Как праздновали царскую свадьбу на Руси

Золотое платье, укладка медом и жареные лебеди

Фев 8 • Любопытства ради, НаукаКомментариев нет

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Марина Ракитина

Марина Ракитина

Кандидат исторических наук, ведущий методист Государственного историко-культурного музея «Московский Кремль».

Как проходили свадебные торжества в семьях русских царей? Торжественный день царского бракосочетания обычно назначался на воскресенье. Обычно свадьба приходилась на зиму, ее играли в период после рождественских святок и до начала Великого поста, но возможно было также играть свадьбу осенью, после праздника Покрова, или весной, после Пасхи. Перед венчанием жених и невеста обязательно постились, исповедовались и причащались.

В назначенный для праздника день в Кремле начинался звон колоколов, который подхватывали все московские церкви. Рано утром во дворце собирались все придворные, назначенные исполнять ту или иную роль во время церемонии. Сначала приступали к одеванию царственной четы. Согласно документам, на царе Михаиле Романове в день его свадьбы с Евдокией Стрешневой был «кафтан золотный, пояс кованый золотой, шуба русская соболья». Что касается невесты, то белое платье окончательно утвердилось как свадебный наряд довольно поздно, только в XIX веке. До этого на свадьбу надевали просто лучшее из имеющихся платьев. До времен Петра Первого самым торжественным и праздничным цветом считался красный. Правда, на миниатюрах XVII века мы видим царскую невесту, как и самого царя, одетую в наряд «царственного» золотого цвета. На голове у нее был царский девичий венец, волосы были заплетены в одну косу или свободно распущены. Так как золотные ткани, где использовались тонкие металлические нити, были очень тяжелыми, то царица Наталья Кирилловна жаловалась после свадьбы, что от тяжести царского платья у нее болели все кости.

Петр Первый во время свадьбы в 1689 г.

Петр Первый во время свадьбы в 1689 г.

Одежда цариц в XVII веке

Одежда цариц в XVII веке

После того, как жених и невеста облачились в подобающие одежды, начиналось время торжества в Грановитой палате. По русскому обычаю, жених должен был забирать невесту из дома ее родителей, но во время царской свадьбы это было невозможно, ведь царская нареченная уже проживала во дворце. Поэтому Грановитая палата временно играла роль дома невесты. «Государыня царевна» приходила сюда вместе со своей свитой и садилась на заранее подготовленном месте — троне под балдахином. Рядом с ней обязательно садился ее дружка, потому что в день свадьбы пустое место рядом с молодыми считалось плохой приметой. После этого посылали известить государя: «Время тебе идти к своему делу!». Царь со своей свитой приходил в Грановитую палату. Дружка уступал ему место, и он садился рядом с невестой. Гости рассаживались за столами, им подносили символическое угощение — вареные яйца и творог, которые должны были обеспечить чадородие молодой чете. После этого раздавались подарки — богато вышитые платки, которые назывались на Руси ширинками.

Ширинка

Ширинка

Всем распоряжался тысяцкий — аналог современного тамады, который отвечал за весь ход церемонии. Жена тысяцкого обычно назначалась свахой, и ее задачей было зачесывание волос невесты. По обычаю того времени, невеста должна была отправляться в храм уже в головном уборе замужней женщины. Дружки подносили свахе на золотом блюде гребень и чарку с разведенным медом. Сваха расчесывала волосы жениха, а потом расплетала косу царевны и расчесывала ее, обмакивая гребень в мед. Таким образом, мед выполнял роль лака: волосы не должны были выбиваться из-под головного убора. Свахе подавали убрус — богато вышитый платок — и корону царицы. Заплетя волосы невесты уже в две косы в знак появления новой семейной пары, сваха покрывала их убрусом и надевала корону. Теперь невеста была готова к выходу в храм. Молодых благословляли нареченные родители — обычно ближайшие родственники царя. Так, на свадьбе Ивана Васильевича с Анастасией Романовной посаженной матерью была его тетка, княгиня Евфросинья Старицкая. Царя Михаила Федоровича с женой благословил его дядя, боярин Иван Никитич Романов.

Торжественное шествие готовилось к выходу из дворца. Жених и невеста шли каждый со своей свитой, впереди им освещали путь фонарщики с огромными фонарями, а священник кропил дорогу святой водой. У крыльца царя ждал великолепный белый конь, а невесту — богатые сани. Несмотря на то что Грановитую палату и Успенский собор разделяют несколько десятков шагов, свадебный поезд ехал по Соборной площади Кремля по всем правилам — молодые в день свадьбы не должны ходить пешком. Особо назначенные придворные «берегли пути»: никто не смел переходить дорогу перед свадебным поездом.

Венчание

Венчание

На крыльце Успенского собора молодые спешивались и по отдельности, со своими свитами входили в собор, где их ждал священник. Начиналось таинство венчания. В XVI веке царя обычно венчал глава церкви — митрополит, но в XVII веке решили, что венчать должен не монах, а женатый священник царского домового храма. Царские свадебные венцы дошли до наших дней, а вот обручальных колец еще не было — они появились только к концу XVII века. После венчания молодые садились на скамью и выслушивали поучение священника о христианском браке и роли в нем любящих супругов.

Брачный венец жениха

Брачный венец жениха

Из собора молодые выходили уже вместе, держась за руки. Однако во дворец ехали в том же порядке — царь на белом коне, а царица в санях. Они подъезжали к Красному крыльцу — парадному входу во дворец, где их уже ждала свита и посаженные родители.

Возвращение во дворец

Возвращение во дворец

В Грановитой палате начинался веселый свадебный пир, где первым блюдом обычно были жареные лебеди. Все гости сидели согласно своему чину, их жены сидели напротив с другой стороны стола. Молодые сидели на своем троне, и еду им не подавали: венчание — церковное таинство, и после него нужно было поститься до вечера. Поэтому после трех перемен блюд процессия придворных отводила молодую чету в опочивальню. По дороге сваха, одетая в меховую шубу, осыпала молодых зерном и хмелем, чтобы их жизнь была счастливой и богатой. Таким образом, в русском свадебном обряде неожиданно сочетались языческие и христианские традиции. Перед опочивальней молодым было наконец дозволено вкусить особых свадебных блюд — кашу и вареную курицу.

Царь садится на место рядом с невестой

Царь садится на место рядом с невестой

В опочивальне была приготовлена богато убранная кровать, около которой всю ночь горели огромные свечи. Оставив молодых, гости возвращались пировать. Через некоторое время тысяцкий стучал в дверь и спрашивал царя: «Случилось ли меж вами доброе?». Если ответ был утвердительным, то тысяцкий оповещал о совершившимся браке гостей, и пир продолжался. Если же ничего не произошло, то «гости разъезжались печальны». Источники не уточняют, с кем из царей на свадьбе случилось подобное. Скорее всего, речь идет о третьем браке Ивана Грозного, когда он обвенчался с уже больной Марфой Собакиной, которая скончалась через две недели после свадьбы.

Поздравления в опочивальне

Поздравления в опочивальне

На следующее утро молодых отводили в баню, где им подавался завтрак. Вместе с царем мылся его дружка, эта роль считалась особенно почетной. На третьей свадьбе Ивана Грозного дружкой был его любимец Малюта Скуратов. После бани молодые возвращались в опочивальню, куда придворные приходили с поздравлениями. По сути, это было представление двора молодой царице: «разрешил государь видеть свои и царицыны очи».

Вечером второго дня свадьбы пир в Грановитой палате возобновлялся. Теперь новобрачные уже сидели за отдельным столом и ели вместе со всеми. Вот список блюд, которые были поданы царю Алексею Михайловичу во время его второй свадьбы с Натальей Кирилловной Нарышкиной в 1671 году: «Квас в серебряной ложчатой братине, да с кормового двора яств: папарок лебедин (крыло лебяжье) под шафранным взваром, рябчик под лимоны, потрох гусиный, да к государыне царице подано яств: гусь жаркой, порося жаркое, куря в лапше, куря в щах богатых, да про государя же и про государыню царицу подаваны хлебные ествы: перепеча крупитчатая, четь хлеба ситного, курник подсыпан яйцы, пирог с бараниною, блюдо пирогов кислых с сыром, блюдо жаворонков, блюдо блинов тонких, блюдо пирогов с яйцы, блюдо сырников, блюдо карасей с бараниной. Потом еще пирог рассольный, блюдо пирогов подовых, на торговое дело коровай яицкий, кулич недомерок и прочее».

На третий день к царю приходил с благословением патриарх. Царь принимал иконы и дары и звал его на пир. В этот день пировали по отдельности: у царя — бояре и представители духовенства, у царицы — боярские жены и дочери. Царица первый раз выступала как хозяйка женской половины дворца.  Следующие несколько дней занимали приемы, во время которых подданные поздравляли царя и подносили ему подарки. По окончании всех празднеств царская чета обычно отправлялась на богомолье в Троице-Сергиев монастырь — молить Бога о скорейшем рождении наследника.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
При републикации материалов сайта «Тезис. Гуманитарные дискуссии» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Похожие записи

« »