дружественной и располагающей беседе с приятелем, а вернувшись через короткий промежуток времени, застать их чуть ли не в состоянии драки. У Ван Гога действительно были резкие перепады настроения. Он стремился к людям, но при этом часто не умел контролировать себя и смягчать свои эмоции.

Еще одним фактором, способствовавшим болезни, было то, что Ван Гог, особенно после переезда на юг Франции, часто почти ничего не ел и одновременно постоянно пил абсент и кофе. Он осознавал, что доводит себя до состояния исступления, но, как художник писал в своих письмах, он «не достиг бы той яркости желтого цвета…, если бы чересчур берег себя»). Поэтому его образ жизни в принципе не располагал к какому-то душевному спокойствию. В отличие от других художников, Ван Гог не сильно бедствовал, потому что Тео обеспечивал ему вполне сносное содержание. Несмотря на то, что картины его почти не продавались, он мог позволить себе больше других художников-постимпрессионистов и вести более размеренный образ жизни. Но само общее мировосприятие толкало его на эксцентричные, сумасбродные поступки.

Ван Гог. Портрет доктора Феликса Рея. 1889 г.

Ван Гог. Портрет доктора Феликса Рея. 1889 г.

Ван Гог страдал приступами, которые, по всей вероятности, сопровождались слуховыми и зрительными галлюцинациями, возможно, манией преследования. Непосредственно во время приступов он не писал, его терзала тревога, и муза его покидала. Официальной версией смерти Ван Гога считается самоубийство, хотя на этот счет есть и сомнения. Поскольку художник прожил еще сутки после случившегося ранения, он, истекая кровью и слабея, все же успел поговорить с Тео и признаться, что сам выстрелил в себя из ружья. Но ружья не нашли. И из-за этого возникли версии, что возможно какие-то мальчишки случайно, играя, выстрелили в него, и для того чтобы их не наказали, Ван Гог, уже воспринимавший свою жизнь как нечто законченное, взял их вину на себя. Еще одна версия гласит, что это было самоубийство из альтруистических мотивов: Ван Гог знал, что финансовые дела Тео идут очень плохо и не хотел быть обузой для своего брата. Наконец, художник мог совершить самоубийство от отчаяния: он постоянно надеялся, что мучающие его приступы закончатся, но они повторялись и сводили его с ума. Так что версии есть разные, но я не вижу повода не верить самому Ван Гогу, поскольку в том состоянии, в котором он находился, он вполне мог это совершить. Хотя и версию о случайности трагедии исключать нельзя.

Творческие поиски

Свои работы Ван Гог писал очень быстро, в отличие, например, от Сезанна — порой по две картины в день. Иногда он не поспевал за своим вдохновением и потому даже не использовал кисти, а накладывал краску пальцами. Художник создал огромное количество работ, из которых сохранилось около 800 работ маслом, не говоря уже о графике. При этом он, естественно, писал с натуры, но находил и некоторое время на обдумывание работы: вначале он выбирал мотив, а потом возвращался к нему с красками, вследствие чего натура в его работах преображается. Он никогда не переписывал свои картины, а если его что-то не устраивало, то рисовал второй вариант того же самого мотива. В этом еще одно его отличие от Сезанна, который очень часто уничтожал свои работы.

Ван Гог. Море в Сент-Мари. 1888 г.

Ван Гог. Море в Сент-Мари. 1888 г.

У Ван Гога очень фактурная живопись. Он все дальше уходил от импрессионизма, пробуя передать нечто иное — внутренние переживания человека. Живопись Ван Гога — это своеобразный импрессионизм внутреннего мира, и это то, к чему будут потом стремиться экспрессионисты. Сам художник говорил, что своими картинами ему хотелось бы сказать нечто утешительное, например, мерцанием звезды выразить надежду или через сочетание двух цветов передать чувства двух влюбленных.

Что касается работ Ван Гога в Пушкинском, то все они высочайшего уровня. В коллекции всего 5 картин, но нет ни одной проходной работы. Очень интересной работой является картина «Красные виноградники в Арле». Долгое время она считалась единственной работой, проданной Ван Гогом при жизни; сейчас уже известно, что это не так. Художника очень интересовало солнце как таковое, причем не солнечное освещение, а именно солярный символ. Солнце — это, с одной стороны, то, что дарует жизнь, а с другой, то, что может и погубить. «Красные виноградники в Арле» действительно выглядят как пожар и пламень, занимающийся от поля. Передняя часть, напротив, фиолетово-синяя — своего рода пепел, оставшийся после пожара.

Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г.

Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г.

У Ван Гога очень интересный мазок. Мазком разной формы и разного размера писали импрессионисты, но мазок Ван Гога иной: он часто очень подвижный и напоминает штрих. То есть он часто рисует, а не пишет цветом, стремясь передать скорее внутреннее движение, движение психологического характера. В «Красных виноградниках в Арле», как и в других его произведениях, очень интересно выстроено пространство: оно показано как бы сверху, в некой сферической перспективе.

Другая очень интересная работа — это «Прогулка заключенных», которая является цветовым переложением гравюры одного из любимых художников Ван Гога Гюстава Доре.

Ван Гог. Прогулка заключенных. 1890 г.

Ван Гог. Прогулка заключенных. 1890 г.

Он добавил цвет, причем этот цвет достаточно депрессивный, разъедающий. Через цвет действительно очень многое можно передать. Даже у Пикассо в его «голубой» период этот цвет не будет таким тягостным, как это в картине Ван Гога «Прогулка заключенных». С другой стороны, в качестве мотива — очень узкое замкнутое пространство, восьмиугольник, колодец с высокими каменными стенами, уходящими вверх, куда практически не проникает солнце. Поэтому фигуры шагающих выполнены также  зеленовато-голубым цветом. И, безусловно, этот цвет передает ощущение одиночества, а в сочетании с мотивом — очень глубокую трагедию самого художника.

Одна из последних работ Ван Гога в собрании ГМИИ им. Пушкина —  «Дорога в Овере после дождя».

Ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя. 1890 г.

Ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя. 1890 г.

Она была исполнена в последние месяцы, когда Ван Гог уже переехал в Овер, ближе к брату, незадолго до смерти. Другая известная работа этого периода изображает грозовое поле с воронами. Вообще, позднее творчество Ван Гога очень неровное: иногда работы исполнены очень сильного трагизма, иногда они поразительно светлые, радостные, оптимистичные. «Дорогу в Овере после дождя» можно отнести скорее ко вторым, потому что сцена по своему колориту, ритму, убегающим вдаль бороздам полей скорее жизнеутверждающая, хотя там есть и нотка несовпадения, разлада, которую дают разнонаправленные движения лошадки и быстро несущегося поезда на дальнем плане.

ПОЛЬ ГОГЕН

Парижанин или полинезиец?

Судьба Гогена, как и судьба других художников-постимпрессионистов, весьма необычна. Парижский биржевой брокер, бросивший жену и пятерых детей и уехавший в Полинезию, чтобы заниматься живописью, создал оригинальные, ни на что не похожие работы, во многом повлиявшие на живопись XX века.

Гоген. AHA OE FEII? (А, ты ревнуешь?). 1892 г.

Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г.

Жизненные впечатления Гогена были очень богатыми: свое детство он провел с матерью в Перу, в юности служил матросом на корабле, который совершал поездки в Южную Америку. Гоген всегда стремился именно в южное полушарие: северная природа его интересовала мало, и о годах, когда он плавал в районе Норвегии, он практически не вспоминает. Затем, по протекции родственников Гоген делает хорошую карьеру, параллельно занимается живописью на любительском уровне, знакомится с импрессионистами, которым вначале стремится подражать.

Позже манера Гогена постепенно меняется. На него, как и на Дега, очень сильное влияние оказала японская гравюра. Во многом его самобытный стиль формируется еще в Бретани, хотя самые значительные его работы были созданы позже в Полинезии. Формируется он не сам по себе, а под влиянием молодого и талантливого художника Эмиля Бернара. Возможно, Гоген пришел бы ко многим чертам своей живописи и без Бернара, но, вероятно, этот путь был бы длиннее. Как бы то ни было, Гоген в результате присвоил лавры создания нового стиля  себе, что привело к большой ссоре с Бернаром.

Вообще, Гоген часто приписывал себе разные заслуги, иногда не вполне справедливо.

Например, он говорил, что именно под его влиянием Ван Гог начал писать свои знаменитые подсолнухи, однако известно, что Ван Гог писал эти подсолнухи и раньше, причем именно этими натюрмортами он украсил свой желтый домик в Арле к приезду Гогена. Вот почему свидетельства Гогена в его воспоминаниях и автобиографиях часто различаются между собой.

Гоген. Великий Будда. 1899 г.

Гоген. Великий Будда. 1899 г.

Но в целом, конечно, заслуга Гогена в создании нового стиля не меньше по сравнению с Бернаром. Когда они с Бернаром начали, следуя за японцами, писать ярким, локальным цветом без тональной нюансировки, ограничивать четким контуром детали, это напоминало либо витраж, либо перегородчатую эмаль и получило название клуазонизм (от фр. cloison — перегородка).

Гоген начинает менять способ восприятия натуры как таковой: она для него становится все менее и менее важна. Он во многом сближается с символистами, говорит о том, что живопись должна не рассказывать, а внушать нечто — а внушать можно в том числе через разные образы. Например, одной из его известных картин, написанных в Бретани, было «Видение после проповеди», где он, изображая борьбу Иакова с ангелом, очень интересно построил пространство. Борьба Иакова с ангелом в его произведении появляется не как реальное событие, а как образ, возникший в головах бретонок после проповеди, которую они слушали в церкви. И эту задачу он решает и очень интересным построением пространства, и цветом, и своеобразной игрой с плоскостью и объемом.

Гоген. Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом). 1888 г.

Гоген. Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом). 1888 г.

Гоген обращается к сюжетам, которые не могли интересовать импрессионистов, например, темам вечности, жертвенности, религиозным сюжетам. Гоген пишет Христа, придавая ему портретные черты, у него также есть автопортрет с нимбом.

Гоген. Символистский автопортрет с нимбом. 1889 г.

Гоген. Символистский автопортрет с нимбом. 1889 г.

Многие современники удивлялись, как при такой яркости, декоративности Гогену удавалось оставаться настолько таинственным, загадочным в своем творчестве. Ранее, как правило, художники достигали таинственности путем размытия контура, используя полупрозрачные образы. А Гоген достигал этого посредством примитивизации, яркости колорита и насыщенности экзотических образов. К этим чертам своего творчества он во многом пришел еще во Франции, в Бретани. Еще тогда его сильно интересовала далекая полинезийская культура, и он отправляется во французскую колонию — на остров Таити, где начинается новый период его творчества.

Потерянный и обретенный рай

Гогену очень хотелось создать своего рода рай: приблизиться к первобытности, жить с дикарями, окружить себя экзотическими образами. При этом он не планировал жить в этом раю один, как гений-одиночка — ему хотелось создать в тропиках целую мастерскую. Другое дело, что у него это не получилось.

Гоген очень долго приобщался к тем образам, которые мы видим на его полотнах таитянского периода. Когда он только приехал на остров, его постигло некоторое разочарование: французские колонизаторы, несмотря на то, что прибыли туда не так давно, уже успели европеизировать быт и традиции местного населения. К примеру, местные девушки уже воспринимали европейское платье как нечто более приличное, чем свою наготу, а сами племена уже не вели образ жизни, приближенный к первозданному.

Поэтому Гоген все дальше и дальше удаляется вглубь от столицы, живет в небольшой лачуге, сближается с местным населением, ему дают в жены  местную девушку. В своих записках он много писал о таитянской мифологии, о которой, по его словам, ему рассказывала эта девушка-жена, однако на местном наречии он не говорил, и скорее всего они почти не общались словесно. Те таитянские слова, которые он знал, художник использовал для названий своих работ, что казалось весьма странным и непонятным французской публике и вызывало ее отторжение.

При всей погруженности Гогена в таитянскую культуру, он продолжает вполне сознательно обращаться к привычным европейским образам, но опираясь уже на свою интерпретацию. Приблизительно та же идея была и у импрессионистов: например, знаменитая картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» — это сцена, взятая из гравюры Маркантонио Раймонди по картине Рафаэля, и это тот момент, который в свое время вызвал наибольшее возмущение у публики. То есть с одной стороны, они видели знакомую картину, композицию, явно отсылающую к Рафаэлю, но образ при этом был совершенно другим, провокационным и эпатирующим. То же самое делает Гоген в своей работе «Жена короля», которая отсылает к знаменитой «Олимпии» Эдуарда Мане. Это его переложение образа из его родной культуры на новую основу, новую для него культуру.

Гоген. Жена короля. 1896 г.

Гоген. Жена короля. 1896 г.

Одно из его поздних произведений Гогена из коллекции Пушкинского музея — это «Натюрморт с попугаями». Оно уже во многом трагично, в том числе по своему колориту: при сохранении ярких цветов преобладает темно-синий, фиолетовый, зеленый цвета, создающие ощущение напряженности. Эта работа в нашем собрании служит своеобразным эпилогом, хотя, конечно, это не последняя картина Гогена. Художник здесь возвращается к объемности, которую он строит цветом, пишет мазком-штриховкой, соединяя таким образом открытия импрессионизма, Сезанна и его собственную манеру.

Гоген. Натюрморт с попугаями. 1902 г.

Гоген. Натюрморт с попугаями. 1902 г.

Если у Ван Гога даже срезанные подсолнухи воспринимаются еще как живые, то Гоген в этой картине констатирует умирание — его самого, а также всего временного, и размышляет о вечности. Это его произведение говорит о том, что земное существование человека уже закончено, и даже яркие благоухающие цветы, прекрасные экзотические попугаи — это красота, которая подошла к своему концу и обречена на увядание. Поэтому во многом этот натюрморт — напоминание о переходе в иной мир, к которому Гоген был в тот момент уже близок.

Читайте также:

Импрессионисты: живопись, которой можно просто любоваться

Постимпрессионисты. Поль Сезанн

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »